Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Архитектура // Архитектурные памятники и церкви Плёса

Архитектурные памятники и церкви Плёса

Путешествие, совершённое членами нашей редакции в волжский город Плёс, можно по праву считать огромным достижением. Город, количество жителей которого менее трёх тысяч, потрясающе богат архитектурными памятниками, церквями, музеями и галереями. На страницах нашего портала вы могли читать несколько отчётов о той поездке, но данную статью следует рассматривать как основную статью цикла. В ней мы расскажем вам о памятниках города, возраст которого уже в следующем году составит 600 лет!
Статья включает в себя огромный фотоотчёт об архитектуре Плёса.
0 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са1 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са2 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са3 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са4 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са5 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са6 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са7 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са8 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са9 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са10 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са11 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са12 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са13 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са14 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са15 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са16 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са17 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са18 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са19 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са20 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са21 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са22 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са23 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са24 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са25 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са26 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са27 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са28 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са29 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са30 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са31 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са32 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са33 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са34 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са35 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са36 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са37 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са38 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са39 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са40 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са41 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са42 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са43 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са44 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са45 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са46 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са47 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са48 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са49 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са50 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са51 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са52 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са53 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са54 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са55 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са56 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са57 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са58 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са59 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са60 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са61 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са62 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са63 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са64 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са65 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са66 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са67 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са68 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са69 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са70 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са71 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са72 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са73 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са74 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са75 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са76 фото к материалу Архитектурные памятники и церкви Пл са

Летняя Троицкая и Зимняя Введенская церкви

Если вы добираетесь до Плёса на автобусе, то не обратить внимания на эти две церкви вы не сможете. Дело в том, что в нагорной части города располагается небольшая площадь, носящая гордое название «Автостанция». Автотранспорт сюда и прибывает, так что, выходя из него, вы оказываетесь прямо перед вышеозначенными двумя церквями. Летняя Троицкая церковь была построена в далёком 1808 году, и стала первой каменной приходской церковью в Плёсе. Интересно то, что до неё тут стояла деревянная церквушка XVII века. Современное же здание построено в классическом стиле барокко, через некоторое время после строительства она была украшена росписью. Зимняя Введенская церковь младше своей соседки всего на 20 лет. Отличие между ними, однако, разительно. Прежде всего, конечно, оно выражено в стиле строения: Введенская церковь возведена в стиле ампир.

Памятники Соборной Горы

Если идти в сторону набережной, то обязательно попадёшь на Соборную гору. Дорогу к ней преграждают странные ворота, на которых подробно написано, что на территории памятника делать нельзя. Главное, смотреть разрешается, ибо смотреть есть на что: огромное здание Присутственных мест (18 века), Успенский собор, гордо возвышающийся над небольшим городком, памятник Василию I, поставленный в 1910 году. И всё это - за крепостным валом 1410 года! Если учитывать тот факт, что первое упоминание о городе находится в летописи 1141 года, выходит следующее: после сожжения Плёса в феврале 1238 года монголами, город возродился в 1410 году, и сразу был возведён этот памятник архитектуры – крепостной вал, сохранившийся по сей день.
Успенский собор же был возведён многим позже, лишь в 1699 году в стиле московского барокко, конечно, с некоторыми изменениями. Шатровая колокольня была построена уже в XVIII веке.
Присутственные места были неоднократно перестроены. Они выполнены по образцовому екатерининскому проекту. В конце XIX века здесь находилась Городская Управа, а так же Высшее начальное училище. В подвалах же хранился городской архив. Туристический атлас отмечает примечательный камин с чугунной решёткой и изразцовые угловые печи.
Возле Присутственных мест в 1910 году в царствование Николая Второго был поставлен монумент Василию I, основателю города. Надпись на нём гласит: «Въ память 500 лътiя города Плесса, основаннаго Великимъ Княземъ Василiемъ Дмитрiевичемъ, сыномъ Великаго Князя Дмитрiя Донского».

Воскресенская церковь и деревянная церковь Архистратига Михаила

Спуститься к набережной от Соборной горы можно двумя способами: либо отправиться по пешему спуску через реку Шохонку, либо спуститься по автомобильной асфальтированной дороге. Название у неё соответствующее: Проездной переулок. Выбрав второй вариант, вы оказываетесь на Площади Революции – центральной площади города. Тут нас встречают две церкви, кардинально отличающиеся друг от друга. Воскресенская церковь – каменная, построенная в стиле классицизм сменила на этом месте сразу две деревянные церкви. Действительно, здание обладает приличными габаритами. Построена она была по случаю победы над Наполеоном в 1817 году. Уже в 1825 году рядом с ней выросла совсем небольшая деревянная клетская (четырёхугольный бревенчатый сруб) церквушка Архистратига Михаила. Как сообщает путеводитель, она была крыта красным тёсом по слегам (горизонтально положенные брёвна, образующие подкровельную конструкцию), а главка представляет собой осиновый лемех (деревянные дощечки, напоминающие по форме лопатку, применялись для покрытия глав и других частей зданий). Нам ещё предстоит обращаться к путеводителю, так как есть ряд данных, которые можно подчерпнуть только в нём. К примеру, следующий остановочный пункт нашего путешествия, пожалуй, и не состоялся бы, не посмотри мы на карту городских достопримечательностей.

Дом Черепенина

Как оказалось, небольшие деревянные домики тоже являются достопримечательностью. Дом Черепенина состоит, собственно говоря, из двух домов. Северный домик выходит окнами прямо на две церкви, в отличие от южного, который никуда особенно не выходит. Зато, если северный полностью сделан из брёвен, то южный имеет каменный первый этаж. К сожалению, Дом Черепенина, как и множество других исторических зданий Плёса, в данный момент используется как отель для весьма небедных постояльцев. На тему такого отношения к историческим ценностям мы с вами как-нибудь порассуждаем, а пока продолжим!

Торговые ряды

Набережная города, она же Советская улица – самый богатый архитектурными памятниками участок Плёса. С сожалением приходится констатировать неудовлетворительное состояние этих построек, особенно сильно бросаются в глаза многочисленные деревянные пристройки к ним, настолько портящие внешний вид, что аж горько становится. Хорошо выглядят, как всегда, только дома, выкупленные отелями и крупными компаниями городка. Торговые ряды – некая пограничная застава. С одной стороны от них начинается линия усадеб и жилых домов XIX века, с другой же идут здания, принадлежащие яхт-клубу. Мимо мучного и мясного рядов проходишь, как сквозь поверхность кривого зеркала: с одной стороны шикарные отели и рестораны (тут даже Дмитрий Медведев обедал и хорошо отзывался, чем ресторан крайне гордится), с другой деревянные сарайчики, туалеты типа сортир, много грязи и вечные надписи «РЫБА» на стенах домов. Никогда ещё разница между социальными слоями не была столь разительна, как на улице Советской маленького городка Плёс. Вот такой вот анекдот.
Но мы отвлеклись, друзья, в то время, как свежий волжский ветер наполняет лёгкие и мягко играет с волосами. Вернёмся к зданиям, делящим город на две эти неравные части. Здесь стоит Дом Соболева, построенный в середине девятнадцатого века. Стиль строения определяется как классицизм, однако новые технологии и уход хозяев здания сделали его очень современным, но мало похожим на памятник архитектуры. В принципе, выглядит дом очень симпатично. Путеводитель советует обратить внимание на один факт: межэтажный пояс имитирует дорический фриз (орнаментальная полоса, заполненная скульптурами и живописными композициями). Ближе всего к Дому Соболева (вы можете видеть его на фото, на нём надпись «Яхт-Клуб») находятся мучные ряды, построенные городской управой в 40-х годах XIX века. Здание содержит два этажа, на первом по замыслу создателей должны были находиться склады и лавки, а на втором нечто, названное в путеводителе замечательным словом «конторы». Но уже с 80-х годов здание потеряло функцию амбара в связи с упадком хлеботорговли и стало использоваться как простой магазин. В настоящий момент в здании находится книжный магазин, а так же музей «Художественных промыслов Палеха и Холуя», о котором мы поговорим в отдельной статье.
Дальше по набережной располагаются мясные торговые ряды и чайная Векшина, построенные во второй четверти XIX века. Путеводитель подсказывает, что стиль этого строения – тоже классицизм. Что бросается в глаза, так это деревянная галерея здания. На сегодняшний день в нём располагается «Дачный театр имени Шаляпина», который, к нашему сожалению, был закрыт. В бывшей чайной же теперь находится кафе и бар.

Прогулка по набережной

Итак, мы идём в сторону начала улицы Советской, второе название которой «Нижняя Набережная». Каждый дом здесь – памятник старины, так что останавливать взгляд приходится на каждом здании. Начинаем описание с гастрономического магазина Бакакина, судьба которого богата событиями и изменениями. Построенный в 1888-1889 годах кирпичный амбар уже в 1890 году стал трактиром. Через десять лет с трактиром случилось кардинальное преобразование – он стал прибежищем общества трезвости! Но и оно долго не продержалось: в стенах несчастного амбара купцы Бакакины открыли первый в Плёсе гастрономический магазин. Следующее строение в путеводителе названо смешным словосочетанием «Усадьба Третьякова с лавкой». Тут возникает вопрос: что же тогда за здание под номером 29 (а)? Видимо, лавка. Путеводитель, однако, ответа на вопрос не даёт. Усадьба, как и большинство зданий города, была построена в XIX веке и принадлежала выходцу из костромской фамилии Третьяковых. Здание это, кстати, совершенно некрасивое, кургузое и одноэтажное, многократно перестраивалось, здесь располагалась торговля водкой. И это рядом с обществом трезвости!
Следующее здание, зато, считается одним из красивейших домов Плёса – Дом Грошева. В начале XIX века оно было построено для знатного хлеботорговца в стиле классицизма. Путеводитель описывает украшение дома так: «палладианский фасад с лепным фризом и каннелированными пилястрами дорического ордера». Дом Тихомирова, построенный чуть позже Дома Грошева, интересен своими полуциркульными окнами первого этажа.
Один из самых интересных домов набережной, конечно же, Дом Смирновых. Когда-то он выходил на большую площадь, а потому имеет угловое строение. Угол дома закруглён, присутствует балкон с ажурной решёткой и колонны большого ордера. Построен он был в 1820-30-х годах в стиле классицизм в соответствии с генеральным планом Плёса (1781 г.).
Дом Маклашина – особенное здание. И вовсе не внешним видом, ибо тут начинаются вполне себе одинаковые дома, разницу меж которых может увидеть только архитектор или крайне интересующийся архитектурой человек. Дело в том, что купец Маклашин был ещё и городским головой. Особняк был выстроен в начале XIX века в стиле классицизма, фасад его украшен круглыми розетками с пальметтами и каннелированными пилястрами большого ордера. На дом Маклашина походит и следующий дом, принадлежащий купцу третьей гильдии Подгорному. Украшено строение арочными окнами рустованного первого этажа. В 1848 году, после пожара, был достроен второй этаж.
На рубеже XVIII и XIX веков был построен дом Бакакиных-Векшиных, необычное строение в стиле классицизма имело антресольный этаж. В поздний период эклектики появился лепной декор. Примерно в то же время вырос и сосед этого здания – дом Калугиных, отличающийся изогнутыми сандриками арочных и лучковых окон. Совсем рядом с ним примостился дом Введенских, интересный лишь одной деталью: вопреки канонам любимого в то время классицизма, он был украшен нечётным количеством пилястр.
Усадьба Подгорновых, состоящая из двух домов, построена была в 1 четверти XIX века для купца 2-ой гильдии. Если быть точным, то это относится к самой усадьбе, к которой впоследствии (в 1901 году) была пристроена караульня-склад. На фасаде жилой части выделен центральный ризалит, увенчанный деревянным фронтоном с полукруглым окном. Отдельным экспонатом может служить кованая дверь (есть на отдельной фотографии) с инициалами владельца, украшенная каким-то растительным орнаментом.
Усадьба Моисеевых, по мнению нашего бумажного гида – пример городской дворянской усадьбы. Фасад его украшен необычным портиком из четырёх тосканских колонн и полукруглым балконом с ажурной решёткой. Так же усадьба имеет флигель, что нехарактерно для её соседей.
Заканчивая нашу прогулку по набережной, хотелось бы обратить ваше внимание на самое необычное здание – единственный в Плёсе дом в стиле модерн – дом Новожилова. Дата постройки – 1907 год, так что его можно считать достаточно молодым строением. Интересны украшения веранды (кстати, деревянной) и оконный переплёт.
Честно говоря, создатели путеводителя намудрили. Язык, которым описано каждое здание, потрясает и в воображении рождается нечто колоссальное. На самом деле, из-за приверженности жителей города (и той эпохи) к классицизму, большинство зданий отличается лишь мелкими деталями, которые сложно оценить простому туристу. Посмотрите фотографии и сами поймёте, что есть всего несколько домов, которые выделяются из ряда красивых, но довольно однообразных строений. Что творится внутри их лучше даже не видеть. Часть сдана под офисы, часть, как мне кажется, вообще заброшена, потому как людей практически нет, двери закрыты, и никакие вывески не свидетельствуют о том, что внутри домов ведётся какая-то деятельность.

Спуск Горы Свободы

Интересен спуск не архитектурными изысками, а количеством музеев. Можно смело говорить, что это музейный центр городка. Мы посетили его уже во второй день пребывания в городе, и, хотя большинство музеев были к тому времени закрыты, набрали достаточно материалов для статьи. Здесь располагается «Музей Древнерусской Семьи», отчёт о посещении которого вы уже могли читать на страницах нашего портала. Кроме него здесь же находятся музей свадьбы, первобытный парк музей, представляющий собой лишь небольшую огороженную площадку с рядом откровенно слабых экспонатов, воинское шоу «1429 год», посвящённое битвам с монголами. Шоу не работало, поэтому кроме ворот снимать было и нечего. Состояние большинства музеев плачевно. Они созданы энтузиастами, возможности которых, увы, пока оставляют желать лучшего. От себя желаю им развития, инвесторов и трудолюбия.

Никольская часовня и Варваринская церковь

Вполне логично, что Варваринская церковь находится на Варваринской улице (улице Урицкого иначе). Однако, первым строением, которое мы осмотрели, стала Никольская часовня, находящаяся на пересечении с улицей Кропоткина (Никольской). Плёс вообще страдает оттого, что все улицы имеют по два названия. Видимо, никак не даёт покоя людям то, что в названиях фигурируют имена деятелей революции и прочие связанные с этим историческим событием вещи. Никольская часовня имеет форму восьмигранника, и является небольшой шатровой часовней, выстроенной в 1892 году в так называемом «русском» стиле. Совсем другое дело – Варваринская церковь. Начнём с того, что это приличного размера здание содержит так же и Никольский придел. Разница в годах постройки – более полувека: 1821 год – церковь, 1892 год – придел. Как положено, построена церковь была на месте небольшой деревянной церквушки.

Тропа Левитана

Не секрет, что Плёс больше всего гордится художником Левитаном. Тут и музей Левитана, и тропа, как вы видите, тоже его имени, и множество домов художников, как бы подчёркивающих художественное достоинство здешних мест. Однако, тропа – это особенное место в городе. Гостям предлагается подняться по деревянной лестнице на самый верх, туда, где застыла как изваяние церковь «Над Вечным Покоем». История её необычна и интересна. Собственно, история затрагивает сразу две церквушки, судьбы которых так трогательно и необычно переплелись. В 1903 году на этом месте сгорела старая деревянная церковь, изображённая на знаменитой картине Левитана. Было зданию уже без малого триста лет. В Ильинском районе Ивановской Области имелась подобная церковь – Воскресенская – 1699 года создания. Вот её-то, в 1982 году, заметьте, ещё при СССР, перевезли в Плёс и поставили на месте уже забытого пожарища. Своё романтическое название она заслужила по праву, что бы понять это, нужно самому приехать и посмотреть с высоты туда, вниз, где плещутся волны могучей Волги, склоняются над ними редкие деревья, и в лёгкой дымке смотрит на тебя противоположный берег.

Давайте подведём небольшой итог. Плёс – всё же город контрастов. Он оставляет после себя неизгладимый след в душе, и я был благодарен возможности побывать в нём. Чем-то этот небольшой городок навевает щемящую грусть, которую, возможно, ощущали здесь и художники. Поэтому они, быть может, и полюбили его? Городок кажется пустым, особенно осенью. Набережная производит отталкивающее впечатление, но только поначалу. Действительно, серьёзная разруха, которая творится сразу за архитектурными памятниками, угнетает. Будем надеяться, что Россия, богатая не только алчными инвесторами, но и меценатами, сама справится с этим. В то же время, Плёс – это ещё и волшебная волжская природа, которая выглядит ещё прекраснее на фоне немного кургузых деревянных домиков, привязанных к причалам лодочек, холмов, важно именуемых горами, на которых заняли свои места вечные надзиратели за людскими душами – деревянные и каменные церкви.

Другие статьи из цикла Плёс:
Плёс: Музей Древнерусской Семьи
Плёс: Виды Плёса

Выскажись!

CARCASS


!