Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Эхо Кинотавра: четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино

Эхо Кинотавра: четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино

Меньше чем через неделю после официального закрытия в главного смотра отечественного кино в городе Сочи, четыре лучших, по мнению киноклуба «Фитиль», фильма конкурсной программы были представлены в Москве в рамках мини-фестиваля «Эхо Кинотавра». 15-16 июня в кинотеатре «Фитиль» на Фрунзенской набережной жителям столицы представилась уникальная возможность задолго до выхода в официальный прокат увидеть главные картины сезона, а также пообщаться с создателями в неофициальной обстановке.

0 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино1 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино2 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино3 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино4 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино5 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино6 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино7 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино8 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино9 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино10 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино11 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино12 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино13 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино14 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино15 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино16 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино17 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино18 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино19 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино20 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино21 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино22 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино23 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино24 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино25 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино26 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино27 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино28 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино29 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино30 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино31 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино32 фото к материалу Эхо Кинотавра  четыре причины пересмотреть свое отношение к отечественному кино

Фестиваль открыла едва ли не самая долгожданная новинка – комедия о фрустрированном среднем классе «Интимные места» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, которая получила приз за лучший дебют, а рядом кинокритиков даже называлась среди главных претендентов на победу. Во время показа в сочинском Зимнем театре из-за проблем с электричеством показ фильма прерывался дважды (случай, кстати, небывалый), однако в зале все досидели до конца и встретили авторов продолжительной овацией. На «Интимных местах» в Москве небольшой зал «Фитиля» был забит до отказа, многие (несчастные кинокритики в первую очередь) вынуждены были устроиться прямо на полу и на лестнице. По многочисленным просьбам сразу после финальных титров, фильм запустили во второй раз. И надо сказать, пересмотр первые впечатления только подтвердил – это сенсация.

Представляя фильм, кинокритик Антон Долин, в сером пиджаке и очень серьезный, просил обратить внимание публики на тот факт, что это первый опыт осмысления отечественной сексуальности в кино. Инфантильное советское кино, перестроечная и постперестроечная «чернуха», зацикленная на перверсиях, полноценной традиции не сформировала, и сформировать, в сущности, не могла. Только сейчас, видимо, пришло время.

Пять сюжетных линий, едва соприкасаясь друг с другом, сплетают масштабную картину страхов и фобий представителей креативного класса, уморительно страдающих от потребностей высшего порядка: верный муж предпринимает трогательные попытки вернуть прежние чувства к внезапно опротивевшей жене; Милонов в юбке боится признаться себе в собственных желаниях (Юлия Ауг, приз за лучшую женскую роль); одна семейная идиллия рушится, так как оба супруга неожиданно полюбили одного и того же человека; деятель современного искусства, снимающий эстетские фотографии гениталий, рассуждает о свободе, но понимает ее как промискуитет; один, внешне успешный психоаналитик моет проституткам волосы под горячим душем – и тем живет. По-европейски точная, «неизбыточная» режиссура дебютантов (они же авторы сценария) под умелым руководством продюсеров Юлии Мишкинене и Бакура Бакурадзе (возможно, лучшего режиссера новой российской волны) вкупе со стильной, ненавязчивой операторской работой эстонца Марта Таниэля обманчиво легко втаскивает нас в современный международный контекст. И, заметьте, без всяких уступок! «Интимные места» - кино про нас в первую очередь, но понятное везде, в любой стране, где «секс есть».

«Небесные жены луговых мари», получивший приз за лучший сценарий – продолжает разговор о заповедном. «Этнографическое фэнтези», гимн любви к маленькому поволжскому народу мари, вызывающее в памяти «трилогию жизни» великого Пьера Паоло Пазолини – может вызвать шок даже у подготовленного зрителя. О сексе – так иронично, откровенно, на грани и за гранью хорошего вкуса – в нашем кино не говорил еще никто. Двадцать три новеллы, разного хронометража (от пары минут до четверти часа), разного жанра (от драмы до хоррора), густо замешанные на эротике, местном фольклоре и провинциальном колорите. Двадцать три разной степени трагичные и смешные любовные драмы прекрасных марийских женщин.  

В «Небесных женах» режиссер Юрий Федорченко и сценарист Денис Осокин продолжают успешно прививать «магический реализм» на финно-угорскую почву. В отличие от «Овсянок», предыдущей картины тандема, где все ритуалы ассимилированной народности меря были выдуманы от начала и до конца, здесь многое (если не все) вдохновлено действительными поверьями марийцев, «последних язычников Европы». Несмотря на это, сложно спрогнозировать, как сами нацмены отреагируют на этот фильм.

Вне зависимости от кинематографических достоинств (а они, кстати, есть – Федорченко растет как профессионал и самобытный автор), факт появления на свет «Небесных жен» сам по себе удивительный и замечательный. От пещерного ханжества нужно лечиться, и чем раньше, тем лучше, пока средний уровень толерантности по стране не догнал уровень отечественного автопрома. Кроме того, нам почаще необходимо вспоминать, что Россия – многонациональная, мультикультурная держава. Поскреби русского – найдешь не только татарина. «Урга – территория любви», «Кукушка», теперь вот Федорченко – список обязательно должен быть продолжен.

К темной стороне российской действительности две другие картины фестиваля – «Майор» Юрия Быкова и «Разносчик» Андрея Стемпковского. Обе картины были проигнорированы жюри «Кинотавра», хотя довольно успешно представляют нашу страну на международных фестивалях. Режиссер Быков, к слову, сильно обиделся и в жестких по тону интервью раздал на орехи и кинокритикам, и коллегам по цеху. Сигарев, Мигирев, Звягинцев, по его мнению, слишком много на себя берут. А он снимает в первую очередь для людей. И, надо сказать, фестивальная публика действительно картину приняла очень тепло.

Напряженная, адреналиновая драма, снятая за три копейки – «Майор» повествует об одном очень длинном и насыщенном дне из жизни серого провинциального города. Майор полиции по пути в роддом, где рожает его жена, сбивает чужого ребенка. Выбор невелик – либо в тюрьму, либо, используя служебное положение, отвести от себя обвинения. Мент, оказавшийся «настоящий мужиком», рад бы поступить по совести, но его друзья-коллеги-подельники принимают решение за него – система защищает своих даже вопреки их воле.

Несмотря на ряд формальных сходств, Быков действительно на других режиссеров-ровесников, обеспокоенных российской провинцией, разительно не похож. Его кино максимально простое, лишенное (иногда вынужденно) изысков и очень рассудочное. Предыдущий фильм «Жить» пресса прямо называла «холодным» и «сконструированным». Если основная часть «новых тихих», впитывая и развивая опыт документального кино или «документальной драмы», пытается зафиксировать сырую, необработанную действительность, Быков реализует проверенные жанровые схемы в неприглядных декорациях глубинки с целью поговорить о том, «за что болит». Довольно плакатные герои, «люди-функции», в его фильмах оказываются втянуты в стремительный водоворот несколько фантастичных событий, правдоподобных лишь на первый взгляд. По виду – арт-хауз, по форме – зрительское жанровое кино, по сути – социально-критический очерк с амбициями притчи.

«Разносчик» Стемпковского – явление тоже не вполне типичное. Медитативный триллер, без закадровой музыки и с минимумом диалогов, лишь имитирует усредненный стиль типичного фестивального кино. Молчаливый разносчик пиццы случайно вклинивается в цепочку «заказчик-наемный убийца», и получает боевой ствол, аванс и фото человека, которого необходимо лишить жизни. Если выполнить заказ, то можно заработать большие деньги, которые как раз очень нужны – отец без дорогостоящей операции вот-вот умрет от рака. Насколько далеко вы готовы зайти ради близкого человека?

Экранизируя собственный сюжет о моральном выборе, подачей материала режиссер постулирует его невозможность. Все давно и прочно предрешено – течение несет нас туда, куда хочет, а не куда хотим мы.

Стемпковский, возможно, самый насмотренный режиссер новой генерации, сознательно вытравливает прямое режиссерское присутствие из кадра. По его мнению, времена auteurов прошли, главная тенденция развития лежит в самоограничении. Однако, чем более рьяно режиссер отстаивает собственную точку зрения, тем сильнее ощущение лукавства. Кажется, что Стемпковский только готовится к большим свершениям, а сейчас лишь экспериментирует и проверяет собственные возможности. Следующий проект, по его уверениям, будет кардинально другим и, вроде бы, более зрительским. Что ж, пожелаем удачи в благородном начинании.

Все четыре картины (особенно «Интимные места» и «Небесные жены») явно будут испытывать трудности с широким прокатом, хотя меньше других этого заслуживают. На данный момент известны даты выхода «Майора» (его можно будет увидеть в кинотеатрах уже 8 августа) и «Интимных мест» (12 сентября). Будем надеяться, остальные картины в скором времени последуют вслед за ними.

Выскажись!



!