Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Литература // «Гиппопотам» Стивена Фрая глазами российского читателя

«Гиппопотам» Стивена Фрая глазами российского читателя

Стивен Фрай, пожалуй, представляет собой уникальный во всех отношениях тип медийной личности, всей своей жизнью рушащий стереотипы и предубеждения. Еврей по материнской линии, к тому же внук эмигрантов из Венгрии, он славится идеальным британским выговором и считается "эталонным англичанином", а его словарному запасу завидуют и представители аристократии. Человек, не получивший должного среднего образования, отличавшийся в детстве негативным отношением к школе как таковой, является признанным интеллектуалом. Более того, Фрай - актер в основном комедийного жанра, заслуживший звание серьезного и вдумчивого прозаика, что, как вы понимаете, вообще ни в какие ворота.

Вся эта хвалебная речь направлена лишь на то, чтобы убедить вас: сегодня мы будем говорить о книге, написанной крайне противоречивым автором, ко всем вопросам подходящим с иронией самого высокого порядка. Итак, «Гиппопотам» Стивена Фрая глазами российского читателя.

0 фото к материалу  Гиппопотам  Стивена Фрая глазами российского читателя

В 1994 году ещё ни разу не матёрый прозаик Стивен Фрай пишет характерную для себя книгу, получившую забавное, если не знать содержание, название "Гиппопотам". После успеха предыдущего романа "Лжец", отличавшегося большим количеством автобиографических элементов, от нового труда ждали того же: всем хотелось узнать в главном герое новой книги самого автора. Почти так и получилось, герой унаследовал от своего создателя ум и сообразительность, талант, отчасти - внешность и настолько чудовищный запас иронии, что прочие персонажи его почти ненавидят.

В книге Стивен берется за нетривиальную задачу: выдумать заново классический английский детектив. Судите сами, в наличии: а) выпивающий, только что уволенный с работы "детектив", он же поэт, утративший дар, б) подозреваемый - мальчик недюжинного ума и чистоты, в) локация - большая семейная усадьба полуаристократической британской семьи, г) расследование, заказанное одним из второстепенных персонажей. Всё это значит, что есть детективная фабула во всей своей красе. Вот только никого не убивают (впрочем, труп будет), а совсем даже наоборот - происходят чудеса исцеления, которые и будет пытаться опровергнуть циничный и почти гениальный старый экс-поэт.

Возможно вы уже усмотрели тут выглядывающий из-за левого плеча автора постмодернизм. С радостью сообщаю: его сюда завезли самосвалом. Если даже забыть о том, что весь роман - переосмысление старого как мир шаблона, бесконечные аллюзии и отсылки к современной культуре, перечисление брендов и телепрограмм, все на месте, все как заказывали. Поначалу роман может показаться довольно легковесным, что можно было бы простить начинающему прозаику и вообще не писателю Фраю, но в определенный момент ловишь себя на мысли, что эта легковесность - осознанная, она не от недостатка таланта или незнания методологии, она играет важную роль в понимании авторского замысла.



Мир Фрая-романиста - мир, чересчур поверивший в свою офигительную сложность. Аристократизм, британская чопорность и предприимчивость, каноны и табу, все это, как огромная ширма в медучреждении, скрывает от глаз простой факт: мир стал значительно проще, и на фоне этой простоты отживающие свое претензии сильных мира сего выглядят атавизмом. И это уже даже не ирония, а злобный сарказм. Поэтому, аристократы у Фрая описаны презрительно, представители богемы упиваются алкоголем и периодически вешаются, а детей воротит от возвышенных речей их почтенных родителей так сильно, что они готовы съехать из семейного особняка к чёртовой матери при первой же возможности. Всё это сдобрено многочисленными скабрезными комментариями главного героя, который, кажется, знает в Британии каждый угол, и всякого повидал. Возможно, поэтому он больше и не может писать стихи. Впрочем, о своих психологических проблемах он сам расскажет в своё время.

Конечно, нельзя сказать, что Стивен Фрай написал какой-то нигилистский опус. Его герой - вещист, даже фетишист, он любит то, что может удовлетворить его тягу обладания, хотя для поэта это не лучшее качество. Он ни во что не верит и стареет, уверенный в том, что мир прогнил насквозь. А персонаж все равно симпатичный, в нем легко узнается автор, и с этим уже ничего не поделаешь: читая, вы будете представлять именно Фрая на месте опустившегося поэта с отменно работающими мозгами. Такие дела.



Безусловно, у Фрая есть вещи и получше. В данной книге есть и провалы, вчитываться в которые труднее из-за наваливающейся скуки, и вещи откровенно провокационные, и раздражающие упоминания о том, что сделал бы с очередной прошедшей мимо красоткой главный персонаж (альтер-эго писателя нетрадиционной ориентации, если вы вдруг забыли) - учитывая контекст, это звучит как социальное высказывание. И все же, по "Гиппопотаму" можно судить о том, как эволюционировал Фрай-писатель, если хотите даже драмматург. Да-да, это скорее пьеса, настолько театральными кажутся описываемые декорации.

Подводя итог: книга достойная, хотя, если вам ближе другие ипостаси Стивена Фрая, рекомендую обратить внимание на "Пресс-папье" 1992 года - сборник его статей и радиоэфиров, отличающихся приятным юмором и тотальной непонятностью для отечественного читателя. Как говорится, слишком много контекста, хотя остроумия тоже хоть отбавляй.


Изображение: © Uryadnikov Sergey

Выскажись!

30 лет группе Король и Шут


!