Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Годзилла: Это не конец света

Годзилла: Это не конец света

15 мая на отечественные экраны вышел ремейк-сиквел картины о культовом монстре – «Годзилла». Это 30-ый оригинальный фильм об этом легендарном ящере (не считая множества телесериалов, короткометражек и мультфильмов, а также лент, где Годзилла выступает в качестве камео), приуроченный к 60-летию первого появления данного чудища на экранах. Режиссёром ленты выступил пока что мало известный российскому зрителю режиссёр Гарет Эдвардс, для которого «Годзилла» стала вторым полнометражным фильмом после «Монстров» (2010 г.).


0 фото к материалу Годзилла  Это не конец света1 фото к материалу Годзилла  Это не конец света2 фото к материалу Годзилла  Это не конец света3 фото к материалу Годзилла  Это не конец света4 фото к материалу Годзилла  Это не конец света5 фото к материалу Годзилла  Это не конец света6 фото к материалу Годзилла  Это не конец света

Кажется, что такой популярный в массовой культуре персонаж, как Годзилла, просто неспособен долго оставаться без внимания продюсеров, режиссёров и сценаристов. Однако, незаметно-незаметно, а минуло практически десять лет с момента выхода последнего на тот момент полнометражного фильма, посвящённого мутировавшей рептилии. И речь здесь вовсе не об одноимённой американской киноленте Роланда Эммериха 1998 года с Жаном Рено, о которой вы, вероятно, подумали, а о заключительном 28-м фильме японской франшизы «Годзилла: Финальные войны» 2004 года.

Хотя в данном случае явно ощущается действие обеих традиций: в плане основополагающей идеи и воссоздании облика ящера неоспоримо влияние японской серии, в плане же её реализации и сюжетных перипетий, безусловно, американского предшественника. В связи с этим сложно окрестить «юбилейную» «Годзиллу» ремейком или сиквелом какой-либо предшествующей картины, так как налицо задатки их всех.

Так что очевидно, что съёмочная группа поставила перед собой цель взять от старых фильмов только самое лучшее. Например, известно, что поклонникам японского Годзиллы очень не понравился первый американский фильм – они посчитали западную версию ящера жалкой пародией, совершенно обезличенной и лишённой, что самое вопиющее, способности изрыгать атомный луч. Японские киношники даже обыграли ящера в заключительных частях франшизы как самостоятельного персонажа – монстра Зиллу – самого хилого и слабого противника Годзиллы. Поэтому в новом американском фильме всё при нём – и луч, и харизма, и габариты, масштабные до неприличия.

Местом завязки и частично действия вновь стала Япония, а одним из главных героев – японский учёный, доктор Серизава в исполнении Кэна Ватанабэ, знакомого киноманам по центральным ролям в фильмах «Последний самурай» (2003 г., Кацумото), «Мемуары гейши» (2005 г., Председатель), «История одного вампира» (2009 г., мистер Талл). и «Начало» (2010 г., Сайто),

Вероятно, в рамках той же традиции дани первоисточнику, раза 3 или 4 за весь фильм монстра называет только Серизава (он же именует и «плохих» монстров - ГННУС), причём в русском дубляже это звучит на японский манер, как «Годжиа». Транслитер Годзилла фигурирует только в названии.

Также вернулся традиционный для японской версии мотив спасения Годзиллой людей от других чудовищ – в данном случае от двоих (хотя для японского ящера это далеко не предел), правда, в отличие от предыдущих фильмов, одного вида.

Но создатели фильма во главе с Гаретом Эдвардсом пошли дальше. Как это свойственно американским кинопроизводителям, на свой манер они улучшают абсолютно всё – и классику, и комиксы, и мифы. Поэтому везде, в том числе и в новой «Годзилле», в итоге появляются драматизм, патриотизм, личный героизм (желательно военный) и, самое важное, хэппи-энд.

Фильм практически без изменений дублирует некоторые сцены из картины Эммериха – кадры атомных испытаний в самом начале, уничтожение кладки монстров, засада и сражение на мосту, разрушение Нью-Йорка и т.д., но в остальном сюжет развивается в другом русле. Он не является прямым продолжением ни одной из предшествующих картин и имеет все шансы стать первым в новой франшизе. Не считая Годзиллы, все герои, в том числе и «плохие» монстры-ГННУСы, ранее не появлялись.

И, в отличии от картин страны восходящего солнца, где Годзилла, несмотря на постоянное бессознательное спасание человечества от всевозможных монстров, на каких только хватило фантазии японских сценаристов, всё равно остаётся злобным чудовищем, которого в итоге убивают/ парализуют/ пытаются подчинить себе для дальнейших манипуляций; в отличии от картины Эммериха, где это единственный сеятель хаоса, - в новом фильме гигантская рептилия с самого первого своего появления предстаёт исключительно положительным, едва ли не главным, персонажем. Невозможно без умиления смотреть, как гигантский ящер подныривает под миноносцы и обходит небоскрёбы, словно не желая покалечить жалких людишек (которые всё равно по нему пальнули пару десятков раз и хотели уничтожить атомной бомбой), в то время как его антагонисты, которым, по сути-то, до людишек тоже нет никакого дела – они просто хотят жить и размножаться, и людей не едят, а едят радиоактивные отходы и оружие – крушат и топчут всё подряд.

Но если абстрагироваться от жизнеописаний монстров, сюжет можно также представить как цепочку чудесных спасений главного плейбоя. Вернее героя – сапёра Форда Броди, в исполнении молоденького, но тем не менее уже вписавшего себя в историю кинематографа ключевыми ролями в фильмах «Особо опасны» (Бен, 2012 г.), «Анна Каренина»  (Вронский, 2013 г.) и «Пипец 1/2» (Пипец, 2010/2013 г.), актёра Аарона Тейлора-Джонса. В какие бы передряги не попадал Форд – он единственный выживает и при этом не получает ни одной царапины. А втянутым во всю эту заварушку Форд оказывается благодаря помешавшемуся из-за гибели жены отцу – инженеру Джо Броди, сыгранному Брайаном Ли Крэнстоном (несмотря на огромный фильмографический список, Брайан известен зрителям прежде всего по роли учителя химии Уолтера Уайта в сериале «Во все тяжкие»).

Оказывается, 15 лет назад (1999 год) на вымышленной японской ГЭС произошла разгерметизация реактора, вызванная необъяснимого происхождения подземными толчками. Сандра (мать Форда) по приказу Джо отправилась в реактор предотвратить это, но не успела выбраться до утечки радиации. Джо пришлось самому закрыть дверь перед лицом любимой и увидеть, как она умирает. Этот очень драматичный эпизод, потрясающе отыгранный Брайаном Ли Крэнстоном и Жюльет Бинош («Три цвета» 1994 г, «Английский пациент» 1996 г., «Шоколад» 2000 г.), дал надежду, что и фильм в целом окажется таким же трогающим и завораживающим, как эта сцена и, даже не смотря на уход Бинош, Крэнстон легко его вытянет.

Но чуда не произошло. Расследуя вместе с сыном причину гибели Сандры, Джо узнаёт наконец-то правду – виноват не он, виновато чудовище – и тут же нелепо погибает. Форд же оказывается в руках учёных и военных, откопавших и упустивших ГННУСа. Однако последние не получают от Форда никаких вразумительных сведений об исследовании отца и отпускают домой. Но домой в Америку он почему-то добирается через Гавайи. Почему-то через Гавайи в Америку к своей пробудившейся самке следует и ГННУС. Интересно, что никто не заметил, когда пробудилась самка. Это просто данность. Сейчас она проснулась или на 1000 лет раньше… главное, что она своего дождалась.

Собственно, дальше фильм всё больше скатывается в фарс. Форд постоянно звонит жене Элль (в исполнении Элизабет Олсен, младшей сестры тех самых, популярных в 90-е сестричек Олсен) и обещает тут же вернуться, но по дороге то кого-нибудь спасает, то помогает военным. Параллельно из океана вылазит Годзилла, доктор Серизава его мгновенно узнаёт и объясняет всем, что так природа будет восстанавливать баланс. Далее Годзилла охотится на ГННУСов, мешая им спариться, хотя тем всё равно это каким-то образом удаётся и самка откладывает яйца. Тем временем американские военные (остальным странам, разумеется, абсолютно наплевать на происходящее – все же только обрадуются, если Америку разнесут) пытаются всячески остановить всех троих монстров. Годзилла не обращает на них никакого внимания, а вот ГННУСы охотно лакомятся техникой, начинённой спецназовцами. При этом абсолютно непонятно, на что рассчитывают военные, пытаясь ядерным оружием убить монстров, которые этим оружием питаются.

Апогеем же безумия и в то же время мимишности, становится сцена, где Годзилла (к слову – метров 200 высотой), преследующая ГННУСа, вдруг замечает направляющегося к кладке монстров Форда и замирает. Секунд 30 герои внимательно смотрят друг на друга, и морда лица атомного ящера словно говорит нам: «Чувак, я всё понимаю. Я такой же воин, как и ты. Мы должны сражаться на одной стороне», - после чего Годзилла продолжает свой путь.

Вскоре ящер расправляется с ГННУСами, в лучших традициях японских фильмов открывая голову первому и приканчивая голубым тепловым лучом в пасть второго, и мирно уплывает в океан. По сути – люди могли и не париться.

Но, не смотря на всю абсурдность, фильм затягивает с головой. Возможно, всё дело в действительно зрелищных спецэффектах, качественном 3D, мастерски подобранном звуковом сопровождении, хорошей актёрской игре и, что очень приятно, в полном отсутствии затянутостей в сюжете. Но не исключено, что и в этой абсурдной незатейливости тоже. Ведь иногда хочется просто посмотреть что-то захватывающее и красивое, оставив на время в стороне насущные вопросы и проблемы, и просто расслабиться. И фильм «Годзилла» Гарета Эдвардса подходит для этого как нельзя лучше.


Выскажись!



!