Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Двойная жизнь «Франкенштейна»

Двойная жизнь «Франкенштейна»

В сезоне 2013-2014 года арт-объединение CoolConnections в рамках проекта Theatre HD продолжает показы постановок британского Королевского Национального театра (National Theatre).  На этот раз у российских зрителей есть возможность увидеть постановки шекспировских трагедий («Отелло» и «Гамлет» в постановке Николаса Хайтнера, «Макбет» Роба Эшфорда и Кеннета Браны, «Кориолан» Джози Рурка), а также сценическую адаптацию романа Мэри Шелли режиссёром Дэнни Бойлом - «Франкенштейн» с Бенедиктом Камбербэтчем и Джонни Ли Миллером в главных ролях

0 фото к материалу Двойная жизнь  Франкенштейна 1 фото к материалу Двойная жизнь  Франкенштейна 2 фото к материалу Двойная жизнь  Франкенштейна 3 фото к материалу Двойная жизнь  Франкенштейна 4 фото к материалу Двойная жизнь  Франкенштейна 5 фото к материалу Двойная жизнь  Франкенштейна 6 фото к материалу Двойная жизнь  Франкенштейна 7 фото к материалу Двойная жизнь  Франкенштейна 8 фото к материалу Двойная жизнь  Франкенштейна 9 фото к материалу Двойная жизнь  Франкенштейна 10 фото к материалу Двойная жизнь  Франкенштейна 11 фото к материалу Двойная жизнь  Франкенштейна

Наверняка уже многие знают, в чём заключается специфика постановки Бойла: из одного спектакля он делает две вариации, «ежевечерне» меняя ролями центральных актёров. Для ценителей английской школы театра поход на обе постановки – несомненный must.

Если же вы не имеете возможности посетить показ дважды и вынуждены выбирать, важно понять, с какой именно целью вы пойдёте на спектакль: посмотреть на театральную постановку в формате кинопоказа или же посмотреть на снискавшего за последние два года звание самого известного британского актёра Бенедикта Камбербэтча. И чтобы сразу ответить на молчаливо повисший вопрос: «больше Камбербэчта» будет там, где этот актёр исполняет Создание.

Стоит, конечно, проговорить два очевидных момента: первый - что постановка вызывает широкий интерес именно благодаря участию Камбербэтча, и второй - что от сравнения двух центральных актёров никуда не деться.

Пытаясь максимально воздержаться от субъективности, сконцентрируемся на втором: исполнитель ролей Создания и Франкенштейна Бенедикт Камбербэтч и исполнитель ролей Создания и Франкенштейна Джонни Ли Миллер.

Каким вы знаете Бенедикта Камбербэтча? Сверхинтеллектуальным и надменным Шерлоком Холмсом из сериала BBC? Шпионом-соблазнителем с йельской выправкой из “Шпион, выйди вон”? Может, вы полюбили его в “Третьей звезде” за пронзительное исполнение роли Джеймса, которому “исполнилось двадцать девять лет и никогда уже не исполнится тридцать”?  А может, он уже успел стать для вас Джулианом Ассанжем в нашумевшей экранизации Билла Кондона?

В любом случае, «театральный» Бенедикт Камбербэтч заставит вас забыть тот образ, который вы сложили о нём из его  киноработ. В актёрской практике Камбербэтч уже, между прочим, сталкивался с «раздвоением личности»: он исполнял обе роли братьев-близнецов в короткометражной ленте Ника Уайта «Неразделимые». Но в спектакле Дэнни Бойла Камбербэтч перевоплощается из человека в его творение и обратно, держась автономно от опыта любых своих предыдущих ролей – вы не «поймаете» в его игре ни одного его «киношного» героя: ни в мимике, ни в интонациях.

Что касается исполнения роли Создания, то в лице Камбербэтча оно, если можно так выразиться, «психологично»:  его рефлексия, его тонкие чувства не кажутся чем-то неорганичным, они правдоподобны; кажется, будто его существо действительно состоит из тех эмоций,  которые оно описывает; ему веришь, в какой-то момент даже забывая, из чего оно состоит на самом деле. И на этом диссонансе между внутренней и внешней сутью строится та амбивалентность, которую демонстрирует Камбербэтч в своём персонаже.

Теперь закономерный вопрос: каким вы знаете Джонни Ли Миллера?

Помните его юным Дэйдом Мерфи, компьютерным гением из «Хакеров»? Или не менее гениальным и, как и положено гениям, злым Джорданом Чейзом, мотивационным оратором и по совместительству врагом Декстера Моргана из сериала «Декстер»? Или вам нравится его самая неоднозначная роль - «дохлого»  Саймона Уильямсона, который был «На игле»? Или он для вас всё-таки Шерлок, живущий в Нью-Йорке XXI-го века?

Как и в случае с Камбербэтчем, в спектале вам предстоит открыть для себя Ли Миллера заново. Забавно совпало: Ли Миллера и в роли Шерлока, и в роли Создания всегда сравнивают с коллегой Камбербэтчем. Это сравнение неизбежно, но оно никоим образом не подразумевает обиды, а, напротив, на контрасте оттеняет те или иные индивидуальные таланты двух актёров.

Создание Ли Миллера более «физиологично»: не такое изящное (если такое слово вообще адекватно для описания чудовища), более примитивное – сложные слова, измышления наравне с романтической поэзией даются ему сложно – и не только в плане вербализации, выговаривания. Ли Миллер ни на секунду не забывает, что его персонаж живёт не рефлексией, а рефлексом; актёр акцентирует на пластике движений: они грубые, неотёсанные, ломанные, кажется, Создание вот-вот встанет на четвереньки и почешет ногой за ухом.

Фигура Виктора Франкенштейна скорее выполняет в спектакле «вспомогательную» роль, хотя и здесь существенны различия в игре актёров. Франкенштейн Камбербэтча болен сомнениями: он боится того, что сделал, но он же искренне восхищается своим Творением; он растерян, но в то же время осознаёт себя Творцом. Франкенштейн Ли Миллера безумен до той степени, что бросает вызов Богу, он охвачен тщеславием и ему неведомы чувства, кроме ощущения своей «избранности» в борьбе за победу над Смертью.

Более каноничным покажется вариант расстановки «Франкенштейн: Ли Миллер, Создание: Камбербэтч». Потому, что Чудовище реально получается выше ростом (что соответствует книжному описанию),  а Виктор Франкенштейн действительно одержим идеей богоборчества, таким образом, конфликт «Создатель/Создание» раскрыт максимально в соответствии с оригинальным произведением Мэри Шелли. Более «сбалансированным» по силе актёрской игры будет вариант «Франкенштейн: Камбербэтч, Создание: Ли Миллер». Откровенно говоря, потому, что Камбербэтч убедителен в обеих ипостасях, но на фоне Создания Камбербэтча Франкенштейн Ли Миллера немного теряется. Если вам нужно «официальное» подтверждение этого, то именно Бенедикт Камбербэтч получил за исполнение Создания премию Лоуренса Оливье, к слову, по собственной инициативе благородно разделив её со своим напарником по спектаклю. Поэтому для Ли Миллера, конечно,  более выигрышна роль Создания: больше времени на сцене - больший «разбег» для реализации. Это отнюдь не значит, что один актёр проигрывает другому в мастерстве, это скорее показывает разный подход к трактовке персонажа, к манере «проживания» роли.

Самое удивительное то, как по-разному смотрится хоть и открытый, но всё же финал спектакля в зависимости от ролевой рокировки: к насколько непохожим развязкам приводит поведенческая модель разных Созданий и Создателей.

Как уже упоминалось, английская театральная школа в спектакле продемонстрирована во всей красе, и её разница с русской школой будет заметна даже непрофессиональному взгляду: вы ощутите её интуитивно, на уровне ощущений. Эмоционально спектакли невероятно сильные и «держат» зрителя – лишний раз не моргнёшь. Если вам особенно повезёт, то в зрительном зале не окажется любителей попкорна и чипсов с остро пахнущими соусами, и вы сможете сполна насладиться игрой актёров и их британским произношением без звукового сопровождения хрустом и шуршанием.

Помимо игры актёров поражают плюс ко всему и технические возможности, которыми располагает Национальный театр: круглая сцена-трансформер, световые эффекты, огонь буквально «из-под пола», на месте рельсов, после едва скрывшегося в задней стене локомотива, вырастает трава и струится ручей. Стоит особо подчеркнуть, что смысл именно театральной постановки абсолютно не теряется в формате киносъёмки, даже учитывая тот факт, что операторская камера показывает сцену со всех сторон, кроме одной – нет ракурса из зрительского зала. Но такая съёмка создаёт «эффект присутствия»: зритель словно ходит по сцене, что мало-мальски нивелирует потери от неприсутствия на «живом» спектакле.

Времени ещё вполне достаточно, чтобы вы успели поприсутствовать на кинопоказе и составить обо всём, что было сказано выше, собственное мнение. Но – прошу вас – постарайтесь посетить обе вариации спектакля, не лишайте себя удовольствия лично проследить метаморфозы талантов и характеров актёров и персонажей.


Выскажись!



!