Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Андрей Битов - спектакль "Пенелопа" на Страстном

Андрей Битов - спектакль "Пенелопа" на Страстном

Мы склонны размышлять, рассуждать о том, какими надо быть, как надо вести себя в обществе, как выглядит тот или иной наш поступок в глазах других людей, да и вообще, пытаться заглянуть к себе в душу, понять, кто же я такой и почему поступаю так, а не иначе. В психологии это называется умным словом «рефлексия», что в более бытовом варианте обычно звучит как «самокопание». Идешь вот так по улице или просто сидишь где-нибудь и размышляешь-рассуждаешь (читай, копаешься в себе).

Побывавшие в Театральном Центре на Страстном на спектакле «Пенелопа» оказались невольными свидетелями подобной рефлексии. Именно там 23 января в рамках программы «Питер-Москва-Питер» состоялась московская премьера спектакля по одноименному произведению Андрея Битова, поставленная любимым многими петербуржцами режиссером Григорием Козловым. Этот рассказ относится к раннему творчеству Битова, но, несмотря на это, считается одним из признанных шедевров прозы ХХ века. Премьера спектакля по этому рассказу состоялась в Театре им. Ленсовета в 2007 году, и на данный момент это единственная театральная постановка произведений Андрея Битова.
Сюжет незатейлив – главному герою, Лобышеву, должны выплатить зарплату, о чем он, крайне умело избежав встреч с начальством, узнает в бухгалтерии. А поскольку до объявленного времени «икс» остается целых три часа, он решает потихоньку улизнуть и прогуляться по любимому Невскому. Солнечный осенний Проспект будит мысли, ненавязчивые вопросы «почему?», «зачем?», «как?», в общем-то, не портящие прогулки. Единственное желание героя – уйти от этой серой обыденности, надоевшей бытовухи, просто наслаждаться и как можно меньше задумываться о приземленном, лишь тешить себя счастливыми и сладкими размышлениями. Уж и не зная, чем себя занять на эти часы, он случайно утыкается взглядом в надпись «Колизей» и также неожиданно для себя покупает билет на фильм «Одиссей». И даже хочет в какой-то момент уйти оттуда, хоть и потрачены деньги на билет, ведь понятно, что увидит он обычную киношную муть… Но все же он заходит в темную парадную, ведущую ко входу в кинотеатр. И по случайному стечению обстоятельств там, в полумраке, заводит знакомство с девушкой. И им обоим это знакомство кажется величайшим проявлением удачи и счастья – повстречать такого симпатичного человека, да и где – в кинотеатре, месте, просто предназначенном для подобных случайных свиданий. В таком блаженном состоянии его и настигает реальность: выйдя на свет, он видит, мягко говоря, малопривлекательную особу, небрежно одетую и нелепо постриженную. Сказка, скрывавшаяся в полумраке, на свету оказалась крайне нелицеприятной реальностью. И это раздвоенность есть и в самом герое: одна его половина живет еще сумрачной надеждой, чувствует, что та пленительная красавица, которую он представлял себе в темноте парадной, уже стала его и душой, и телом, а вторая – хочет бежать подальше от чудовища, цепко держащегося за его рукав, преданно и влюблено глядя в его глаза.


Именно в этот момент к герою приходит понимание, что всю свою жизнь, будучи в мыслях вольным и независимым человеком, на самом деле он лишь следовал общим законам общества – следи за своим поведением, равняйся на остальных, самоутверждайся за счет слабых, будь достойной единицей этого общества. Стыд – единственное чувство, испытываемое им в этом ситуации. Причем стыд этот двойной – с одной стороны, герой стыдится, что рядом с ним стоит эта крайне не симпатичная, кое-как одетая девушка, с другой – он стыдится своего собственного стыда. Казалось бы, в таком случае можно бы расценивать данного персонажа как вполне нормального человека – ни черный, ни белый, но серый – человека, в котором намешано и хорошего чуть-чуть, и плохого немного. Однако сам Лобышев признает, что, да, этот «черный» стыд сильнее, он почти заглушает все то более-менее гуманное, что было в его поведении. И ради того, чтоб исправить свое пошатнувшееся положение в глазах общества, он готов идти на предательство доверившегося ему человека.

Если говорить в целом о постановке, то игра актеров, оформление сцены и т.д. и т.п.– то есть общее впечатление от спектакля самое что ни на есть положительное. Соглашусь с цитатой из высказывания театральных критиков, помещенной в анонсе показа - «нет ни одной дурной ноты, театрального вранья, заигрывания, желания сплюсовать. Каждое произнесенное слово превращается в глубокое проживание, и соответственно оно преисполнено смысла. Умное и талантливое получилось раздумье». Действительно, актеры - Сергей Агафонов и Екатерина Гороховская – сыграли настолько искренне, полностью раскрываясь на сцене, что время летело абсолютно незаметно, и зрители впитывали в себя каждую эмоцию, показанную на сцене, как свою. Это была не постановка, а фрагмент из жизни, который каждый вполне бы мог прожить и пережить в своей собственной реальности. Каждая мысль кажется словно схваченной с твоих собственных губ, за проступками героя наблюдаешь не как за дешевым телевизионным сериалом, а как за летописью нормальной человеческой жизни, со всей ее несправедливостью и темной подложкой. И при этом постановка не выглядит нравоучительно серьезной – даже несмотря на важность и болезненность затронутой темы, она изображена очень легко, не давяще, с простым житейским юмором.


Общее оформление сцены внешне не представляется чем-то особо экстравагантным или необычным – письменный стол с лампой и старой печатной машинкой на нем, в центре сцены поднимающийся экран с занавесями, за которыми две зеркальные панели, закрывающиеся на манер дверцы. Однако весь этот реквизит используется настолько полно и интересно, что история одного дня, показанная всего двумя актерами, кажется огромным фрагментом насыщенной событиями жизни. Так, спектакль начинается под треск пишущей машинки, «выбивающей» на белом экране «Андрей Битов. Пенелопа». Рассказчик – молодой парень, сидящий за столом, неспешно ведет повествование, а на экране идет видеоряд, в котором зритель то видит Лобышева, бредущего по Невскому, то сам засматривается на длинные ноги красивых девушек в коротких юбках, глядя на мир глазами героя. И как-то незаметно, словно случайно, рассказчик надевает ботинки, накидывает куртку и перед зрителем уже оказывается тот самый парень из видео. Из таких фокусов состоит весь спектакль – вдруг начинает играть и органично вписывается в общую канву греческий сиртаки, вдруг обычная постановка превращается в театр теней… И так во всем.

Напоследок хотелось бы сказать пару слов о названии. В одном из интервью Андрей Битов сказал, что название «Пенелопа» для рассказа возникло чисто случайно, возможно потому, что она «ждущая». И главная героиня тоже ждет. Она ждет и предчувствует предательство со стороны Лобышева, ведь его поведение соответствует закону общества, общества, которое отталкивает ее просто за то, что она не попадает под высокую мерку, навязанную желающим существовать в нем. Не жить, а именно существовать, вечно настороже, с оглядкой на остальных. И, возможно, для Лобышева то зарождавшееся нежное, человеческое, что он почувствовал в полумраке парадной, было единственной каплей жизни в море вранья, предательства, пресмыкательства перед стандартами. И пусть столь трагичный финал этой статьи не тревожит вас – спектакль действительно стоит того, чтобы его посмотреть и проникнуться чем-то теплым и добрым, что есть в нашей жизни.

Выскажись!

CARCASS


!