Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Главное - дожить до рассвета

Главное - дожить до рассвета

«Одну ночь в году дозволено все. Главное - дожить до рассвета»

Америка, 2022 год. Идеальная нация, идеальное будущее. Что с остальными – неизвестно. Да и кому какое дело, что там с этими дикими неамериканцами происходит? Вы лучше представьте, что в году существует такая ночь, когда все преступления становятся легальными. Можно убивать, насиловать и грабить, не беспокоясь о последствиях! И это не только законно, это даже поощряется правительством и общественностью.

0 фото к материалу Главное - дожить до рассвета1 фото к материалу Главное - дожить до рассвета2 фото к материалу Главное - дожить до рассвета3 фото к материалу Главное - дожить до рассвета4 фото к материалу Главное - дожить до рассвета

Именно такой ценой Америка достигла своего расцвета, обновив и очистив нацию, почти искоренив преступность в мирное время и сведя безработицу к 1 проценту. А всё почему? Просто неспособными себя защитить в первую очередь оказались бездомные, безработные и больные.

Но как показала практика – при желании достать можно кого угодно и откуда угодно. Особенно, если люди не столько пекутся о здоровье Америки, сколько пытаются свести личные счёты и удовлетворить свои жестокие прихоти. На протяжении всего фильма это наглядно демонстрирует история выживания главных героев.

«Судная ночь дала нам столько хорошего! Всё остальное – не важно», - пытается убедить своих чад (да и самих себя) старшое поколение семьи Сэндинов. Ровно до тех пор, пока на них не объявляют охоту. С наступлением ночи обнаруживается внушительное число желающих разобраться с зажиточной семьёй успешного продавца охранных систем Джеймса Сэндина: начиная от парня их дочери и заканчивая улыбчивыми соседями. И это не считая процессии фанатиков очищения нации, нарисовавшейся под окнами…

В итоге вместо запланированного просмотра фильмов в семейном кругу, Сэндины за ночь успевают ухлопать молодого человека, избить спасающегося у них бездомного и так и не выдать его пришедшей за ним «инквизиции», явно не оценившей сей благородный поступок. «Этот человек был моим другом. А вы не мой друг, мистер Сэндин», - с безумной улыбкой и манией в глазах говорит Джеймсу обворожительный незнакомец и по совместительству главарь банды, только что пристреливший на крыльце одного из своих сподвижников. Заканчивается же марафон убийств «дружескими посиделками» с соседями, давно из зависти мечтающими уничтожить Сэндинов и потому любезно заявившимися на «огонёк». Плюс ко всему, помимо борьбы внешней, героям приходится пережить борьбу внутри себя – как разрулить ситуацию так, чтобы спастись и при этом не уподобится угрожающим тебе и твоей семье тварям?

Надо отметить, что по неизвестным причинам, подготовившая фильм к отечественному прокату озвучивающая студия предпочла дословному переводу названия «The Purge» («Чистка») абстрактное «Судная ночь», чем кардинально сместила авторские акценты. Следуя ассоциативному шлейфу сочетания «Судная ночь», прекрасно отражающему внешний антураж картины и центральное действие, смотрящий абсолютно поверхностно будет трактовать её как очередной ужастик или триллер. Но, так или иначе, у внимательного зрителя рано или поздно начнутся нестыковки, и он поймёт, что здесь всё гораздо глубже, чем нам пытаются преподнести.

Ведь если всмотреться – здесь не столько изображена борьба за выживание частной семьи, сколько поведение общества в момент, когда преступления стали нормой. Мы видим, как совершенно не склонные к убийствам Сэндины пытаются внушить себе и своим детям, что эта ночь – благо. И как они на своей шкуре убеждаются, что это не  так. Это не борьба со злом, это демонстрация того, насколько жестока и непредсказуема людская натура и какого зверя в ней высвобождает вседозволенность.

В достоверности подобной трактовки ещё больше убеждаешься, ознакомившись с ресурсом «The New Founders of America National Committee © 2022» («Национальный комитет новых учредителей Америки»). Да-да, помимо официального сайта, создатели также запустили в поддержку фильма ресурс с лозунгом «Очистим нацию, очистим наши души!», на котором ведётся  отсчёт до судной ночи. Здесь также можно прочесть мнение психологов, узнать топ городов для «чистки», найти советы типа «что лучше надеть на охоту» (святое право каждого гражданина Америки, между прочим!), «как устроить судную вечеринку», «выжить», «провести суд так, что б потом не пришлось долго убираться»… и многое другое.

«The Purge» приятно превосходит ожидания в плане постановки, актёрской игры и сюжета. Но вот ужастика в привычном для нас варианте мы здесь не увидим. Несомненно, чувствуется рука продюсера Джеймса Блума – упор на видеовставки (всё зло творится именно здесь и отсюда, подобно «Синистеру») и камеры слежения (герои, как и в «Паранормальном явлении», наблюдают жуткие вещи в мониторы устройств и с помощью следящего изобретения Чарли – бесшумного карапуза-терминатора Тинни, очень похожего на своего собрата из «Ночного дозора»). Добавив к этим приёмам оригинальности и логичности, приправив их остросоциальными темами и снабдив убедительной игрой не последнего ряда актёров, мы в итоге получаем захватывающий дух мистический триллер, пугающий не столько внешними эффектами, сколько приближенностью к реальной жизни.

Но при располагающем начале, изумительной завязке и кульминации, фильм имеет совершенно тусклую концовку. Несмотря на то, что сценаристом выступил Джеймс ДеМонако, уже зарекомендовавший себя в данном амплуа фильмами «Переговорщик» и «Нападение на 13-ый участок», режиссировать в данном случае у него получилось гораздо лучше. А всё потому, что не надо было столько всего пихать в сценарий. Слишком много затрагиваемых тем, слишком много противоборствующих сторон и в результате перипетий, которые раскрыть за 85 минут нереально, тем более в изначально неориентированном на глубокий подтекст жанре. Такое нагромождение вышло картине боком, в считаные минуты разрушив всё сложившееся до этого увлечение и благоприятное впечатление.

Тем не менее, это тот долгожданный фильм, развязку, да даже ход событий и поступки героев которого невозможно предсказать. Хотя и много традиционных ляпов. Более всего бросается в глаза непоследовательность маньяков, зачастую просто абсурдная (но на то они и маньяки, наверное), и нелепость совпадений – все почему-то оказываются в нужном месте в нужное время. Это выглядит тем комичнее, когда перед этим герои часами не могут отыскать укрывшегося у них незнакомца… хотя что там незнакомца, они друг друга-то не могут найти в собственном доме! Но все эти косяки всплывают уже после просмотра. Во время же об этом думаешь раз, не больше. Так как фильм просто берёт и держит в напряжении до развязки. И видя всю нелепость, зная, что это неправда, ты всё равно искренне сопереживаешь и болеешь за героев.

Вердикт: посмотреть скорее стоит, чем нет. Тем более, что не за горами наше будущее и никто не гарантирует, что оно не будет таким же. Герои фильма нашли свой, может и не идеальный, но выход из ситуации. А чем бы вы занялись в эту ночь?

Выскажись!



!