Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // III Международный Фестиваль Русское Зарубежье. Часть 1

III Международный Фестиваль Русское Зарубежье. Часть 1

III Международный Фестиваль «Русское Зарубежье» прошёл в Доме Русского Зарубежья имени Александра Солженицына. Идея ознакомления с культурой русской эмиграции, диалог между нами и ими – важный вопрос с точки зрения консолидации всей русской нации как внутри страны, так и между людьми, по тем или иным причинам оказавшимся вне её границ. И, вроде бы, лучшего связующего звена, нежели искусство, не сыскать. Увы, фестиваль выявил определённые проблемы, которые словно бетонные стены стоят между нами, и попытки их замолчать или просто обойти могут привести только к их укреплению. Мы упустили тот момент, когда ещё можно было эти стены перелезть, сейчас же организаторы пытаются таранить их, вызывая в гостях мероприятия желание спорить, настолько сильное, что беседы несколько раз скатывались до уровня прямых оскорблений. Но, давайте обо всём по порядку: кино, театр и русская эмиграция.
Отбросим излишнюю академичность, она тут совершенно не поможет, и взглянем на программу фестиваля с точки зрения нашей рабочей бригады. В конце статьи – немного аналитики.

Русское Зарубежье - Пресс-конференция и церемония открытия

Для нас фестиваль начался 7 ноября, когда в Доме Русского Зарубежья прошла пресс-конференция, посвящённая открытию. Как известно, на подобных мероприятиях в первую очередь называют цифры. Третий раз фестиваль собирает гостей под сводами этого здания на Таганке, в программе – 22 игровые и документальные картины, которые посвящены русской эмиграции и жизни русских за границей. Принимают участие работы из 8 стран мира: Германии, Франции, США, Израиля, Великобритании, Болгарии, Сербии и Беларуси. Ну и, конечно, большинство фильмов никуда не ехали, они снимались в России. 58 картин было показано за время проведения предыдущих двух фестивалей. То есть за три года – 80 фильмов, и это притом, что картины о русской эмиграции – не самое частое явление. Особенно мало снимается игровых фильмов на эту тему. Сергей Зайцев, президент кинофестиваля, отметил, что налаженные связи помогают искать подобные картины, иногда даже выстраивается очередь, так как все имеющиеся предложения не влезают в ограниченные масштабы «Русского Зарубежья». Так фильм «Последнее Пристанище», только сейчас вошедший в программу фестиваля, был снят аж в 2000 году.

Сергей Зайцев - Президент 3 Международного Фестиваля Русское Зарубежье Сергей Зайцев - Президент 3 Международного Фестиваля Русское Зарубежье Сергей Зайцев - Президент 3 Международного Фестиваля Русское Зарубежье Пресс-конференция III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Филипп Кудряшов - директор Фестиваля Русское Зарубежье Филипп Кудряшов - директор Фестиваля Русское Зарубежье Филипп Кудряшов - директор Фестиваля Русское Зарубежье Филипп Кудряшов и Сергей Зайцев - Русское Зарубежье 2009 Виктор Москвин - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Виктор Москвин - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Виктор Москвин - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Виктор Москвин - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Александра Свиридова - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Александра Свиридова - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Александра Свиридова - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Александра Свиридова - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Анна Чернакова - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Анна Чернакова - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Анна Чернакова - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Анна Чернакова - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Владимир Левин - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Владимир Левин - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Владимир Левин - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Владимир Левин и Анна Чернакова - Русское Зарубежье 2009

На этот раз «Русское Зарубежье» посвящено столетию «Русских Сезонов» Сергея Дягилева. Об этом мы расскажем позже, а заодно и покажем вам удивительные декорации, воссозданные художниками Анной и Анатолием Нежными на основе работ Льва Бакста, Александра Головина и Александра Бенуа.

Кроме всего вышеозначенного, на конференции был назван состав жюри, выступили некоторые гости. После конференции гости проследовали в зал, где проходило открытие кинофестиваля «Русское Зарубежье». Не могу сказать, что текст, произнесённый со сцены, чем-то отличался от предыдущего. Зато на сцене были показаны интересные номера: выступления русского народного ансамбля и одного автора исполнителя.

В тот вечер в зале присутствовал Николай Караченцев. Ему вручили одну из главных традиционных медалей фестиваля – Медаль Имени Михаила Чехова, которой награждаются видные деятели культуры за выдающиеся достижения в области кинематографии и театрального искусства.

Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье Церемония Открытия - III Международный Фестиваль Русское Зарубежье

Первый День Показов – 8 ноября

Воскресенье стало одним из самых интересных дней с точки зрения документального кино. В первую очередь, мы ознакомились с фильмом Николая Головихина «Хвост», повествующем о ярком и неординарном явлении русской культуры – Алексее Хвостенко. Хвост – известный поэт, драматург, художник, скульптор и музыкант, песни на его стихи поют многие известные рок-группы, из-за чего сам он носит титул «дедушки русского рока». На самом деле, фильм о таком персонаже – довольно спорное зрелище. Соглашаясь с серьёзным вкладом Хвостенко в Отечественную культуру, я бы, всё-таки, обратил внимание читателей на то, что о нём рассказывали представители довольно маргинального культурного направления, люди, чьё художественное дарование сложно оценить с качественной точки зрения. Васильев, Нечаев, Батусов, Чалаев и многие другие – вот персоны, предстающие на экране в компании самого Алексея Хвостенко и без него. Фильм рекомендую любителям «театра абсурда», на который сильно смахивает всё то, что было показано на экране.

Андрей Романович Редлих и Григорий Амнуэль

Второе кино – одно из самых провокационных и спорных явлений нашей современности. Фильм «Редлих – люди с той стороны» повествует о чете Редлихов, после революции перебравшихся жить в Германию. В годы войны они, считая себя патриотами России, боролись с коммунистическим режимом, стояли у истоков Власовского движения и РОА. Картина преподносит их как людей, питавших огромную любовь к своей Родине, не способных видеть её в руках кровавых большевиков. Одного взгляда в зал было достаточно, чтобы увидеть, как его сейчас разорвёт. Присутствующий в зале Андрей Романович Редлих, сын героев фильма, думаю, испытал не самые счастливые минуты в своей жизни. Как вполне логично было замечено кем-то из зрителей, попытки оправдания военных преступников, которых обвиняли не только большевики, но и всё европейское сообщество, обречены на провал. Есть в идее борьбы с большевиками один большой спорный момент: речь идёт не о пропаганде, не о возбуждении нелюбви у советских граждан строем. Нет. Речь идёт о сознательной поддержке врага-агрессора, совершившего кровавое нападение на пусть и коммунистическую, но Родину. И тут уже не до идеологии. С другой стороны, фильм, вышедший как точка зрения, интересен, позволяет ознакомиться с идеями РОА, НТС и других организаций антикоммунистического толка, смотреть подобные фильмы любопытно чисто с точки зрения общего развития.

Художественное кино в этот вечер было представлено фильмом Славы Цукермана «Перестройка». Не могу сказать, что испытал хоть какие-то приятные мгновения во время этого просмотра. Вместо обещанного сложного внутреннего мира и олицетворения его в виде перестроечной Москвы, я увидел толпы людей, которые чуть ли не грызутся за водку, слабого и скучного главного героя, на каменном лице которого совершенно отсутствуют хоть какие-то душевные метания, и кучу женщин – его бывших, настоящих и будущих любовниц. Идея в фильме есть, а вот воплощение её меня совершенно не впечатлило.

Второй День Показов – 9 ноября

9 ноября мы посвятили отсмотру программы Болгарии, которая оказалась на фестивале благодаря нашим партнёрам из «Живой Классики». Что можно сказать по данному поводу? Первый номер болгарской программы – «Быть русской в Болгарии» Десиславы Чонгаровой. Фильм повествует о трёх женщинах, вышедших замуж в этой удивительной стране. Одна из них русская, вторая – татарка, а третья еврейка. Болгары, правда, не замечают разницы, для них они все русские. Не могу сказать, что содержательная сторона фильма интересна. Скорее это перекрёстное интервью, в котором найти полезные сведения могут лишь люди, интересующиеся сугубо бытовыми русско-болгарскими связями. Правда, надо отдать Десиславе должное, фильм короткий, поэтому совершенно не скучный. На мой взгляд, его можно положить в стопку фильмов «для общего развития».

На этом, собственно, наша кинопрограмма и закончилась. Дальше был вечер, под названием «Русская эмиграция в Болгарии». Ведущей вечера стала актриса Александра Хонг, живущая и преподающая в Болгарии. Сама она занимается так называемой арт-терапией, смысл которой заключается в целебном воздействии пластики, танца, мимики на актёров, страдающих какими-либо видами заболеваний. Смесь медицины и искусства. На вечере были представлены несколько книг. Андрей Попов презентовал огромный, красиво иллюстрированный том «Русское зарубежье в Болгарии», который быстро пошёл по залу. Всякий сидящий с восхищением рассматривал иллюстрации, в тайне мечтая получить книгу.

Должен сказать, что первую часть программы я не передаю вполне осознанно, так как, в конце концов, она скатилась до глубокого академизма, что, как мне кажется, очень сильно затрудняет культурный диалог. Если существует интерес, существует желание общаться, обмениваться достижениями искусства, если существует хотя бы желание воплотить в жизнь такой обмен, нужно отказаться от научного языка, иначе он будет сугубо на уровне «посвящённых». Последнее означает полную бессмысленность всех этих действий, результат которых осядет на дне каких-нибудь словарей и монографий. Многие фрагменты даже нашей собственной культуры оказались забыты по этой причине. Неужели и идею международного культурного обмена мы вновь убьём, загнав в жёсткие специализированные рамки?

Через час разговоров о русских в Болгарии, представления эмигрантов, которые занимаются какой-либо полезной деятельностью, презентаций различных трудов по заданной теме, начался спектакль Александры Хонг «Жизнь это театр, или Путь ученика» . После того, как Александра показала несколько зарисовок, я взглянул на подробный конспект предыдущей встречи и разорвал его на куски. Потрясающий танец, смешанный с пантомимой, театральными элементами и глубоким психологическим подтекстом произвёл на меня сильное впечатление. К примеру, рождение полёта, показанное от лица маленького птенца, история про человека, пытающегося избавиться от улыбки, которая неизменно возвращается на своё место, грустная история маленькой спички, целая жизнь дерева, рассказанная за пять минут. Всё это – на языке тела и мимики; бессловесная искренность, с которой Александра преподносит все свои зарисовки, поражает воображение. Ведь можно, если хочется, без навящивой энциклопедичности, правда? Вот вам и культурный обмен.

Столетие Русских Сезонов Дягилева и Хористология Дениса Мицкевича

Как мы и обещали, пара слов о связи III Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье» со столетием Русских Сезонов Сергея Дягилева. Связи нет. На самом деле, семейством Лиеп в данный момент ведётся работа по воскрешению Сезонов, что на фестивале вылилось в выставку декораций и вечер, посвящённый замечательным русским балетам начала двадцатого века. Признаюсь, кино посмотрел сквозь один большой зевок. Я-то надеялся, что рассказывать в нём будут о самих Русских Сезонах великого «продюсера» Сергея Дягилева. Действительно, не может не удивлять талант человека, который был способен собрать вокруг себя лучших художников, балетмейстеров, танцоров и композиторов Европы, создав общеевропейский проект под подобным названием. Расширить свой кругозор, увы, не удалось.

Фильм рассказывал о титанической работе Андриса Лиепы над восстановлением сезонов, о его, Андриса, душевных переживаниях, о том, как работает Илза Лиепа над своими ролями, и чуть-чуть о том, как воссоздавали декорации и костюмы художники Анна и Анатолий Нежные. И на протяжении всей картины зрители радостно открывали для себя новые подробности о том, что где-то удлинили, где-то воссоздали заново музыку, или вообще заменили её на что-то другое, а уж сколько было восторженных бесед о новых красивых материалах и тканях! Исполин «Русских Сезонов» тем временем сгибался от суеверного страха и со вполне понятным ужасом смотрел в будущее, оправданно опасаясь, как бы любимые народные чего не натворили.

Выставка, на которой были представлены разработки Нежных перед вами. Могу сказать, что прогулка по коридорам Дома Русского Зарубежья куда интереснее, нежели это документальное кино, восстановленные работы великих в интерпретации молодых художников производят приятное впечатление.

Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Столетие Русских Сезонов Сергея Дягилева Философский Пароход - главный приз кинофестиваля Русское Зарубежье

Совершенно обратное ощущение произвёл на меня фильм «Хористология» Катрин Маттинли. Картина рассказывает о работе всей жизни Дениса Мицкевича, основателя Йельского хора русской песни. Одними из первых артистов, приехавших по культурному обмену в СССР, были представители как раз этого коллектива, воспитанные на высоких традициях русского хорового пения. Сам Денис Мицкевич присутствовал в зале. После фильма он общался с гостями фестиваля, обещал приехать через два года с хором и дать большой концерт в Москве. Приятно было видеть на экране картину, в которой политика отходит на второй план и можно просто узнать о том, какие культурные ценности создавали эмигранты за рубежом, как продвигали идею только зарождавшегося тогда культурного обмена между странами разных лагерей, политических систем и взглядов.

А я хотел бы немного подытожить. Во второй части статьи мы расскажем вам о победителях конкурсной программы, а также о нескольких фильмах, которые, увы, ничего не выиграли, но, на мой личный взгляд, были на самом деле лучшими картинами фестиваля.

Сложность восприятия искусства эмигрантов в России заключается в том, что нас с ними разделяет не только стена времени и пространства, но и простая историческая справедливость. По тем или иным причинам, они оставили Родину. Не столь важно, оправдан ли был этот поступок, но они жили в других местах в то время, когда тут тоже росли дети, старели люди, менялись поколения. Когда ушедшие рассказывают оставшимся о том, что они не могли поступить иначе, на уме у вторых возникает один совершенно логичный вопрос: но мы-то как-то жили? Между тем эмигранты, особенно представители первой волны, хотят от нас раскаяния, приравниваемого к признанию того, что тут действительно невозможно было существовать. Никогда его не будет, не может вся нация, жившая на протяжении ста лет здесь, страдавшая и радовавшаяся вместе с Россией, упасть на колени перед теми, кто её оставил, пусть даже по объективно логичным причинам. Никого не хочу винить, но эта стена отчуждения непреодолима. Надо просто оставить прошлое в прошлом, пора остановиться и перестать снимать провокационное кино про то, как героически боролись с большевизмом эмигранты, как спивались люди здесь во время перестройки, как убегали от бандитов в 90ые (или как убегали бандиты тогда же). Этими тычками да булавочками мы унижаем сами себя. На фестивале звучала идея объединения русских всего мира. Так давайте объединимся! Только делать это нужно, не требуя признания ошибок одной из сторон, нужно помнить, что НИКОГДА не бывает права только одна сторона спора. Если вы хотите указать кому-то на его ошибки, нужно быть готовым к тому, что вам укажут на ваши.

Другие Статьи:
Рецензия на фильм Владимира Левина - Первый Русский
Фильм Ностальгия По Будущему – перекрёстная рецензия

Выскажись!



!