Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Искусство // Геометрия Родченко

Геометрия Родченко

Фотограф – это, можно сказать, художник современности. Но и у фотографии, несмотря на её «молодость», есть своя история. Однако если известных художников навскидку можно перечислить огромное количество, то с фотографами всё не так просто.  Поэтому, в данной статье мы поговорим о достаточно известном художнике и фотографе советской эпохи – Родченко Александре Михайловиче, человеке талантливом, творения которого, бесспорно, можно назвать символами своего времени.

0 фото к материалу Геометрия Родченко1 фото к материалу Геометрия Родченко2 фото к материалу Геометрия Родченко

В наше время фотография, пожалуй, - самый популярный вид искусства. А чаще всего, по сути, способ самовыражения. Сложно представить наш мир без фотографии. Она в журналах, в сети Интернет, в рекламе и оформлении общественных мест, у каждого второго есть более-менее серьезная техника,  множество людей являются фотографами, фотохудожниками, фотодизайнерами. И это замечательно, что сейчас у нас появилась такая возможность – фиксировать важные моменты жизни, дарить другим и себе память об этих моментах, возможность демонстрировать своё видение мира и людей всем, кому сие может быть интересно. Но так было не всегда. Ещё не так давно цифровой фотографии толком не существовало, и каждый удачный кадр, снятый на пленочную технику, казался в некотором роде жемчужиной, с трудом извлеченной из морской пучины. Сейчас всё намного проще, легче и быстрее. Но кто знает, а не ускользает ли от нас нечто неуловимое, то, что позволяет называть творение искусством, не приходит ли взамен ему технический прогресс? Такой интересный, разнообразный, но порой будто бы лишенный всякой душевности. Это вопрос риторический, спорить о сути которого вряд ли есть смысл.

Итак, для начала, краткая биографическая справка. Родился в Санкт-Петербурге, в 1891 году, 23 ноября. Семья была небогатой, отец работал бутафором в театре, мать - прачкой. Сына отдали учиться в приходскую школу, которую он и закончил. В 1902 году семья осуществляет переезд в Казань, где под давлением отца, который очень хотел дать сыну «профессию», Александр Михайлович начинает посещать Казанскую зубоврачебную школу доктора Натансона и работает в ее протезной лаборатории. Однако данный род деятельности не приносит ему никакого удовлетворения. С куда большим интересом Родченко посещает Казанскую художественную школу Н. И. Фешина, в период с 1911 по 1914 год. Потом, закончив её, он переезжает в Москву, поступает в Строгановское училище и навсегда бросает медицину. В Москве происходит становление Родченко как художника. Он начинает работать в жанре станковой живописи и графики, попутно вдохновляется работами Малевича. В 1916 году художник женится на Степановой В. Ф., которая становится ему не только женой, но и верной соратницей на художественном поприще. Изначально Родченко привлекала именно геометрия и четкость линий, и в ту пору были созданы серии композиций 1918-1919 гг., а именно: «Концентрация цвета и форм», «Композиция движений проецированных и окрашенных плоскостей», «Концентрация цвета и форм», «Ленинизм», «Плотность и вес». Часть произведений создавалась при помощи циркуля. Все эти картины являются ярким примером минимализма, рационального, лишенного напрочь каких-либо излишеств, зачастую похожие скорее на чертежи, чем на картины. Творчество Родченко, авангардное и минималистичное, отражает эпоху отторжения «пережитков прошлого» и призывает к созданию смелого будущего.

Помимо создания картин, Александр Михайлович также занимается оформительской деятельностью. К сожалению, далеко не все из его работ дожили до нашего времени. К примеру, оформление стен в кафе «Питорреск», выполненное в соавторстве с  В. Е. Татлиным и Г. Б. Якуловым, оказалось безвозвратно утрачено. Между тем, именно эти работы считаются началом формирования такого направления в советском изобразительном искусстве, как конструктивизм. Так что Родченко можно смело называть одним из отцов - основателей данного стиля.

Родченко был из тех культурных деятелей, кто революцию всецело приветствовал. И его творчество, несомненно, тоже являлось революционным. Оно было как бы отражением революции в мире изобразительного искусства, как, например, стихотворения Маяковского – в мире литературы, логическим продолжением революции. К слову, с Владимиром Маяковским Родченко немало что связывало. Помимо общего революционного настроя, они сотрудничали. Одна из первых фотографий, выполненная А. М. Родченко, изображала именно поэта (портрет с псом Скотиком), а также его музу, небезызвестную Лилю Брик и её мужа, Осипа. Для одной из книг Маяковского  («Про это») Родченко в качестве оформления выполнил коллаж из фотографий, а в дальнейшем оформил еще 11. Также, совместно с В. Маяковским Родченко работал над рекламными плакатами. Помимо этого, Александр Михайлович участвует  в разработках мебельного дизайна, дизайна одежды; он оформляет не только рекламные агитационные плакаты, но и обертки к кондитерским изделиям, делает ярлыки для «ГУМа» и других крупных организаций, одним слово, более деятельного художника найти будет непросто, тем более в ту эпоху, когда уровень развития технологии был не чета нынешнему.

Фотографии, сделанные Родченко, производят незабываемое впечатление даже сейчас. Пожалуй, неудивительно, что именно они принесли ему славу, а не картины. Если на картинах мы видим футуризм, который, строго говоря, совершенно бездушен, то про фотографии этого нельзя сказать никак. Каждая из них уникальна, обладает образом, динамикой, душой. Портреты, сделанные Родченко, удивляют своей яркостью, глядя на них сразу в голову приходит мысль, что вот именно таким ты изображенного человека и видишь. Что и говорить, подбирать выгодный ракурс, удачный момент – всё это Александр Михайлович умел прекрасно. И это умение особенно помогло ему в репортажной фотосъемке, которая также приобрела необычный, присущий только его фотографиям, колорит. Репортажная съемка была одним из любимых жанров Родченко. Он снимал выставки, стройки, военные парады, спортивные соревнования и его работы, выполненные на протяжении всей жизни, являются фотолетописью советского периода.

Родченко служил в Коллегии по делам изобразительного искусства, а также являлся членом «Левого фронта искусств», творческого объединения, во главе которого стоял В. Маяковский. В период с 1920 по 1930 гг. Родченко осуществлял преподавательскую деятельность на деревообрабатывающем и металлообрабатывающем факультетах Высшей художественно-технической мастерской, где разрабатывался новый, революционный дизайн.

Александр Михайлович сотрудничал с множеством журналов, например, с «Вечерней Москвой», «ЛЕФ», «Огонек», «Пионер», и с другими. Помимо книг Маяковского, оформил также  «Советскую авиацию», «Красную армию» и принял участие в создании декораций для театральных постановок (спектакль «Клоп»  в театре Мейерхольда). Он является художником-постановщиком фильмов «Кукла с миллионными», «Ваша знакомая», «Альбидум», «Москва в Октябре». Несомненно, помимо ярковыраженой пропаганды, которой так насыщенно его творчество, этот человек был двигателем прогресса. Родченко принимал участие в международных выставках, рассылал свои работы во Францию, США, и другие государства на конкурсы. И его имя становилось известно за пределами СССР.

После 1930 года, когда единственным разрешённым стилем был объявлен социалистический реализм, Родченко пришлось непросто. Данное направление имело множество ограничений, и это сильно сковывало творческую инициативу. Ввиду обострившейся в СССР политической ситуации, ему пришлось отказаться от съемки военных парадов, так как вышел запрет на изображение военной техники. Несмотря на то, что тематика его фотографий постепенно становится всё более нейтральной, Родченко на 3 года исключается из Союза художников. В это время он вместе со своей женой активно занимается иллюстрацией, в том числе, к поэме Маяковского «Хорошо!».

Во время Великой Отечественной Войны Родченко и его семья эвакуировались в Пермь, но уже к 1942 году художник возвращается в Москву, продолжает активно работать в Доме техники, где занимает должность главного художника.

Незадолго до своей смерти, Александр Михайлович вернулся к живописи, написав цикл картин, основной тематикой которых был цирк. 

Умер он в 1956 году, 3 декабря, в Москве. Работы Родченко можно увидеть в российских музеях, а также  в галерее современного искусства в Солониках,  и галерее Тейт.

Выскажись!



!