Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Архитектура // Архитектурно-парковый ансамбль Кусково

Архитектурно-парковый ансамбль Кусково

Первое документальное упоминание названия «Кусково» датируется XVI веком, когда Александр Андреевич Пушкин обменял село на бежецкую вотчину Шереметевых, тогда еще боярского рода. Усадьбой же Кусково становится лишь спустя два века, вероятно, после того, как Борис Петрович Шереметев получает графский титул за подавление Астраханского восстания (1706 г). Однако свою известность как летняя резиденция Кусково получает при его сыне, Петре Борисовиче, и тому есть несколько причин.
0 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково1 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково2 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково3 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково4 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково5 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково6 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково7 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково8 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково9 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково10 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково11 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково12 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково13 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково14 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково15 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково16 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково17 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково18 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково19 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково20 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково21 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково22 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково23 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково24 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково25 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково26 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково27 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково28 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково29 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково30 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково31 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково32 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково33 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково34 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково35 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково36 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково37 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково38 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково39 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково40 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково41 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково42 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково43 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково44 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково45 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково46 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково47 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково48 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково49 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково50 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково51 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково52 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково53 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково54 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково55 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково56 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково57 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково58 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково59 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково60 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково61 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково62 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково63 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково64 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково65 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково66 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково67 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково68 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково69 фото к материалу Архитектурно-парковый ансамбль Кусково

Причина первая, тривиальная. Шереметевым принадлежал лишь «кусок» территории, окруженный землями князя Алексея Михайловича Черкасского. Его дочь, Варвара Алексеевна Черкасская, считалась самой богатой невестой того времени. После свадьбы, в качестве приданого граф Шереметев получил 70 тыс душ крестьян и близлежащую территорию – село Вешняково, таким образом получив и средства и территорию для осуществления своих замыслов.

Второй причиной можно считать сам характер и склонности Петра Борисовича. Получив музыкальное образование в Париже, он любил театр и знал толк в искусстве. Следует ли удивляться, что его усадьба была построена в европейском стиле, а крепостной театр Кусково считался одним из самых выдающихся в России?

Усадьба Кусково

Строительство усадьбы проводилось в несколько этапов. Первым и наиболее сложным было осушение болот, однако многомиллионное состояние графа Шереметева позволяло ему не скупиться на расходы.

Основной ансамбль сложился уже в 50-70 годы XVIII века. Центром комплекса является Большой дворец, к нему примыкают Домовая церковь с колокольней (самая первая каменная постройка) и кухонный флигель. Вместе эти здания образуют ансамбль Почетного двора. С внутренней стороны к Дворцу примыкает садово-парковый комплекс, ныне единственный сохранившийся в Москве французский регулярный парк. Среди аллей стоят Голландский домик (первое парковое сооружение), Грот, Грот, Эрмитаж, Итальянский домик, Американская оранжерея и Швейцарский домик.

В Кусково своя система из прудов и каналов, которые замыкаются на Большой пруд, на берегу которого и расположен ансамбль Почетного двора. Пруд играл не столько эстетическую, сколько практическую (увеселительную) роль – гости катались на лодках, ловили рыбу, а в праздники там даже разыгрывались бои с участием парусных яхт.

Почетный двор

Домовая церковь Спаса Всемилостимого – первое каменное здание ансамбля Кусково. Построена в 1737 году в стиле барокко. К сожалению, статуи, которыми она была украшена, не сохранились, однако на восьмигранном барабане до сих пор можно увидеть четыре фигуры апостолов. Алюминиевый крест на куполе держит ангел с раскрытыми крыльями. Все это придает церкви ту парадность, которая необходима строению, находящемуся рядом с центральным входом Большого дворца. В 1792 году крепостными архитекторами Григорием Дикушиным и Алексеем Мироновым была рядом построена деревянная колокольня на восемь колоколов.

Большой дворец Шереметевых построен в стиле раннего русского классицизма в 1769-75 гг. на берегу Большого пруда. Здание строилось под началом московского архитектора Карла Бланка, однако считается, что сам проект – французский. Это полностью, за исключением каменного цоколя, деревянное здание имеет два этажа: первый предназначался для приема гостей в летнее время, второй этаж, на высоком цоколе, - для хозяйственных помещений. Фасад украшен тремя колонными портиками: шестиколонный предваряет вход во дворец, а два двухколонных украшают боковые выступы фасада. Центральный портик украшен пышной резьбой и графской короной, к нему ведет широкая белокаменная лестница, а с боков примыкают два пандуса, украшенные фигурами сфинксов.

Помещения дворца образуют анфиладу: прихожая, Шпалерная, Малиновая гостиная, Парадная спальня, кабинет, диванная, библиотека, картинная и танцевальный зал. При отделке использовались дорогие материалы: бронза, шелковые гобелены, ковры. Пол сделан из наборного паркета. Однако стоит отметить, что для убранства использовался и более дешевый и быстрый способ: проклеенная бумага, которую наносили на стены, а потом красили и золотили.

Большинство картин и мебели было выполнено крепостными мастерами (отец и сын Аргуновы и др.). В картинной гостиной были собраны работы европейских художников. Самое большое помещение дворца – танцевальный зал, выходящий в парк. Весь потолок комнаты украшает огромная картина-плафон, над дверями расположены живописные панно, белые с позолотой стены увешаны большим количеством зеркал, что позволяет зрительно еще больше расширить свободное пространство. Освещался зал двумя хрустальными люстрами, настенными канделябрами – жирандолями и мраморные статуи с лампами.

Завершает ансамбль Кухонный флигель, построенный в 1755 году крепостным архитектором Федором Аргуновым.

Регулярный французский парк

Двери танцевального зала выходили на газон-партер, который замыкает Большая оранжерея. Сам парк занимал площадь примерно 30 гектар и состоял из двух частей: регулярной (партер) и пейзажной. Пейзажная часть располагается севернее оранжереи, ее суть – в сохранении изначального состояния природы той местности. Регулярная часть – ансамбль аллей, прудов и каналов – построена по геометрическому принципу. Проходящие по обеим сторонам газон-партера аллеи затем сходились и образовывали «звезды», расходящиеся на множество дорожек, каждая из которых оканчивалась павильоном или скульптурой. В центре партера располагается мраморная колонна со статуей Минервы. По парку были разбросаны качели, карусели, вольеры с певчими птицами и места для игр, например, в кегли. Следует отметить, что в парке до сих пор сохранились лиственницы 200-летнего возраста.

Голландский домик считается самым старым парковым сооружением. Был построен в 1749-51 гг. по проекту неизвестного архитектора. Здание располагается непосредственно у центрального входа в комплекс на берегу небольшого пруда. Считается, что оно отдавало дань Петру I и его увлечению Голландией. Голландский домик невозможно не узнать из-за характерной ступенчатой крыши и стен кирпичного цвета. Внутри помещение облицовано голландской плиткой.

Итальянский домик находится в восточной части парка, на берегу Итальянского пруда, строго симметрично к Голландскому. Построен в 1754-55 гг. крепостными архитекторами Федором Аргуновым и Юрием Кологривовым. Рядом со зданием разбит небольшой сад в итальянском стиле - со статуями и небольшими фонтанчиками. В XVIII веке Итальянский домик исполнял роль помещения для домашних приемов.

Грот находится на западном берегу Итальянского пруда. Работа была начата Федором Аргуновым и закончена в 55-61 гг. уже после его смерти. Интерьер павильона выполнен в стиле имитирует подводную пещеру: стены в главном зале имитируют мрамор, а в боковых залах покрыты узорами из раковин и камней. Небольшие коридоры украшены панно из морских раковин, перламутра и камней различного размера. Ребра купола имитируют фонтан, воды которого объединяются и плавно переходят единую высокую струю – шпиль здания. Это – единственное из такого рода зданий в России с полностью сохранившимся интерьером.

Напротив Большого дворца, замыкая газон-партер, находится здание Большой каменной оранжереи – павильон, в котором выращивались экзотические растения. Это по-своему уникальное сооружение было построено в 1761-54 году все тем же Федором Аргуновым. В центре находится восьмигранный танцевальный зал, на втором этаже которого располагались музыканты; с двух сторон к нему примыкают застекленные оранжереи. На сегодняшний день в здании располагается Музей керамики, коллекция которого считается одной из лучших в России.

Чуть восточнее находилась Американская оранжерея. К сожалению, изначальная постройка не сохранилась и на ее месте находится современная реконструкция. На сегодняшний день здесь находится основная коллекция Музея керамики.

Напротив Большой каменной оранжереи находился Воздушный театр, открытое здание, в котором исполнялись европейские оперы и балетные увеселительные программы. В труппе Шереметева было более 200 человек (актеры, танцовщики, певцы, декораторы, музыканты), в том числе именно здесь дебютировала Прасковья Жемчугова (Ковалева) в роли служанки в комической опере «Испытание дружбы». Так же на территории усадьбы действовали еще два театра, Малый и Большой, однако все они не сохранились. Это отчасти связано с тем, что граф Николай Петрович Шереметев, уставший от насмешек касательно своего венчания с бывшей крепостной, в 95 году переезжает в Останкино, где отстраивает новый театр. Сын его, Дмитрий Николаевич Шереметев, не интересовался театром, что привело здания в Кусково в еще большее запустение. В завершение, во время Отечественной Войны 1812 года усадьба была разорена французами и восстановлена позднее лишь частично, таким образом, лишив нас возможности увидеть все три здания.

Павильон Эрмитаж был построен Карлом Бланком в стиле раннего русского классицизма в 1765-67 гг. Центрическое сооружение замыкает на себя восемь парковых аллей. Так же, как и другое здание этого архитектора – Большой дворец, Эрмитаж предназначался для приема гостей, но здесь проводились личные, интимные беседы, без шума, помпы и слуг. Для того, чтобы не нарушать уединения, даже был построен специальный подъемный стол, который накрывали внизу и при помощи механизма поднимали на второй, парадный этаж.

Швейцарский домик – самая поздняя постройка ансамбля Кусково. Здание датируется 1860-70 гг., автор – Николай Бенуа. Первый этаж с оконцами построен из мелкого кирпича, а второй – деревянный, с богатой резьбой, что характерно для швейцарского стиля.

История музея

После Октябрьской революции все владения, принадлежавшие графам Шереметевым, в том числе и Кусково, были национализированы. Решением Совета народных комиссаров в 1919 году был открыт Государственный музей-усадьба «Кусково». В 1932 году по приказу Наркомпроса фонд музея был пополнен коллекцией Государственного музея керамики, основанной на собрании мецената Алексея Викуловича Морозова. С 38 года оба музея были объединены и получили общее название Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века».

Здесь хотелось бы отдельно отметить, что не будь этой «добровольной» национализации, все территории графов Шереметевых: Кусково, Останкино, Остафьево, Странноприимный дом (сейчас НИИ им. Склифосовского), Вороново и Фонтанный дворец (Санкт-Петербург) – до сих пор оставались бы частными владениями, доступ к которым имел бы лишь весьма и весьма ограниченный контингент. При СССР музей активно пополнялся новыми экспонатами и благодаря этому на сегодняшний день Кусково – один из крупнейших музеев керамики в России. Так что за возможность прогуляться по обширному парку и собственными глазами увидеть постройки XVIII века мы должны благодарить именно РСДРП.

Выскажись!

I AM MORBID (David Vincent, Tim Yeung)


!