Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Интервью // Интервью с Александром Зоричем.

Интервью с Александром Зоричем.

Итак, наши литературные вечера продолжаются. На этот раз мы взяли интервью у очень необычного тандема авторов, объединённых одним псевдонимом: Александр Зорич. Как написано на главной странице сайта этих авторов, они, вопреки всеобщему мнению, не состоят в браке. Перу дуэта принадлежат 17 романов, десятки повестей, рассказов, по их произведениям выходят компьютерные игры. Сегодня мы познакомимся с ними поближе.

0 фото к материалу Интервью с Александром Зоричем  1 фото к материалу Интервью с Александром Зоричем  2 фото к материалу Интервью с Александром Зоричем  3 фото к материалу Интервью с Александром Зоричем

1. Забудем на миг, что у вас есть сайт, на котором всё объясняется. Как появился псевдоним? Почему вы стали писать под одним именем?

Дмитрий: Мы очень давно начали работать в соавторстве, еще в 1992 году. О псевдониме особо не задумывались, потому что то были годы ученичества - мы писали различные экспериментальные тексты, которые опубликовать было практически невозможно. Спустя пять лет наш роман "Знак Разрушения" был принят к публикации в издательстве ЭКСМО. Вот тогда и родился псевдоним Александр Зорич. Зорич - в честь везучего фаворита императрицы Екатерины II, Александр - в честь Александра Македонского.

2. Вы пишете в нескольких жанрах, какой вам всё же ближе? Космическая фантастика, или же фэнтези?

Яна: Всегда ближе то, над чем работаешь в данный период творчества. Если бы этот вопрос прозвучал в 1997 или 2000 году, то однозначный ответ был бы - фэнтези. Если бы в 1999, то ответ был бы "историческая мистика", поскольку мы тогда заканчивали свой скандальный роман "Карл, герцог". В 2006 году мы работали над книгой "Римская звезда" про поэта Публия Овидия Назона, поэтому ответ был бы - "историческая проза". Сейчас снова становится ближе космическая фантастика, потому что мы пишем роман "На корабле утро", действие которого происходит в мире "Завтра войны".

3. Что сподвигло вас написать детские сказки?

Дмитрий: Чувство протеста. После выхода первых романов о Гарри Поттере появилось много клонов Поттера, написанных у нас, в России. При этом под видом "пародий на Гарри Поттера" в печать протаскивались откровенно вторичные романы, которые содержали много элементов прямого плагиата. Видеть такое было обидно. С другой стороны, сам цикл о Гарри Поттере нам не нравится. Не то чтобы совсем-совсем не нравится - возможно, это полезная и интересная сказка, написанная англичанкой для английских детей - но мы не согласны с тем, что это хорошая сказка для детей русских. И мы решили написать книгу, которая стала бы актуальной и, по возможности, подлинно русской детской сказкой. Если угодно - даже немножечко советской, в хорошем смысле слова. Количество переизданий наших сказок о Денисе Котике показывает, что мы не ошиблись.

4. Опишите мир, в котором вам самим хотелось бы жить? Мир утопии «Завтра война» попадает под это определение. Чем?

Яна: В мире нашей мечты должны быть четыре вещи: порядок, материальное изобилие, высокий уровень личной ответственности граждан и - что очень важно - перспективы развития. Действительно, все это воплощено в мире "Завтра войны".

При этом - насчет "перспектив развития" - хочется напомнить об одной модной фишке фантастики 1970-х годов, которая у Стругацких названа "вертикальным прогрессом". Под "вертикальным прогрессом" понимается особое качественное развитие отдельных индивидуумов (а с ними, как тогда полагали, и всего человечества). Это развитие, фактически, превращает человека в сверхчеловека, а совокупность таких сверхлюдей (у Стругацких - "люденов") - в новый биологический или даже "надбиологический" разумный вид. Так вот, подобные вещи нам кажутся довольно опасными, поэтому в своей утопии мы говорим о более приземленных материях. Под "перспективами развития" мы понимаем самую обычную территориальную экспансию. Новые звезды, планеты, гостеприимные и антропофобные - вот что должно быть доступно а мире нашей мечты. В таком мире каждый может стать Колумбом - и именно благодаря этому человечество будущего дышит полной грудью, не мучается клаустрофобией и гиподинамией на тесной планете Земля.

5. Какую роль в вашей жизни играет Интернет? Как мы знаем, он сейчас занимает всё большую нишу в нашей жизни.

Дмитрий: Удобное средство коммуникации. Новая форма презентации СМИ. Но вряд ли нечто большее. Это - подчеркиваю - лично для нас. А есть люди, которые буквально живут в интернете, так что нельзя отрицать того факта, что для кого-то Сеть стала заменой реальной жизни как таковой - подобно тому, как это произошло в нашем романе "Сезон Оружия" в большинстве развитых стран.

6. Каких авторов и какие произведения из современной фантастики/фэнтези вы бы назвали классикой?

Яна: Сейчас не так трудно получить титул "живой классик" от критиков, но - как и было всегда - очень нелегко стать настоящим классиком. То есть писателем, чьи книги будут читать через пятьдесят или сто лет. Поэтому мы не спешим с оценкой современных писателей в терминах классики. Подлинными классиками жанра пока что стали Герберт Уэллс, Филипп Дик, Алексей Толстой и Иван Ефремов. Среди современных писателей-фантастов есть много успешных, очень много популярных и немало хороших. Но говорить о классиках - рановато.

7. С чем связано такое количество наград в 2007 году? Год ещё не кончился, а наград уже очень немало. Вы стали активней работать?

Дмитрий: Скорее нас стали больше читать и лучше понимать. Почему так произошло? "Выслуга лет", наверное.

8. А вообще, что для вас творчество? Работа, или ещё что-то?

Яна: Работа. Но не просто работа, а единственно возможная, любимая работа. Обычно это называют "призванием".

9. Как относитесь к религии? Какую исповедуете?

Дмитрий: Мы православные. К религии, стало быть, относимся. И притом хорошо.

10. Интересно мнение фантаста. Что будет с людьми в будущем?

Яна: Придут к варварству и дикости, если не повезет. Если же повезет, то в ближайшие 200 лет нас ожидают такие совершенно необходимые для глобального сохранения цивилизации вещи как создание термоядерных электростанций и космическая экспансия в пределах Солнечной системы, города на Луне и на Марсе и так далее. Что касается пресловутых "нанотехнологий", то мы надеемся, что от них будет отдача только в сфере создания принципиально новых материалов. Если же нанотехнологии залезут в генетику, то ничего хорошего ожидать не приходится.

11. Не сложно писать фантастику во времена, когда техникой, космосом, роботами и сражениями уже никого не удивить?

Дмитрий: Нам кажется, что с "техникой, космосом и роботами" в отечественной фантастике получилось не так однозначно, как кажется. Толком освоить это поле наша фантастика просто не успела - слишком рано грянула перестройка, потом распад СССР и другие катастрофические события. Они надолго развернули нашу фантастику в сторону фэнтези, мистики, псевдофилософской рефлексии, поверхностного космического боевика. В 1990-е годы всерьез работать с технической и футуристической фактурой считалось дурным тоном. (Разумеется, негласно, но подобные настроения "работали", они были очень влиятельными.) А ведь даже в такой консервативной на первый взгляд области как астрономия - в частности, описательная астрономия Солнечной системы - после 1986 г. были совершены не то что великие открытия, произошли настоящие научные революции! Тот, кто об этом не подозревает, просто никогда не брал на себя труд ознакомиться с современными научными работами. Ну а если теперь еще вспомнить, что СССР - а стало быть и современная Россия, как правопреемник Советского Союза - обладает рядом неоспоримых приоритетов в освоении космоса... Например, все помнят о первом спутнике и Юрии Гагарине. Но много ли говорится о том, что наши ядерные реактивные двигатели, созданные для полета на Марс, были и остаются по сей день лучшими в мире? А между тем, это так. Надо просто много работать, много знать, искать новые пути к читателю - и выяснится, что писать космическую фантастику сейчас даже интереснее, чем раньше.

12. Так как сайт наш посвящён современной культуре, возникает вот какой вопрос: какое место фантастика и лично вы занимаете в современной литературе?

Яна: С фантастикой более-менее ясно. Это часть современной литературы, которая в худших своих проявлениях носит глубоко вторичный и эпигонский характер (и поэтому, скажем деликатно, скучна - за что ее вполне заслуженно поругивают). Зато в лучших своих проявлениях фантастика служит мостом между обыденным, наскучившим - и новым, неизведанным. Что же касается лично нашего места... Мы - утописты, вечные романтики. Верим в порядочность, любовь, культуру... А об остальном пусть судят читатели и критики.

13. Что для вас Россия? Интересно ваше мнение, несмотря на то, что вы живёте в Украине.

Дмитрий: Россия - это великая континентальная империя, неисчерпаемая культура, богатейший язык. Наша родина - СССР, а значит - Россия. По-моему, этим все сказано. Я не стану расписываться за всю территорию современной Украины, но ее большая часть, в том числе наш родной Харьков - органическая часть России, Российской империи. Тот факт, что сейчас мы, направляясь в Москву, от которой нас отделяют какие-то несчастные 700 километров, должны пересекать "государственную границу", проходить 2 паспортных контроля и 2 таможенных досмотра - историческая трагедия и национальный позор. И для русских людей, и для тех, кто предпочитают называть себя украинцами... В общем, Россия - наша страна. Думаю, этим все сказано.

14. Что бы вы пожелали людям, которые пишут фантастические рассказы и скорбно кладут их в стол? Сам страдал таким когда-то, поэтому интересно)

Яна: Это в первую очередь зависит от того, как эти люди сами относятся к своим литературным опытам. Если они считают их "баловством", значит, это и есть баловство. И, вероятно, такие рассказы должны остаться лежать в столе до скончания времен. Если же есть ощущение, что все-таки нет, что рассказ удался, он может быть интересен тысячам читателей - тогда надо обращаться в редакции. В первую очередь - редакции журналов, которые сейчас охотно публикуют фантастику. К ним относятся: "Мир фантастики" (Москва), "Если" (Москва), "Полдень. XXI век" (Санкт-Петербург), "Техника - молодежи" (Москва), "Реальность фантастики" (Киев). Координаты редакций сейчас легко отыскать в интернете.

15. Скажите пару слов нашим читателям, среди которых присутствуют ваши фанаты!

Дмитрий: Читать, учиться читать, вообще учиться, никогда не уставать узнавать новое. А вот про телевизор лучше всего вообще забыть.

Яна: И, конечно, больше спорта - меньше пива!

Выскажись!

LORDI


!