Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Литература // Антон Семёнович Макаренко

Антон Семёнович Макаренко

Любая эпоха запоминается в первую очередь крупнейшими событиями и самыми яркими личностями. И если события разных эпох – прерогатива исторических изданий и авторов, то жизнь и труд деятелей разных эпох рассматривается книгами, журналами и сайтами культурной направленности. Поэтому мы начинаем новую серию статей, посвящённых самым ярким и интересным, с точки зрения культуры, личностям.

Первая статья этого цикла посвящена Антону Семёновичу Макаренко – неординарному человеку, оставившему в истории педагогики и литературы больше вопросов, чем ответов.

0 фото к материалу Антон Сем нович Макаренко1 фото к материалу Антон Сем нович Макаренко2 фото к материалу Антон Сем нович Макаренко

Итак, начнём мы, пожалуй, с биографии.

Антон Семёнович Макаренко родился в 1888 году в городе Белополье Сумского уезда в Харьковской губернии. Что интересно, будущий педагог и публицист Макаренко был сыном простого маляра. Однако по стопам отца он не пошёл, и получил педагогическое образование сначала на кременчугских учительских курсах в 1905 году, и, позднее, в 1917 в Полтавском Педагогическом Институте. Выпускное сочинение Антона Семёновича носило громкое название «Кризис современной педагогики». Его считают первой серьёзной работой молодого Макаренко. С 1918 года работал по специальности – инспектором Высшего Начального Училища в городе Крюков Посад Кременчугского района, а также заведовал начальным городским училищем в Полтаве.

Через два года, Макаренко становится заведующим Полтавской колонией для правонарушителей, которая впоследствии получила имя «Колония имени М. Горькова».

Вообще, отношения между Макаренко и Горьким были хорошие. Ещё в 1914 года Антон Семёнович отправляет Горькому свой первый рассказ с ироничным названием «Глупый день». Начиная с 1925 года, состоял с Горьким в постоянной переписке. В 1928 году великий писатель лично знакомится с колонией своего имени. Восторженный Горький говорит о Макаренко, что его работы в области педагогики войдут в историю, и не ошибается.

Кроме первой колонии, Макаренко возглавляет Харьковскую коммуну, а с 1927 по 1935 годы ещё и детскую комнату колонии имени Ф.Э. Дзержинского.

Судьба Антона Макаренко необычна тем, что при полном его игнорировании со стороны педагогов, а иногда и прямом неуважении к нему, имя Макаренко в первую очередь ассоциируется с его педагогической деятельностью. И это учитывая тот факт, что сам Антон Семёнович иногда резко высказывался о педагогике, и своё к ней отношение исключал. Нельзя забывать и то, что деятельность этого великого человека была одобрена НКВД, и ему даже была предоставлена некая помощь со стороны властных структур.

Роль Антона Семёновича в литературе менее значима. Не смотря на то, что его произведения входили в школьную программу на протяжении практически всего времени существования Советской власти, они явно не дотягивали до уровня литературных. Помощь Горького, однако, обеспечила книгам Макаренко издание практически без цензуры. Посредством своих книг, автор смог передать весь смысл своей теории и рассказать читателям о становлении колоний.

Самыми крупными книгами Макаренко являются «Марш тридцатых годов» (1932 год), «Педагогическая поэма» (1935) и «Флаги на башнях» (1938).

Умер Антон Макаренко в 1939 году, 1 апреля в вагоне пригородного поезда.

Теория Макаренко.

Необходимо сказать, что теория Макаренко, принесшая столько пользы для воспитания беспризорников и создания из них порядочных членов общества, оказалась неосуществима без прямого влияния его личности. После смерти Антона Семёновича много раз были попытки сделать нечто, подобное его свершению, но, практически всегда, это не давало результатов. Однако некоторые элементы созданной им системы применяются по сей день.

Смысл работы Макаренко был в создании альтернативного общества, которую он прикрывал коммунистической идеологией. Последний факт надёжно защищал коммуны от посягательств со стороны власти, и, позволял ребятам спокойно развивать новую общественную структуру. На самом же деле, это общество имело оттенок капиталистического, так как базировалось не на простом оплачиваемом труде, но так же и на заинтересованности колонистов в результате своих стараний. Нельзя забывать, что они были не просто работниками, но ещё и собственниками. Естественно, это дало положительный эффект, отразившийся на мотивации работников. Отсюда можно сделать вывод, что основным элементом системы Макаренко является труд. Ещё одним важным элементом можно считать коллектив – практически семью работников, сплоченных не призывами и угрозами, а совместным трудом. При этом существовала и некоторая свобода выбора работы по душе. Эту свободу можно считать третьим элементом системы. И, наконец, необходимо выделить такую важную вещь, как коллективную ответственность, исключавшую как противоправные поступки, так и самосуд среди коллектива, за которые в итоги несла повинности вся колония.

Выскажись!

FOLK SUMMER FEST 2017 (KORPIKLAANI, TYR, АРКОНА И ДР.)CHELSEA GRIN


!