Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Чёрная уздечка белой кобылицы - Театр Сатиры

Чёрная уздечка белой кобылицы - Театр Сатиры

Театр – одна из тех редких граней искусства, которые плохо относятся к любому новаторству. Искать что-то новое, подходящее для театральных подмосток, сложно, тем более, что любой спектакль должен держать зрителя в напряжении до конца, дать раскрыть все грани своего таланта актёрам, показать слаженную работу труппы, донести какую-то важную мысль до публики. Но с каждым разом, с каждым спектаклем, что-то новое и неординарное закрадывается в постановку, и если это новое столь яркое и запоминающееся, что, выходя из зала, зрители снова и снова это вспоминают, то можно с уверенностью констатировать успех. Сегодня мы поговорим о новой постановке театра Сатиры под названием «Чёрная уздечка белой кобылицы».

Сразу оговоримся, спектакль не новый. В 70ые годы он уже успешно показывался труппой еврейского театра. С тех пор постановка сильно изменилась, перестала быть только лишь еврейским спектаклем о еврейской жизни. Однако, неподготовленный зритель теперь может немного не понять, почему в конце новый пророк бьётся с дьяволом за свечи, а после обматывается белой материей, которая покрывает всю сцену. С другой стороны, как раз неподготовленным и необходимо прийти на этот спектакль. Говорят, что поставить произведение писателя-классика сложно. Хорошо его поставить - ещё больший труд. Но почему мне кажется, что хорошо поставить что-то новое и практически неизвестное – стократ сложнее?

Как определить жанр спектакля? Вроде всё ясно, раз поют и танцуют, значит - мюзикл. К мюзиклам у нас отношение предвзятое. Они рассматриваются как что-то, стоящее на порядок ниже театральных постановок. Однако «Чёрная уздечка белой лошади» - вовсе не куча собранных воедино песен, скреплённых скучным визуальным рядом. Это единое действо, включающее и диалоги, и песни, и действие, едва похожее на танец даже в самые танцевальные моменты.

В основе сюжета сценария спектакля лежит празднование Хануки в 1001 году на планете Миражня, населённой евреями. Прошла тысяча лет после того, как иудеи победили язычников, их вера победоносно прошла по планете. Они гордятся столь могучим деянием, но почему тогда с самого начала преследует зрителей ощущение надвигающейся беды? Помните фразу: «Колет пальцы – так всегда надвигается беда»? Приближаются восемь дней празднования, жители составляют список своих мечтаний. Оказывается, что они весьма корыстны и материалистичны. Единственная красивая фраза матери о том, что работа мужу, еда и одежда детям и муж старшей дочери – это скорее её сокровенное желание, её счастье, не спасает ситуацию. Люди надеются, но надеются на мелочи, на подачки своего Бога. И тогда на праздник приходит Дьявол. Играет Дьявола Юрий Васильев, и Беня (так пришлось назваться исчадию ада) является самым харизматичным персонажем спектакля. В еврейской бедности он видит нечто красивое и само собой разумеющееся. Нечто, напоминающее чёрную уздечку на белой лошади. Сама эта фраза, лежащая в основе спектакля, является частью древней еврейской пословицы. Получается, что постановка о вечном противостоянии добра и зла. Даже Добра и Зла с заглавных букв. Однако, сюжетная линия, включающая в себя эту извечную битву, перенесённую на планету Миражня, выглядит побочной и размытой. Как всегда, на первый план выходит человек. Маленький, бедный человек. Отсюда и одна из главных песен спектакля, повествующая о больших проблемах маленьких людей. Противовесом дьявола является местный пророк, всеми избиваемый и гонимый за то, что указывает людям на их жадность, на их простые материальные желания. В отличие от харизматичного Дьявола, чьи цели понятны и просты, персонаж антагонист получился весьма бледным и размытым. Он олицетворение той силы, которая ратует за богатство души. Для населения Миражни его идеи не ясны, ими проникаются лишь в последний момент, минуту краха, когда Дьявол сам даёт людям понять, что купил их. Культ души проигрывает битву за битвой культу денег, воздвигнутому Беней, но почему тогда в конце он побеждает? Вопрос вызвала линия возлюбленной местного пророка, которая с непонятным рвением отдаёт свою душу Дьяволу. Подоплёка этого деяния не ясна. Зато складывается обратная связь между главной героиней стороны Добра и помощницей самого Дьявола, которая переходит на сторону людей, и за желание им помочь жертвует своим бессмертием. Практически равнозначный обмен, с той лишь разницей, что Зло приобретает нового сильного персонажа, а Добро от пришествия к нему бывшей злой Вечной практически ничего не обретает. Так кажется поначалу, но, терпя поражение за поражением, Добро всё равно побеждает.

Сложнее всего дело обстоит с текстом. С такими выражениями, как «вселенское горе», «огромное несчастье», «страшная трагедия» и тому подобными, нужно вести себя очень осторожно. Избитые и замусоленные до дыр пафосные фразы возможно употреблять только в тех случаях, когда их используют очень талантливые актёры. Иначе можно нарваться на какого-нибудь критика, возомнившего себя вторым Станиславским, который встанет посреди спектакля и дословно процитирует сакраментальное «Не верю!» В «Чёрной уздечке белой лошади» эти выражения присутствуют в изобилии, и актёрам ни в коем случае нельзя ошибиться с ними. Иначе весь спектакль превратится в постановку «Ромео и Джульетты» в школьном театре. К счастью, игра актёров хороша настолько, что выражения эти не вызывают неприятных эмоций.

Отдельного внимания заслуживает музыка спектакля. Она напоминает такое забытое ныне словосочетание, как «рок-опера». Действительно, если есть среди вас, зрителей, любители «Юноны и Авось», например, вам наверняка должны понравиться красивые композиции Чёрной Уздечки. Приятные голоса исполнителей, даже Дьявола Бени, чьи партии, в общем, менее заметны на фоне более сильных голосов его коллег, завораживают сильнее некоторых оперных партий. Песня, как средство передачи оттенков чувств и мыслей, себя оправдала. Тем более, что в основу музыкального ряда легли и ханукальные напевы, и даже вечная Хава Нагила.

Таким образом, мы имеем театральную постановку, вобравшую в себя некоторые признаки мюзикла, спектакля, основанную на извечных вопросах: как маленькому человеку стать счастливым, при этом сохранить душу, что важнее – богатство или вера, есть ли чёткие грани между Добром и Злом? Ответы даются в простой и понятной форме. Душа важнее богатства, человека, к сожалению, можно купить, но нельзя покупать, добро спокойно может стать злом, а зло с трудом, но тоже способно переметнуться на светлую сторону. Главное, что богатство – дело наживное, и в погоне за этой наживой, простите за каламбур, можно потерять главное, что у тебя есть – душу, свободу, веру. То, что действие спектакля перенесено в общество евреев, обитающих на фантастической планете, практически не оказывает влияния на смысл произведения. Декорацией может стать любое время и любое место. То, что главные герои – евреи, добавляет ряд смешных и грустных мелочей, но в целом тоже лишь антураж. Постоянно движущаяся сцена, на которой быстро сменяются действия, быстрые движения свиты новоявленного Воланда, резкие и немного сумасшедшие танцы жителей Миражни, призваны полностью убрать из спектакля какую-либо статичность, показать жизнь не нескольких главных героев, а всего народонаселения. На мой взгляд, актёрам удалось нечто весьма сложное: они смогли сделать динамичный спектакль, в котором нет места унынию и скуке. События разворачиваются удивительно быстро, несмотря на три часа продолжительности постановки. Им удалось преподнести немного наивный и немного пафосный текст так, что ему веришь, а героям сопереживаешь. Некоторые изъяны оригинала заметны, но на фоне всей постановки в целом, они теряются. Я не зря в самом начале говорил о новаторстве в театре. Данный спектакль, родившийся на стыке жанров, является новым дыханием на театральных подмостках. Быть может, кто-то со мной не согласится, но столь органичное сочетание всех перечисленных выше факторов, по моему мнению, эту идею доказывает. С другой стороны, это не главное. Куда важнее то, что три часа зритель не отрываясь следит за перипетиями жизни персонажей, вместе с ними плачет и смеётся, а по окончанию спектакля выходит из здания Театра Сатиры и начинает думать. А всё, что заставляет человека задуматься, есть лучшее творение в своей области.

Выскажись!

FOLK SUMMER FEST 2017 (KORPIKLAANI, TYR, АРКОНА И ДР.)CHELSEA GRIN


!