Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // БФМ-2015: Юрий Норштейн об изобразительности музыки

БФМ-2015: Юрий Норштейн об изобразительности музыки

По уже сложившейся традиции Большого Фестиваля Мультфильмов, 4 ноября в Центре Документального Кино состоялась лекция мультипликатора и режиссера Юрия Норштейна. В прошлом году мастер рассказывал о детях, детских рисунках и анимации, а в этот раз тема пошла об изобразительности музыки и о музыкальности изображения.

0 фото к материалу БФМ-2015  Юрий Норштейн об изобразительности музыки1 фото к материалу БФМ-2015  Юрий Норштейн об изобразительности музыки2 фото к материалу БФМ-2015  Юрий Норштейн об изобразительности музыки3 фото к материалу БФМ-2015  Юрий Норштейн об изобразительности музыки

Хитрук и «Каникулы Бонифация»

Как всегда заполненный до отказа, зал со зрителями, сидящими в проходах на подушках, затих в ожидании интересного рассказа. Юрий Борисович предлагает собравшимся познакомиться с темой сразу на живом примере - взглянуть на отрывок из всем известного мультфильма Хитрука «Каникулы Бонифация», но на этот раз обратить внимание на то, как разные по интонации, говорящие музыкальные темы композитора Вайнберга до последнего звука соединяются с изображением. «Фильмы надо смотреть медленно. Тогда они дадут витамин для понимания каких-то новых пространств в других видах искусств», - советует Норштейн. Внимательный  и последовательный просмотр, по мнению мастера, позволяет увидеть ту самую музыкальную пластику, которая создает единое полотно фильма.

Лишь на первый взгляд этот мультфильм может показаться легким и незамысловатым. Музыкальные темы в нем действительно неразрывно связаны с картинкой, задают ей уникальную динамику.

«Только Хитрук мог давать композитору цезуры, которые являются игровыми, и в то же время делать паузы, чтобы пустить действие дальше. Эти паузы дают мультипликатору возможность «дышать» в кадре». - объясняет Юрий Борисович.

«Сорока-воровка» и увертюра Россини

Следующим примером станет мультфильм 1965 года «Сорока-воровка» Эммануэля Лузатти и Джулио Джанини, с использованием музыки Россини – шедевр звукозрительного соединения. За просмотром действительно можно впасть в некий транс, попадая без особых усилий под гипнотическое сочетание музыки и изображения, убеждаясь, что ни один звук, ни одна музыкальная фраза здесь не обходится без интуитивного движения в кадре. Гармония цветовой гаммы Лузатти – это цвета витража, свечение, которые исходит от них.

«Мы не требуем от этого фильма психологических разработок, - отмечает Нортшейн. – Это праздник!». Как сказал кто-то из творческого окружения Норштейна – это «фейрверк в лимонаде». И ничего не добавишь.

Звучание фактур

На экране – руки мастера, перелистывающие книгу с иллюстрациями. Вот тридцатые годы – расцвет живописи в советском искусстве, русский авангард... Мастер показывает рабочий фон из  своего мультфильма «Сеча при Керженце». Вот у этого – кропотливая история изготовления. Музыка это ритм, цвет, фактура, и пластически-цветовой ход музыки требует своих приемов.  Нужно было добиться именно этого эффекта «шершавости», облупленности. Несколько слоев краски, нагревание горелкой – все для того, чтобы кадр и музыка стали одно, усиливали друг друга. А вот разноцветные, диссонирующие между собой волны в рядах движущегося войска – не что иное, как попытка передать диссонирующий «посвист» в музыке этого кадра.

Совет начинающим

Рисовать раскадровки в совсем маленьких, тесных квадратах, чтобы было видно только самое важное, слушать и слышать музыку, пытаться представить ее фактуру и цвет… Несмотря на свой опыт и познания в области звука и изображения Юрий Борисович не торопится называть какую-либо из закономерностей общим законом. В творчестве не может быть фиксированного, постоянного правила – но мы можем отметить, когда что-то складывается, и задуматься, почему так получилось. И в этом режиссер безусловно прав.

«Нет идеологии. Нет законов! Но как только мы делаем в кино первый шаг, а за ним второй, то третий закономерен первым двум. – рассуждает мастер. -  Как мало режиссеров и художников, задумывающихся об общей картине бытия фильма от края и до края. Надо попытаться оглядеть фильм вот так, от края до края, всю его пластику. Тогда вы становитесь властелином пространства, а оно отдает вам то, что вы туда заложили, даже если вы об этом не думали. Так творческое напряжение оборачивается невероятными открытиями для режиссера».


Выскажись!



!