Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Музыка // Говорим об альбоме Хелависы Люцифераза

Говорим об альбоме Хелависы Люцифераза

Учредитель нашего портала вещает о новом альбоме Хелависы, который получил название "Люцифераза". 

0 фото к материалу Говорим об альбоме Хелависы Люцифераза

В 17 лет я познакомился с одним парнем, который был прямо-таки влюблён в тогда ещё очень молодую и незамужнюю Хелавису. И пусть она являлась вокалисткой группы с самым далёким от эпоса названием, в его мечтах она, скорее всего, представала в образе суровой валькирии, яростно отбивающей… кусок свинины на лично им выструганной из ствола железного дерева разделочной доске. Конечно, в прекрасном облегающем трико. Короче, домашняя королевна, такой вот странный и по нынешним временам – крайне сомнительный образ. С другой стороны, вспомните главный символ Французской революции пера Эжена Делакруа – женщина с обнажённой грудью, символизирующая свободу, зовёт на баррикады. Проблем с тем, чтобы совместить эрос и ратный подвиг, у человечества не было никогда.

Наталья-Хелависа была самым настоящим секс-символом условных «толкиенистов» и любителей разного рода fantasy в те времена, когда пела о ратном деле, драконах и подвигах мифических армий. Зафиксируем этот момент и пойдём дальше.

«Мельнице» пришлось повозиться, чтобы её название стало ассоциироваться с эпосом. И всё же этот дуализм сохранялся настолько долго, что имя, а точнее псевдоним Хелависы обрёл некий самостоятельный статус. Так сказать, в отрыве от коллективного производства. Постепенно «Мельница» мутировала в группу формата «Нашего радио», и многими стала причисляться к многострадальному русскому року, а Хелависа, как отдельная боевая единица, стала ассоциироваться с чем-то академическим и сложным. «Хелависники» превратились в кружок по интересам, хоть на них и продолжали ходить ребята вроде моего приятеля, и её сольное творчество даже стало некой проверкой в рамках противопоставления «свой-чужой». Кто попсовее – тому исключительно «Мельница», кто посложнее – тому дорога на «Хелависник».

Вы, возможно, заметили, что в последнее время вскрылась новая тенденция. Когда Гребенщиков выпустил альбом под собственным именем, но призвал относиться к нему, как к альбому Аквариума, мы лишь удивлённо покачали головами. Но после выхода «Люциферазы» кое-что стало понятно. Рискну предположить, что крупные группы нашего времени приходят к тому, что Пастернак в своё время проиллюстрировал, перейдя на максимально простой, но при этом идеальный с ритмической точки зрения язык. Так называемое движение к Великой простоте.

Как ни странно, именно эта простота полностью разрушила тот образ домашней королевны в руническом фартуке. Хелависа уже не валькирия, что зовёт войска на север под стук падающих на пол челюстей слушателей пубертатного возраста, а наблюдатель и визионер, который начал петь как раз-таки о любви, но так, что вместо образа подросткового секс-символа у нас теперь мудрая, прекрасная и ощутимо опасная женщина, которая сама тебя поставит к разделочному столу, если, конечно, ты не слишком сильно перед ней провинишься. Если сильно – заказывай гроб. Это если говорить об образах и месте женственности в данной работе.


Теперь о серьёзном. Настал тот момент, когда по форме и характеру высказывания Хелависа сравнялась, а то и превзошла «Мельницу». Альбом «Люцифераза» - это работа вполне себе уровня коллективного творчества, и лично у меня возникает вопрос – а стоит ли теперь ждать чего-то от «Мельницы», если сольное творчество Натальи его уделывает только в путь? Другой вопрос, что на альбоме Хелависы специфика материала такова, что его невозможно впихнуть в полноформатник рок-коллектива – тут и куча каверов, и Om Namah Shivaya, которую не факт, что можно отнести к породе каверов, да и полноценные собственные композиции чем-то заметно отличаются от материала Мельницы. И только новая версия «Дракона» заставляет пустить скупую мужскую по тем временам, когда «Мельница» ещё была торт, а не группой, выпустившей «Ангелофрению», после которой лично я перестал слушать новые работы коллектива и надолго потерял к нему интерес.

«Люцифераза» - это альбом, который всеми силами пускает тебе пыль в глаза. Сперва ты открываешь ту же Яндекс музыку и видишь обложку, читаешь описание, и складывается впечатление, что это концептуальная работа со сквозным сюжетом или единым мотивом, вроде романа Брэдбери «Марсианские хроники». Несколько разномастных произведений, складывающихся в единое целое. Но справедливо это лишь отчасти, и дело тут в том, что на альбоме содержатся максимально разные песни. Большую непохожесть и представить себе трудно.

Хелависа, конечно, и сама подлила масла в огонь этой своей цитатой про то, что «Люцифераза» - это планета, которую она исследует в песнях. В общем, нас пытались запутать. И мы, чего уж греха таить, рады быть запутанными.


В Наталье появилось что-то дьявольское. Оно сквозит и в текстах, и в названии, которое, с одной стороны, отсылает к люминесцентному веществу, коим светлячки озаряют ночной лес, а с другой – к врагу рода человеческого по версии западных христиан. Уверенный, глубокий вокал, спокойствие, идеально выстроенная голосовая мелодия и неожиданно возникающая звукопись, которую на старых альбомах «Мельницы» я что-то не припоминаю.

Вот смотрите. Сперва рычащее:

Ты мне ворон,
Ты мне ветер,
Когда зима придёт — её встреть ты...

И сразу – подобие шёпота:

Дай ей песен,
Дай ей пищи,
Дай же ей всё, чего она ищет.

И что в результате? В результате – баланс двух состояний. Рык и шипение, крик и шёпот. На этом балансе эсхатологических мотивов и чего-то интимного, тихого строится вся пластинка.

Теперь что касается каверов. Их много. И все они не звучат, как каверы, а кажутся законорожденными детьми этого альбома. К примеру, «Как ветра осенние» вообще не похожа на ту песню, которую пел Александр Башлачёв. Кажется, смена мелодии, глубокая сложная аранжировка и низкий женский вокал умудряются даже смещать основные акценты. Эта песня действительно часть общей протоистории Люциферазы, вполне органичная её часть. К слову, это, пожалуй, лучший пример вокальных возможностей Хелависы. Мне кажется, не все даже догадывались о том, что она может настолько уверенно бить по низам своим немного дрожащим голосом.

Лучшей песней предлагаю назвать «Поверь». Она как бы является мини версией той ассоциативной конструкции, которая и скрепляет все композиции альбома, делая его действительно концептуальным, то есть единым и неразрывным. Тут и средневековые элементы, и совершенно киношная аранжировка, и весь предыдущий опыт Хелависы-исполнительницы. Можно заметить, что песня похожа на лоскутное одеяло, в ней слышатся отзвуки старых хитов, вроде «На север», «Невесты Полоза» и прочих легендарных теперь уже песен.

К слову, на пластинке имеются каверы на «Калинов Мост» («Улетай»), Высоцкого Беда», жаль что не «Баллада о борьбе», которая, к сожалению, концепции альбома не соответствует), «Пикник». Про немного огня Хелависа спела очень хорошо, но, боюсь, к этому моменту неподготовленный слушатель может уже подустать от каверов.


Я выше наговорил много разрозненных мыслей, и, возможно, потребуется ещё какое-то время, чтобы впечатления улеглись, и я смог охарактеризовать пластинку менее сумбурно. Это красивая, законченная, пронизанная тонкой лирикой работа, которая поражает отсутствием зла и «маскулинности», которая раньше присутствовала в песнях «Мельницы» (см. начало текущего опуса).

И при этом, стоит заметить, что Хелависа повзрослела. Она как-то долго играла роль «девчонки с мечом», потом произвела ряд экспериментов, на мой взгляд, в основном – неудачных, и вот под собственным именем издала один из лучших на данный момент альбомов этого года и лучший альбом в собственном сольном творчестве.

Надеюсь, соревнования между «Мельницей» и Хелависой не случится. 

А меня продолжает мучать один единственный вопрос: только меня смущает фраза «ходит змея» из песни «Шей»?

Выскажись!

30 лет группе Король и ШутGeek Picnic


!