Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Искусство // Дарвиновский музей, каким его еще не видели

Дарвиновский музей, каким его еще не видели

Государственный Дарвиновский Музей знаком практически каждому жителю столицы еще по школьным экскурсиям. Крупнейший естественнонаучный музей Европы когда-то был всего лишь небольшой частной коллекции редких экземпляров. В свой день рождения Дарвиновский решил провести уникальную экскурсию по «закулисью» - хранилищам музея, некоторые экспонаты из которых никогда не представлялись широкой публике.

0 фото к материалу Дарвиновский музей  каким его еще не видели1 фото к материалу Дарвиновский музей  каким его еще не видели2 фото к материалу Дарвиновский музей  каким его еще не видели3 фото к материалу Дарвиновский музей  каким его еще не видели

Признаться честно, получив приглашение погулять по музейным подвалам, не рискуя услышать отклик «Здесь только для персонала!», испытываешь почти детский восторг. Волнение усиливает и сознание того факта, что некоторым экспонатам уже сто с лишним лет! 

Хранилище млекопитающих, похожее на огромный вагон поезда, в каждом купе которого ждут своей остановки животные, «пережившие» не одно историческое или политическое потрясение, но существующие будто в отдельном государстве. Самым первым в музее появился черный заяц-беляк. Такие животные с избытком пигмента встречаются в природе еще реже, чем альбиносы. Поэтому он обошелся Александру Котсу, основателю музея, в весомые 15 рублей вместо трех. По документам этот ушастый долгое время проходил под номером 8, но буквально недавно нашлась ведомость, в которой рядом с датой охоты – 25 сентября 1906 года – значится его законный порядковый номер. Чучело животного было изготовлено Фёдором Лоренцом, основателем московской школы таксидермии.

К слову, специалисты Дарвиновского музея также гордятся обширной коллекцией чучел Роланда Варда, владельца легендарной лондонской конторы на Пикадилли, которые до сих пор сохранились в отличном состоянии. По словам ведущего научного сотрудника отдела фонда музея Игоря Фадеева, чучела этой мастерской есть в Эрмитаже, екатеринбургском и казанском музеях, но им повезло куда меньше – зверям определенно требуется реставрация. Дарвиновский музей может и сам похвастать специалистами, занимающими призовые места в престижных соревнованиях. Например, в апреле этого года Оксана Мбита Эбеле принимала участие в чемпионате России и стран СНГ по таксидермии, откуда привезла пять дипломов.

Иногда посетители музея находят на выставках и часть своей семейной истории. Однажды в музей пришел молодой человек с детьми и сказал, что у него в семейном архиве есть фото собаки, которая теперь стала одним из экспонатов. Игор, как звали пса, принадлежал полномочному представителю Эстонии Кузьме Никитину, и был одним из первых ньюфаундлендов в Москве. Никитин оказался в Москве незадолго до начала войны, и, когда началась эвакуация, его собака потерялась.  Домашней собаке, попавшей на улицу, пришлось нелегко, тем более в военной обстановке – и это не могло не сказаться на психике животного. Некогда добродушный пес стал агрессивным и неуправляемым. Однажды Игор напал на милиционера, который выпустил в него семь пуль, одна из которых до сих пор находится в черепе чучела. Под конец войны ему нашли «применение» - тогда военным собаководам было поручено вывести русского водолаза на базе ньюфаундленда. Но одичавший зверь, которого приходилось кормить с палки, мягко говоря, не подходил для таких опытов. Тем не менее, иногда Игора показывали на выставках, на одной из которых он и попался на глаза своему бывшему хозяину. Да, так бывает не только в кино: пёс узнал Никитина и был возвращен в семью.

Игорь Фадеев считает, что экспонаты музея -  не просто животные какого-то вида, но и документальные подтверждения своей эпохи:«Меняется мир, меняются научные методы, даже язык науки, остаются лишь научные коллекции. И иногда только сохраненные экспонаты могут решить споры ученых».

Дарвиновский музей не представляется без скелетов, бивней и рогов крупных животных. Эта часть фонда занимает целых три хранилища: целиковые скелеты и крупные черепа в одном, во втором – мелкие черепа и рога в последнем.

Самая примечательная его часть – это трофеи царской охоты. Любовь монарших особ и их приближенных к этому развлечению стала таких же стереотипом о России,  как матрешка и балалайка. В конце XIX века Беловежская пуща полностью была превращена в охотничьи угодья. Сохранившиеся трофеи с королевской печатью Николая II и другими аристократичными вензелями до сих пор не значатся в документах музея – все потому, что из-за них Александр Котс без преувеличения рисковал жизнью. Держать их в музее было опасно, потому что за год до своей смерти Сталин подписал секретный указ о повсеместном уничтожении идеологически вредных экспонатов. Трофеи были спрятаны и обнаружились лишь в 90-е. Это опять была почти киношная сцена: перемещая чучела животных в хранилище, один из сотрудников уперся в деревянный ящик, проломил ветхую доску и поранился о сваленные в кучу рога косуль. 

Рога тоже успешно служат современной науке. Пару лет назад польские ученые заинтересовались тем, отличаются ли генетически современные зубры от своих предков из Беловежской пущи. После революции зверь в тех краях был начисто истреблен, но позже люди спохватились и смогли восстановить популяцию. Очевидно, что найти образец крови тех времен уже невозможно, оставались лишь музейные чучела и скелеты. Но раньше при обработке шкур использовали мышьяк, который разрывает все цепочки ДНК, а кости обрабатывали щелочью. ДНК могла сохраниться лишь в роговых чехлах, потому что рога перед обработкой черепа аккуратно снимаются – иначе они разварятся до консистенции клейстера. Дарвиновский музей предоставил свои экспонаты для взятия соскоба, и через два года ученые опубликовали статью с результатами исследований, по которым получалось, что у современных зверей есть частица ДНК бизона. Как так получилось? Его кровь в свое время использовалась разводчиками для пресечения мутаций, ведь скрещивать приходилось чаще всего родственные особи, «одолженные» в зоопарках.

Сегодня новые рожки чаще всего музею дарят зоопарки или обеспеченные люди из сафари-клуба.

Собрание бабочек, которое завершало экскурсию – это самая поэтичная часть коллекции музея. Сейчас она насчитывает более 80 тысяч единиц. Когда-то, пока «протомузей» был лишь кабинетом при женских курсах, здесь не было и тысячной доли нынешнего богатства. Но вмешался случай, и в 1920 году музею была передана коллекция Хомякова. Алексей Хомяков был большим любителем естествознания и человеком достаточно обеспеченным для того, чтобы позволить себе приобретать довольно ценные экземпляры. Он сам часто говорил, что собирает коллекцию по принципу «ни у кого нет, а у меня есть». Так в энтомологическом хранилище оказались четыре внушительных шкафа-тумбы из известной французской мастерской, заполненных высушенными бабочками.

В этой коллекции есть экземпляры, ставшие «эталоном» для целого вида – те самые особи, по которым составлялись описания для справочников. Удивительно, но с этой коллекцией связана даже фамилия Ротшильд – ведь именно Уолтер Ротшильд, выходец из той самой династии финансистов,  открыл хранящуюся здесь в нескольких экземплярах птицекрылку королевы Александры.

Любимый же экспонат Павла Богданова, хранителя коллекции – это  бабочка караназа, обитающая в горах Тянь-Шаня. Не самое яркое на фоне остальной коллекции семейство примечательно тем, что на каждом склоне горного хребта обитает свой вид, и отличить один от другого не специалисту почти невозможно. 

Бабочки часто фигурируют даже в тех выставках, которые на первый взгляд не имеют к фауне прямого отношения. Например, сейчас ярких тропических насекомых можно увидеть среди экспонатов выставочного проекта «Все краски Азии». Некоторые же экспонаты из хранилища млекопетающих стали героями персональной выставки Людмилы Литвиновой «Alma Materia» - субъективный, и от этого более интересный взгляд на 20-летний отрезок работы музея. Людмила Викторовна – художник и дизайнер, работавший над множеством временных выставок музея и подаривший ему особый узнаваемый стиль. 

Заглянуть на кухню, где образы оживают и складываются в стройные сюжеты, посетители смогут до 4 декабря.

Выскажись!

EQUILIBRIUMALCEST


!