Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Музыка // Фестиваль «Глава 11: горЕ». Часть первая

Фестиваль «Глава 11: горЕ». Часть первая

24 февраля состоялся акустический некоммерческий фестиваль поэтического рока, организованный «Даждь», - «Глава 11: горЕ». Официальное открытие его состоялось в прошлое воскресенье, помимо этого концерта наша редакция будет присутствовать также на концертах 25 февраля на малой сцене Театра «Содружество актеров Таганки» и 27 февраля в клубе «Арт’эрия», в Каминном зале ЦДРИ.

0 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая1 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая2 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая3 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая4 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая5 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая6 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая7 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая8 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая9 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая10 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая11 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая12 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая13 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая14 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая15 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая16 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая17 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая18 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая19 фото к материалу Фестиваль  Глава 11  горЕ   Часть первая

В самом начале концерта ведущий предупредил зрителей, что выступления будут разные, возможно, понравятся не все, но, тем не менее, слушать каждого из них стоит. И он был прав. А потому эта статья не будет написана в ставшем уже традиционным стиле статьи от одного лица, здесь можно будет прочесть мнение сразу двух людей. Главное – помнить, что истина всегда находится где-то посередине.

Сам «Факел», где и проходил первый концерт фестиваля на проверку оказался маленьким, но весьма уютным клубом, смутно напоминающим детскую библиотеку. В фойе на витринах – книги и детские поделки, у входа – листовки и «беЗплатные» диски. Да и атмосфера внутри царила соответствующая. Все так мило, добро, по-домашнему. Позднее об этом напомнила фраза ведущего о том, что даже если вы потеряли билетик, то вам стоит всего лишь честно сказать, что вы здесь были – вам поверят и скидку на последующие мероприятия все же дадут. Но вернемся к мероприятию.

Начало концерта навело на смутные подозрения о том, что мы попали на заседание кружка юных талантов. К счастью, подозрения эти не оправдались. Но все же, пойдем по порядку. Пожалуй, организаторы во многом прогадали, поставив первой тихую, не особо впечатляющую своим выступлением Марию Хасьянову. Каких-то особенных музыкальных или вокальных талантов лично я заметить у нее не смогла, хотя мужественно пыталась. Сравним хотя бы с выступлением следующего участника фестиваля – Юрия Дымова. Эмоциональная, затягивающая игра на гитаре, вокал, в который исполнитель вкладывает все свои чувства – от легкой застенчивости до порывистости в своем желании достучаться до зрителей. Что же мы видим у Марии? Зрители потихоньку впадают в состояние, подобное сну, от однотипных ритмов, от текстов – абсолютно непонятных обрывков мыслей и невыразительной манеры пения. Попробуй она поиграть ритмом, интонацией, паузами и громкостью голоса, как это делал Юрий, – и овации были бы ей гарантированы. Но для этого, пожалуй, нужно большее умение и желание привлечь зрителя, который готов ответить взаимностью, но далеко не каждому.

А Юрий Дымов тем временем в каждой своей песне создавал маленькую историю, то решая, кто же (или, может, ЧТО же?) он и какая доля выпала ему по жизни, то вводя в мир своих фантазий и идей. Чем Вам не скромная попытка хотя бы для себя решить, что же привело Вас на эту землю? И, наверное, каждый в зале чувствовал, что этот еще неопытный, быть может, исполнитель «…не Бог, что крадется по крышам…», что он «…пришел не забрать, а отдать…» (с). Он действительно отдавал себя до конца, заражая зрителя то весельем, то лиричной задумчивостью, то меланхоличной тоской. «Представьте себе… большой город… неспящий мегаполис… может быть, Москва… дорогой ресторан… а из подворотен, как всегда, несет чем-то…» (с), добавьте к этому легкий перебор гитарных струн, и наверняка увидите какого-то прохожего, поздней ночью уговаривающего музыканта отдать свою душу, стать простым человеком. Может, мнение мое слегка субъективно, но именно в надежде встретиться и послушать таких людей приходишь на фестивали «некоммерческих» исполнителей.

Действительно, контраст между первыми двумя исполнителями был потрясающим. Сравнивая «завсегдатая» Марию и «новичка» Юрия сразу вспоминалась фраза «новичкам везет». Можно все списать на нервы, ведь первое выступление – всегда самое сложное. Но все же столь тихий и скромный человек не очень подходил для открытия концерта. Хотя… Может, организаторы на это и рассчитывали? Нам остается лишь гадать об этом.

Следующим выступал Филипп Филиппов, представленный зрителям как «отец четырех детей». Исполнение в целом спокойное, создается атмосфера классической посиделки дома у друзей. Может, ритм не настолько разнообразен, как у того же Юрия, но при этом тексты песен содержательны, и к ним хочется прислушаться и последовать данному в них совету. Разве после слов «Стань сильней, чем ты есть…» (с), спетых мелодичным, спокойным, уверенным голосом не возникает желания подняться с колен и пойти вслед, набравшись сил по самый краешек души? Кроме того, Филипп Филиппов обратил внимание присутствующих на то, что понятие «живой» - фундаментальное для рока, и предложил любому желающему высказаться на этот счет, отправить ему письмо с его сайта filgrad.ru Отдельно в творчестве Филиппа Филиппова было затронуто поколение 70-х годов, его роль, цель и будущее. И вправду, это уже и не дети войны, которые могли бы петь о своих воспоминаниях, о скорбном детстве и ради которых сражались и мужчины, и женщины на фронте и в тылу, но еще и не поколение next, за которым, говорят, должно быть будущее этой планеты. И остается этим детям 70-х, «…не давать им себя хоронить…», ведь «… Невзирая на то, что уже давно все идет по плану, но остались те, у кого есть своя голова…» (с). Разве все это не может считаться причиной добавить к «отцу четырех детей» еще и «исполнитель старого доброго рока»?

Выступление Филиппа Филиппова запомнилось. Возможно, своим ненатянутым спокойствием, которое контрастировало с другими исполнителями, возможно, текстами, в которых описывались реальные жизненные ситуации и личные переживания. Это было выступление не молодого юноши, с его идеалами и стремлениями, а взрослого человека, с его опытом и более широким кругозором. Он подкупал зрителей не сложными мотивами, а правдивой простотой. Это был монолог человека, высказывающего свою точку зрения на происходящее. С чем-то хотелось согласиться, с чем-то – поспорить. Так, в привлекшей внимание песне о поколении «Pepsi» говорится о том, что в нем (поколении) еще не умер Советский Союз. Весьма спорное утверждение, учитывая специфику того времени. Подвешенное состояние молодежи того переходного периода – плодотворная тема, но за трагизмом отдельных судеб не стоит забывать, что именно из этих юношей и девушек потом образуется отдельный социальный слой позднее названный «новыми» русскими. Но все же о выступлениях.

Говоря в целом о концерте, стоит отметить, что, хотя выступавшие были в чем-то схожи, у каждого было что-то свое. И хотелось попытаться отыскать это «что-то», выделить этого исполнителя из толпы других. Безусловно, впечатлила и эта неповторимость каждого из участников в целом, и отдельные выдающиеся умения конкретных исполнителей. Так, Ольга Лехтонен, помимо интересного вокально-инструментального исполнения на сцене, является также верстальщиком самиздата «Даждь», который называется «Паруслов». Конечно, что-то кардинально новое на сцене придумать сложно, да и, наверное, почти невозможно, а потому порой возникали определенные ассоциации с более известными исполнителями. К сожалению, для проведения таких параллелей мне не хватало опыта, так что оставалось полагаться на знания главного редактора нашего сайта, чье мнение также присутствует в этой статье.

Итак, Ольга Лехтонен. Если можно как-то воплотить в реальность спокойствие с примесью легкой мрачности и при этом призыва к борьбе в каждом слове, то, пожалуй, именно таким представится творчество этой исполнительницы. Хороший вокал и осмысленные тексты в сочетании с боевым настроем привлекают, а общее исполнение в стиле «смесь Янки Дягилевой и Земфиры» (с) интригует после более протяжных и спокойных выступлений других участников, и «…хочется настежь окна и нараспашку грудь…» (с), чтобы впитать все до последней капли. Отдельно хочется отметить, что Ольга подобрала музыкальный ряд под песню Виктора Цоя «Дети минут», авторский вариант которой не сохранился. Лично я, впервые слыша данный текст, иное музыкальное сопровождение представить для себя не могу, хотя, как говорится, «на вкус и цвет…».

Воистину внешность обманчива – первое впечатление от данного исполнителя: cпокойный человек с незапоминающейся внешностью оказывается незаурядным исполнителем. Мрачноватые тексты в стиле Янки Дягилевой, исполнение не самой известной песни Цоя – все это на первый взгляд не вписывается в концепцию «ГорЕ». Однако и в ее лирике есть место надежде, а, значит, и стремлению ввысь и «весне», как выразился позднее Александр Корольков.

После выступления Ольги Лехтонен, ввиду болезни Дмитрия «Радуги», состоялся небольшой перерыв, в течение которого желающие могли поговорить с присутствующими здесь же исполнителями и попить чай со сладостями и печеньем. Домашняя, душевная обстановка, в которую хочется возвратиться вновь.
Но вот потихоньку зрители возвращаются обратно в зал, на сцене которого уже появились новые исполнители. На этот раз это Александр Корольков. Хотя на фестиваль представляются отдельные индивидуальные выступления, вокалисты групп также могут участвовать в них. В таком случае группа приезжает в усеченном формате. Такая судьба «постигла» и Александра, вокалиста группы «Узы Мебиуса». На сцене были малые барабаны с тарелкой (позже сам Александр, представляя прибывших членов своей группы, назовет этот ансамбль «перкуссия и железяка»), непосредственно гитара и виолончель. Музыкальная часть выступления заинтриговала своей нестандартностью – не так часто приходится слышать такое сочетание инструментов. Особую гармоничность придавало ей сочетание плавных мелодий, выводимых виолончелью, и мелодичного звучания тарелок. Нетипичным было и пение, в целом уверенное, с хорошими вокальными данными, но срывавшееся частенько на плач, вопль, что, на мой взгляд, во многом портило общую картину. В одной из песен оно уравновешивалось более низким голосом виолончелиста, но этому члену группы все же для полноценного back-вокала не хватало силы и уверенности. В общем выступление занятное, хотя и во многом на любителя.

Здесь хотелось бы отдельно выделить музыкальное оформление выступления группы. Если от Юрия Дымова иногда возникали ассоциации с небезызвестной группой Billy’s Band, то здесь имело место быть представление музыкантов в самом конце во время завершения последней песни. Оригинально? На фоне других выступлений – безусловно.

После этого выступал Олег «Стерх» - один из немногих иногородних «приобретений» «Даждь», приехавший из города Городец Нижегородской области. Не могу сказать, что этот исполнитель оставил какие-то действительно яркие воспоминания и ощущения. В целом, чередовались песни с веселым, прогулочным мотивом и лирично неторопливые. Отметим и неплохую игру на гитаре и качественную, хотя и не выдающуюся игру с ритмом в ряде песен. Пожалуй, на этом положительные эмоции закончились. Вокал Олега не совсем благозвучен на слух, да и какой-то эмоциональной вложенности особо заметно не было. Вот и подумайте, насколько Вам после этого захочется «радоваться небу, видеть сны, не жалеть пути прошедших лет, растопить лед пустых глазниц», как призывает исполнитель. Меня после этих строк как-то в небо не тянет, и сильно хочется себя же пожалеть.

После Олега «Стерха» на сцену вышла еще одна из трех представленных на этом концерте групп – «Далече» в составе братьев и девушки, игравшей то на бонго, то на флейте, то на инструменте, по форме напоминавшем обыкновенную солонку (кто знает, может, это была именно она?), но которому хотелось дать более благородное название маракас. Исполнение, как в музыкальном, так и вокальном плане оставляло в душе отголоски песен ДДТ, что отнюдь не снижало общего интереса. Чередование индейских мотивов со славянскими, уверенный вокал Андрея Буянова, периодически переходящий на речитатив. Порадовал и красивый низкий голос девушки, исполнявшей роль back-вокала, умело и чарующе играющей им, смягчая тем самым общий тон выступления и напоминая о стародавних временах, о наших корнях и девичьих посиделках с песнопениями под работу по дому в ожидании мужей. Но все же лично для меня наиболее впечатляющей оказалось чередование игры двух гитар, словно бежавших наперегонки в погоне друг за другом. Каждая со своим ритмом, мелодией и настроем, бежав по отдельности, создавала общую динамичную картину исполнения.

Если в начале выступления, как выразилась моя коллега, появились «смутные подозрения о том, что мы попали на заседание кружка юных талантов», то во время выхода этой группы появилось ощущение обычного «квартирника». Тем не менее, (и к счастью) оно не оправдалось. Не хочется повторяться, но надо лишний раз отметить женский бэк-вокал, а так же умелое нагнетание атмосферы путем убыстрения мелодии и усиления музыки для последующего резкого перелома и развязки песни. Все это приковывало внимание и не давало зрителю заскучать. Да и радостная улыбка девушки была столь заразительна, что так и хотелось улыбнуться в ответ.

К сожалению, не удалось нам послушать гостей из Санкт-Петербурга, Юрия и Марала Чиковани, участников группы «Ч.Ч.». Но, думается, что уж эти опытные участники фестиваля не могли обмануть ожиданий зрителя.

Примечания: Текст написан Евгенией, курсивом - текст Марии

Видео

Выскажись!



!