Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Искусство // Фотобиеннале 2016 в МАММ

Фотобиеннале 2016 в МАММ

9 февраля в МАММ обновились экспозиция и стартовал XI международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2016». На официальном мероприятии директор музея Ольга Свиблова познакомила будущих посетителей с концепциями выставок и отдельной речи удостоила календарь PIRELLI (Пирелли) с фотографиями легендарной Анни Лейбовиц.

0 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ1 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ2 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ3 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ4 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ5 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ6 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ7 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ8 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ9 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ10 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ11 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ12 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ13 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ14 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ15 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ16 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ17 фото к материалу Фотобиеннале 2016 в МАММ

Оставим новый календарь на десерт и начнем с выставок с историческим уклоном. «Фотографии Российской империи в 1860-х–1870-х годов» Вильяма Каррика и «Уездный город Галич (1900-е–1930-е годы) в фотографиях Михаила Смодора» охватывают интересные и непростые времена в жизни страны.

Шотландец Вильям Каррик, имевший предков-купцов из России, большую часть жизни провел в Петербурге и открыл там первое в нашей стране фотоателье. Фотография в XIXвеке считалась новым явлением, ее методы активно совершенствовались и только-только началось ее становление как направления искусства. Портретные карточки Каррика имели успех и приносили прибыль, была у фотографа и поддержка в лице друга-земляка Джона Макгрегора, и знаменитые клиенты – Менделеев, Крамской, Великий князь Николай Александрович. Но художественная сторона процесса занимала его больше, он приводил в студию уличных торговцев и дворовых детишек, старался схватить фактуру персонажей. В России того времени, только что скинувшей со своих плеч крепостное право, возрос интерес к жизни крестьян и родной культуре. Серии портретных зарисовок Каррика оказались актуальными, он совершил несколько «фотографических экспедиций» по множеству российских губерний и Финляндии, был отмечен Императорской Академией художеств, а его снимки использовались некоторыми художниками вместо рисунка с натуры. В МАММ выставлено более 100 фотографий Каррика – студийных и экспедиционных.

Вильям Каррик искал своих героев и объекты, путешествуя по России, а уроженец российской части Речи Посполитой, Михаил Смодор, показал бурные изменения в стране не выезжая за пределы Галича. 1900-е–1930-е годы были насыщенным периодом, вместившим в себя несколько революций, Первую мировую и гражданскую войны, НЭП, тяжелую для многих вторую половину 30-х – голод, доносы, репрессии. Смодора обучал строгий профессионал фотографии из Польши, после этого Михаил перебрался в Москву, а затем в полюбившийся Галич. Открыв там «Универсальную фотографию М. Смодора», он занялся портретами, а затем и архитектурной съемкой города. Фотографии Михаила были в ходу по всей России в качестве открыток, демонстрировались царской семье в рамках выставки во время их визита в Кострому. Первая Мировая была запечатлена Смодором в сильном снимке «Война», на котором – изможденная молодая сестра милосердия из санитарного батальона. Когда наступило мирное время, посетители искали у Михаила негативы портретов погибших близких. С приходом НЭПа в фотостудии часто снимались коллективные фотографии рабочих. Жизнь самого фотографа позднее обернулась долгими мучительными буднями в ГУЛАГЕ из-за ложного доноса. Однако и в этом печальном месте была организована фотослужба, куда перевели Михаила, растерявшего здоровье. Там он проявлял пленку и рисовал плакаты, но после освобождения утратил студию и интерес к фотографии.

GRAND TOUR знаком гостям МАММ по недавно закончившейся выставке первой части, посвященной Риму. Концепция у «GRAND TOUR: РУССКАЯ ВЕРСИЯ. НЕАПОЛЬ» та же самая – это снимки пейзажей и типажей XIX века, которые русские туристы привезли после путешествия по Италии в виде карточек на память. Неаполь и его окрестности привлекали не только рядовых путешественников, но и художников, писателей, философов, культурных деятелей. Они стремились туда за солнцем, морем и итальянским колоритом, но главным образом за видом на грозный Везувий, несущий ужас и вечную красоту жителям Помпеи. Популярные виды и знаковые объекты фотографировали как ремесленники, так и художники фотографии. Современные любители юга Италии, осматривая выставку узнавали на снимках фонтаны и площади, утверждая, что некоторые виды совсем не изменились.

Особый сорт красоты в природе исследован в работе «Фотографии Микки в соавторстве с Виталием Комаром и Александром Меламидом». Ранее Александр и Виталий рисовали вместе с собакой Трандой, обучали слонов абстрактной живописи, развивали архитектуру термитов и бобров. В 1996-м они повстречали звезду цирка шимпанзе Микки и, видя его страсть к творчеству, решили обучить искусству фотосъемки. Однако тут важно понять подход экспериментаторов: это не было тренировкой очередного циркового кунштюка, скорее взаимным развитием видения близкого к нашему виду животного и человека, способного дать ему инструмент познания. Микки был одновременно и творцом и пародией на своих товарищей по проекту, помогал им преодолевать диалектическое лицемерие, кроющееся в снисходительном отношении к животным и в брезгливом дистанцировании от своей природы.

Персональную выставку «Без названия (после поражений)» представляет Евгений Гранильщиков при поддержке галереи «Триумф» и ее проекта «Молодые львы». «Львы» поддерживают современных художников, проявивших себя и приобретающих узнаваемость, одним словом, перспективных. Автор выбрал язык видео, сняв короткие фильмы «Мюнхен», «Империя» и «Призрак». Ощущение отрывочности, волнения пространства и мыслей – такую форму обретает его рефлексия относительно сложного и полного противоречивых событий 2015-го года.

Фотограф из Швейцарии Ян Белинский показывает нам, как важны «Люди и не только». Он фиксирует следы нашего времени в людях и их уникальном культурном, социальном и ландшафтном окружении. Работы Яна – всегда черно-белые уличные фотографии, склоняющие к созерцанию и размышлению. Множество маленьких особенностей на его снимках показывают, как мы каждый день меняем этот мир, создаем для себя места и ситуации, способы существования, развиваем ход событий.

Разнообразный набор впечатлений венчает 43-й выпуск традиционного календаря Пирелли. Каждый год эта итальянская компания по производству шин привлекает лучших фотографов мира для съемок супермоделей и актрис, главным образом, в обнаженном виде. Над ним работали многие звезды фотографии, включая Роберта Фримана, Гельмута Ньютона, Терри Ричардсона, Ника Найта и Анни Лейбовиц, которая уже создавала выпуск 2000-го года.

Анни, обладательница самых престижных наград в области фотографии и титула Живой легенды, начала свою деятельность в Rolling Stone в 1970-м. Помните знаменитую обложку с фото Джона Леннона и Йоко Оно, сделанным в день гибели певца? Это была фотосессия у Анни. С тех пор она поработала в Vanity Fair (Вэнити фэйр), Vogue (Вог), снимала множество портретов знаменитых людей, бэкстейджи киносъемок, обрела мировую славу и признание профессионального сообщества. Концепция нового календаря – портреты выдающихся женщин нашего времени, повлиявших на спорт, культуру, социальную сферу, разумеется, в одежде и со всей серьезностью. Анни лично участвовала в отборе моделей, создании образов, постановке света. То, что получилось в итоге – невероятно прекрасно и шикарно в своей простоте. Лейбовец, используя белый фон, и выраженные в одежде и взгляде особенности героинь, максимально подчеркнула их женственность и превратила снимки в запечатленную на пленке историю художественной культуры. Наталья Водянова предстает Мадонной с младенцем, Серена Уилиамс – египетским барельефом с профилем Клеопатры. Стоит остановиться у каждой фотографии и насладится тонким вкусом автора. Обычно этот календарьможно приобрести лишь на закрытых аукционах, но представители компании, присутствовавшие на открытии в МАММ, презентовали экземпляр Ольге Свибловой, и еще один разыграли среди гостей.

Творение Анни Лейбовиц и проект Евгения Гранильщикова гостят в МАММ до 6 марта, фотографии Вильяма Каррика, Яна Белинского, обезьяны Микки и GRANDTOUR– до 8 марта, Михаила Смодора – до 10 апреля.

Выскажись!

FOLK SUMMER FEST 2017 (KORPIKLAANI, TYR, АРКОНА И ДР.)


!