Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Почтовый ящик // Фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»

Фестиваль актуальной музыки «Другое пространство»

В проекте «Другое пространство» слушателю предлагается занять активную позицию: участвовать в дискуссиях и обсуждениях проблем современной музыки, выражать свои впечатления и пожелания, а также проголосовать за наиболее понравившееся произведение.
Фестиваль пройдет с 16 по 18 марта 2009 года
0 фото к материалу Фестиваль актуальной музыки  Другое пространство

ЗАЧЕМ
Зачем создается новый фестиваль?
Фестиваль создается для продвижения новой музыки, поддержки молодых авторов и исполнителей, пропагандирующих актуальное искусство.

ПОЧЕМУ
Почему мы назвали фестиваль «Другое пространство»
Сценическое пространство может как созидать, так и разрушать концертное действо. Как нет изобразительного искусства, которое выставлялось бы в любом пространстве, так нет и музыки, которая одинаково звучала бы в любых залах. В правильно выбранном пространстве произведение искусства не только может по-другому раскрыться, но порой и заново родиться. Фестиваль «Другое пространство» может стать открытием многих произведений современной музыки, которые создавались в расчете на такие пространства.
Мы считаем необходимым в отношении современной музыки изменить саму форму ее подачи, создать для нее другое пространство. Восприятие нового искусства слушателем существенно отличается от восприятия им классического искусства и требует более тесного контакта с исполнителем. Поэтому необходимо такое пространство, которое не добавляет разрыва между слушателем и исполнителем, а создает поле, где идет прямой сигнал от исполнителя к слушателю.
Другое пространство — другая форма подачи новой музыки: иные атмосфера в зале, оформление сцены, концепция концертов и формирование программ, имидж артистов и условия для публики. И, самое главное, иные взаимосвязи между композитором, исполнителем и публикой.

ЧТО
Что нового будет на фестивале?
— Создание единого пространства для встречи композитора, исполнителя и слушателя, языком общения которых станет новая музыка.
— Формат фестиваля, преодолевающий барьер между публикой и участниками концертного действа.
— Активная позиция слушателя: участие в дискуссиях, оценки и комментарии звучащей музыки, голосования за понравившиеся произведения и исполнителей фестиваля.
Выпускники консерваторий, воспитанные на музыкальной классике, не всегда представляют себе ситуацию в современной музыке, порой не знают, как правильно играть новую музыку, требующую специальных навыков и выработанной культуры исполнения. Встретившись лицом к лицу с композитором, а также общаясь с другими интерпретаторами, исполнители могут не только обогатить свой репертуар, но и получить мастер-класс по игре новой музыки.
Раньше слушатель имел возможность ознакомиться лишь с музыкой тех авторов, кто сумел пробиться на эстраду или достучаться до исполнителей (зачастую эта музыка, преподносимая как современная, создана уже несколько десятилетий назад). В этой ситуации слушатель не имел выбора и становился заложником существующих тендеций.
В проекте «Другое пространство» слушателю предлагается занять активную позицию: участвовать в дискуссиях и обсуждениях проблем современной музыки, выражать свои впечатления и пожелания, а также проголосовать за наиболее понривившееся произведение.

КАК
Как будет проходить фестиваль?
Для проведения фестиваля было выбрано два формата: привычный вечерний концерт, с заранее определенной программой (Камерный зал Московской филармонии) и дневные концерты в режиме нон-стоп, где наряду с исполнением музыкальных произведений, организуется интерактивное общение: круглые столы, встречи с композиторами и исполнителями, кофе-паузы (Трюм Мейерхольда).

ГДЕ
Фестиваль пройдет в Камерном зале Московской филармонии (вечерние концерты) и помещении «Трюма Мейерхольда» (бывшего двухярусного буфета в фойе КЗЧ).
Сценическое пространство КЗЧ имеет не только уникальный архитектурный облик, но и неоднозначную, сложную историю. Это сооружение пережило три эпохи (модерн, конструктивизм, сталинский неоклассицизм) и подверглось многочисленным строительным реконструкциям и перепланировкам. Тем обликом зала, который мы сейчас имеем, мы обязаны, прежде всего, великому театральному реформатору Всеволоду Мейерхольду.
Мейерхольд задумывал небывалый театр, в котором предвиделись: трансформируемая сцена и перенос игровых площадок в различные места зала, раздвигающаяся крыша-купол и дневное освещение, возможность кинофикации и направленного регулирования света и звука, непосредственная связь помещений для актеров со сценической площадкой. Это также возможность обслуживания публики на безантрактовых спектаклях (с разносом напитков и вентиляцией в спинках кресел для курящих), что казалось фантастическим для того времени, но вполне осуществимым в наши дни.
Главной же задачей режиссера было создание единого пространства сцены и зрительного зала. Мейерхольд хотел разрушить воображаемый заслон между актерами и зрителями (убрать занавес, рампу и оркестровую яму), «вовлечь публику в действие и коллективный процесс создания спектакля». Где и как будет осуществлен контакт между зрителем и актером? Где находится, как формируется пространство этого контакта? Идеальным сценическим решением Мейерхольд считал модель древнегреческого театра, где сцена-арена максимально охватывается зрительским пространством с трех сторон, а места для публики расположены амфитеатром, благодаря чему обеспечивается не только прекрасное видение сцены со всех сторон, но и социальная равнозначность мест. Эти условия отчасти были сохранены в Концертном зале Чайковского, имеющего форму эллипсиса.
Вопросы, волновавшие Мейерхольда, не потеряли своей актуальности и сегодня. И хотя небезызвестные исторические события конца 1930-х гг. подвели черту всем творческим замыслам Мейерхольда, а здание было отдано на доработку и достройку другим архитекторам, современное помещение КЗЧ сохранило идеи новаторского театра Мейерхольда и во многом не исчерпало своего потенциала.
В помещении КЗЧ сохранилось еще одно намеченное Мейерхольдом пространство – это так называемый трюм для монтирования механизмов раздвижной сцены. Ныне здесь располагается двухярусный буфет. По историческим сведениям, Мейерхольд и его команда архитекторов (М.Бахрин и С.Вахтангов) успели к 1933 году построить основной костяк здания. Не были проработаны только отделка и фасад, и архитектор Дмитрий Чечулин, возглавивший работу по переделке здания мейерхольдовского театра в КЗЧ, в целом сохранил прежнюю планировку.
Удивительно, что в результате доработки трюм превратился в помещение потрясающей красоты. Сцена-круг обрамлена рядом зрительских мест, разделенных от сцены колоннами, эта же планировка повторяется верхним ярусом. Уникальна и акустика помещения: звук, отражаясь от стен, устремляется вверх, как бы к куполу, а в самом центре сцены звучание голоса слышится как будто через микрофон…
Мы считаем, что данная сцена станет тем пространством, которое идеально отвечает условиям исполнения современной музыки и коммуникации между исполнителями и зрителями. Именно здесь может реализоваться идея фестиваля о воссоединении трех звеньев — композитор-исполнитель-слушатель, благодаря которым рождается музыка.

КОГДА
Фестиваль пройдет с 16 по 18 марта 2009 года


КУДА
Перспективы и итоги
Три наиболее ярких ансамбля (солиста) будут включены в филармонический абонемент будущего сезона. Лучший по итогам зрительского и профессионального голосования композитор получит заказ на написание нового произведения для следующего фестиваля.


Материалы взяты с официального сайта Московской Государственной Академической Филармонии

Выскажись!

CARCASS


!