Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // 12 Никиты Михалкова

12 Никиты Михалкова

«Закон превыше всего, но как быть,
когда милосердие оказывается выше закона?»
Б.Тосья.

Двенадцать, картина для всех и про каждого, как и было заявлено в рекламе этого фильма. Это так благодаря тому, что герои фильма хорошо узнаваемы, так сказать, ярчайшие представители своих социальных групп: правые борцы-демократы, простой бомбила, типичный гламурный бизнесмен, малообразованный, наивный рабочий метростроя… Иными словами, люди которые мы видим вокруг постоянно. То, что главные герои из разных социальных слоёв и делает фильм поистине народным. Всё так благодаря потрясающей лиге звёзд, работавших и принимавших участие в этом фильме: Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Алексей Петренко, Валентин Гафт, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Сергей Газаров, Виктор Вержбицкий, Алексей Горбунов, Роман Мадянов, Сергей Арцибашев, и, конечно же, сам мэтр Никита Михалков.

0 фото к материалу 12 Никиты Михалкова1 фото к материалу 12 Никиты Михалкова2 фото к материалу 12 Никиты Михалкова3 фото к материалу 12 Никиты Михалкова4 фото к материалу 12 Никиты Михалкова5 фото к материалу 12 Никиты Михалкова6 фото к материалу 12 Никиты Михалкова7 фото к материалу 12 Никиты Михалкова

Сюжетная линия удивляет своей скупостью: двенадцать присяжных разбирают дело об убийстве офицера российской армии, ветерана чеченской кампании.

Обвиняемый - приёмный сын офицера, выходец из Чечни, плохо говорящий по-русски. С одной стороны дело вполне ясно и голосование по нему лишь формальность: доказательства неопровержимы, свидетели указывают на подозреваемого, следствие тоже кивает в сторону парня. Поначалу все так и идёт – присяжные относятся к процессу легкомысленно и торопятся поскорее исполнить свой долг и разойтись. Однако в последний момент один начинает сомневаться, тянуть время. С этого всё и начинается. Вся схема фильма - цепная реакция от сомнения одного из присяжных. И это не случайно. Тот самый, первый усомнившийся, рассказывает свою историю. Оказывается, своим положением в обществе (он довольно состоятельный человек), достижениями в жизни и вообще тем, что он до сих пор жив, он обязан всего лишь одному человеку, который просто отнёсся к нему немножко лучше, чем остальные. В этом первая мораль фильма: у каждого своя правда и её не изменить. Кто-то обманщик, кто-то подлец, кто-то просто ничтожество – и это про себя знает каждый, но не каждый знает, почему это так. А так это просто потому, что относимся мы друг к другу, как и ко всем - никак. Однако более тёплое отношение, понимание и сочувствие может это изменить. Отношение и понимание одного может изменить другого, а о другом человеке и правда другая. Развивая эту схему, создатель хочет сказать, что и один человек, как бы наивно это не звучало, может что-то в этой жизни изменить. Не всегда, не со всеми людьми, не во все времена и с каждым это происходит, но всё-таки может. Долго, трудно, тяжко, но возможно.

Собственно у каждого героя есть своя история из нашей с вами жизни, которая является кусочком мозайки – той самой, на которой истина отображена. Всего этих кусков 12, хотя, на самом деле, меньше. Не все герои рассказывают свои истории. Некоторые выступают в роли экспертов, знающих людей. Они добавляют фильму правдоподобности, чёткости алгоритма событий.

Истории героев – основа того, что фильм про всех и для каждого. Если вслушаться, начинаешь понимать их, понимать почему они делают то, что делают, начинаешь понимать, что именно из их поступков состоит наша жизнь и почему она именно такая, какая она есть. Звучит, безусловно, пафосно, но это так оно и есть, потому что фильм-то про жизнь. Вообще герои и их истории не отличаются пафосом, как в зарубежных фильмах. Всё достоверно и правдиво, но изложено не грубо и жёстко, как обычно в картинах про жизнь, а сквозь призму понимания и сострадания. Все герои - это мы с вами, это «свои» (возникает именно такое чувство, хотя делёжки на «своих» и «чужих» нет, как раз наоборот), поэтому, кстати говоря, ни у одного из героев фильма нет имени. Они не нужны - это мы с вами. Исключение составляет лишь персонаж самого Михалкова, роль которого в фильме вообще на особом счету.

Главная анти-идея фильма, то есть то, с чем борется и опровергает мораль всей картины, это «они все одинаковы». Поднимаются пресловутый национальный вопрос. Еврею инкриминируют то, что он еврей, а чеченцу то, что он чеченец. Герой Сергея Гармаша – главный обвинитель, почти до самого конца фильма убеждён, что парень виноват, потому что озлоблен на всех не русских. С одной стороны, его позиция близка каждому: он рассказывает о том, что видит каждый день - засилие приезжих в столице России. Они везде и всюду и спасу от них нет. Коренной житель этого города начинает чувствовать себя чужим у себя дома. Конечно это близко всем, но в одном он не прав - нельзя срывать злость на человеке, потому что он не такой. Герой Гармаша видит в обвиняемом тех же самых людей, что захватили весь бизнес, все торговые точки, которые нажили богатство незаконным путём – воплощение зла, только потому, что он их земляк - «они все одинаковы». Именно этому уравниванию и противоречит концепция фильма: не уравнять их перед нами, а уровнять всех, чтобы каждый увидел, почему происходит то, что происходит, и чтобы каждый увидел себя в этом мире, вместо того, чтобы думать что он лучше, а они хуже. Эта линия ведётся и многими другими убеждениями и стереотипами, которые сложились в нашем обществе.

Очень важной деталью является то, что на протяжении всего фильма, параллельно событиям и рассуждениям главных героев, рассказывается и жизнь самого пацана. Парень видел войну и пострадал от неё - остался сиротой. Также интересен сон мальчика. Он начинается ещё во времена СССР, когда наши народы жили, худо-бедно, но вместе. Видимо, это намёк на то, что парень был рождён ещё в союзе. Проводится параллель схемы, которую выводят присяжные и чеченской войны. Это намёк Михалкова. Тем самым, он даёт понять, что наша ненависть, ксенофобия, это не только результат миграции – это и продукт чьих-то усилий. Кому-то это очень выгодно, и кто-то довольно сильный остается в выигрыше, пока люди ненавидят друг друга. Поэтому Михалков и приравнивает чеченскую войну - продукт произвола наёмников, объявивших себя патриотами за очень большие деньги, - с тем делом, которое рассматривают главные герои. Герой Виктора Жвербицкого прямо говорит об этом: «Когда на кону миллионы долларов, грань между «убедить» и «убить» ничтожна». Первообразная ненависти - деньги. Поддаваясь им, люди перестают думать и одни начинают убивать и ненавидеть друг друга, а другие зарабатывают на этом. Никакого святого долга и патриотизма - только быть пешкой в руках сильных мира сего и помогать им становится ещё сильнее.

Финал. Это звёздный час самого Михалкова. Истина установлена, всё ясно и доказано, теперь остаётся вопрос: «как этим распорядится?» По признанию самого режиссёра и исполнителя одной из главный ролей, финал получился слишком уж оптимистичный. «Так не бывает, но мне очень хочется чтобы так было» - сказал Никита Сергеевич. Мы видим истину в действии – сочувствия, доброты и понимания одного человека хватило, чтобы изменить жизнь другого, а возможно и повлиять на жизни остальных. Доброта в этом мире, не так уж и бессильна, добавлю лишь я от себя.

Выскажись!

LORDI


!