Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Интервью // В предвкушении Алексея Spy

В предвкушении Алексея Spy

27 декабря в Новгородском Центре Современного Искусства «ДИАЛОГ»  Алексей Спай  - талантливый современный художник, монументалист, график откроет выставку  «Предвкушение». Творец и провокатор из Петербурга поведал  ГБР о романтике реализма, чему стоит учиться у детей  и  как не потерять в себе художника в шуме кликающих репостов.

0 фото к материалу В предвкушении Алексея Spy1 фото к материалу В предвкушении Алексея Spy2 фото к материалу В предвкушении Алексея Spy3 фото к материалу В предвкушении Алексея Spy4 фото к материалу В предвкушении Алексея Spy5 фото к материалу В предвкушении Алексея Spy6 фото к материалу В предвкушении Алексея Spy7 фото к материалу В предвкушении Алексея Spy8 фото к материалу В предвкушении Алексея Spy9 фото к материалу В предвкушении Алексея Spy10 фото к материалу В предвкушении Алексея Spy

- Привет, спасибо, что отвлекся от подготовки и согласился уделить нам пару слов. Грядущая выставка в Великом Новгороде носит название «Предвкушение». До этого за последние пару лет ты представлял «Сумерки», «Не утонет в речке мяч», «Первым делом самолеты..А девушки потом». Названия воодушевляющие – ты человек, который с верой смотрит в завтра?

Скорее, я человек, который вынужден планировать свое время и будущие планы, потому что со всеми вытекающими историями выставочные процессы и стабильность - дело не стабильное. В целом я, наверное, реалист-романтик, то есть допускаю, что в жизни случаются чудеса, но за ними стоит реальная работа и успех просто так не приходит. 

- И все-таки творчество для тебя - это больше созидание, чем конфликт?

Творчество это то, что происходит со мной постоянно. Я бы даже назвал это не творчеством, а сутью жизни. Я художник и этим живу. Когда все с утра идут на работу,  обычно я еду на своем велосипеде по Невскому домой, возвращаясь из мастерской после долгой ночной работы. Бывает, закончишь картину в 5 утра, а она такая…что меня переполняют эмоции и чувства, так сильно, часов до 10 утра не могу заснуть, а поделится не с кем, потому что все мои друзья спят. Вообще процесс создания и работы очень сложен: здесь нет рецепта для успеха. Бывает, что все получается как по маслу, а бывает, наоборот, мучаешься несколько недель, а потом понимаешь что зря. Иногда даже закрашиваю работы… Созидание и конфликт? Наверное, и то и другое, но в целом. Созидание и рождается из конфликта, новое всегда рождается на месте старого, чтобы что-то построить новое, надо сломать старое - это бесконечный процесс как Вселенная или Время. Любое начало - это начало смерти предыдущего, бесконечность у которой нет границ..

- А как быть с тем, что уже сегодня, чтобы посмотреть или перечитать все, что существует нужно не меньше 120 жизней? Ты, как и Уорхол, считаешь, у каждого должно быть 15 минут славы или должен быть какой-то фильтр и ценз тех, кто имеет право быть увиденным?

Ну да, сегодня каждый имеет свои 15 минут славы и больше.. Социальные сети, приложения, блоги, все это делают если не все, то многие. Здесь у каждого свой уровень, свой рейтинг. Все сейчас измеряется лайками, подписками и репостами. Наверное, это неизбежный ход всего, как глобализация и прогресс. Ну а насчет фильтра, это дело каждого - уровень развития духовности, каких-то норм приличия, степень развития человека в отдельности и общества в целом. Все видно сразу: кто сидит на мусоре всяких мемов, а кто выкладывает аудио-книги. Каждый выбирает свой уровень сам и каждый работает над своим саморазвитием или самодеградацией, также как и отвечает за все сам. Это тоже неизбежный процесс - слабые и недалекие  останутся там же, а может еще и ниже, сильные и умные  станут еще сильнее и умнее. Вспомните свои школьные годы -  кто кем был, и кто кем стал - все сразу станет очевидным.

 - Раз мы затронули тему ответственности – расскажи о мастер-классах для детей, которые ты проводишь – с чего началось, как пришла идея? (Алексей Спай участвует в проектах,  направленных на развитие творческих способностей у детей. Прим.ред)

Дети - это наше будущее, в них надо сеять зерно разумности и здравия: они то самое будущее, в котором все мы хотим оказаться, поэтому спешим за развитием технопарка.

Проект с детьми был задуман, потому что у моих друзей и знакомых начали появляться дети и, как известно, у молодых родителей всегда не хватает времени. Стало понятно - надо объединять сразу много детей в какие-то хэппенинги и утренники, праздники, спектакли и т.д., но меня они интересовали  как чистые листы, у которых еще нет никаких рамок и границ. С ними интересно работать (я имею в виду именно мастер-классы по рисованию и коллажу): у них отличное чувство цвета, экспрессия, и даже сумасшедшие идеи.

Мультфильм, созданный детьми от замысла до воплощения, в рамках серии мастер-классов

Правда сейчас это все свелось к тому, что я как художник могу быть легко заменен любой девочкой, умеющей рисовать акварелью, и естественно, я где-то в стороне от основных процессов. Бывает, что меня оставляют с детьми или просят позаниматься с ними рисованием, но это единичные случаи.  Мое время сейчас завязано все-таки вокруг персональных выставочных процессов. Хотя пару проектов с детьми мы все-таки сделали со студией детского творчества.

- А помимо выставочных процессов бывает, что рисуешь «в стол»?

Не то чтобы «в стол» - это нормальный ход вещей, когда задумываешь серию, но не все работы в нее входят: что-то выбивается из основной стилистики, что-то просто выходит не в том ключе.  Я не робот-принтер-автомат, и это надо понимать. Если из десяти работ не получается одна или две - я спокоен, а тем более, если среди них находится хоть одна работа, которая выходит лучше остальных - значит это и есть тот результат развития, к которому я стремлюсь. В конце концов,  количество всегда переходит в качество.

- А качество переходит на Саатчи? Расскажи о своем аккаунте в этом месте с точки зрения пространства для искусства – тебя интересует обмен опытом? Ты, например, значился в архивах некоммерческой организации «Непокоренные 17» – продолжаешь сотрудничать в сфере некоммерческих партнерств или для тебя важно творить одному?

На сайте «Непокоренных» я, вроде, есть, и у меня там была мастерская. Но там такие люди.. не все, конечно, но … Я не участвовал ни в одной выставке с ними, они какие-то странные.  Все художники, в принципе, тянут одеяло на себя и это нормально. Мне обещали что-то, какие-то проекты, участие, но на деле все оказалось сплошным лицемерием и откровенным враньем. Просто я не из той кастрюли. Все выставки и все, что я делаю - делаю сам, без чьей-либо помощи и поддержки, а слабые и неспособные работать самостоятельно сбиваются в кучки, где не видно их недостатков. Я в принципе считаю, что художники, в основном, это сольная история.

У меня есть аккаунт на Саатчи (социальная сеть Чарльза Саатчи - коллекционера современного искусства. Прим ред), но пока что я не занимаюсь этим. Есть другие процессы более важные, я  нахожусь еще в поиске и постоянно работаю над саморазвитием.

- Значит синергия у тебя самого с собой? Но вот, например, знаешь, в века, когда скорость обмена информацией была минимальна, в разных уголках земли математики доказывали одинаковые теоремы – что-то подобное возможно в искусстве? Ты воспринимаешь себя как удачно настроенный транслятор - преобразователь замысла, скажем так, Космоса в холст или каждая твоя история в картинах – это все уникально и только про тебя?

Нет, влияние массовой культуры я не отрицаю. Это глупо отрицать, конечно. Я смотрел те же  фильмы, я сижу в интернете, я хожу по этим же улицам, возможно, слушаю те же песни что и вы, отдыхаю на тех же морях, где и все. Я не отрицаю этого, наоборот, я это использую в своих работах - просматриваю все очень долго, выбираю что-то, что-то перерабатываю, но потом, рано или поздно, мой поток сознания это выдает. И это и есть мое искусство.

- Помню, ты писал, что твой поток сознания вдохновляется музыкой. Не было ли работ по оформлению обложек для дисков, или может быть, есть такое в планах?

Музыка, да, без нее никуда, постоянно что-то нахожу новое. Всегда работаю с музыкой, это часть моей жизни. У меня есть плеер, в который я добавлю треки в течение уже 11 лет и очень редко что удаляю оттуда. Собираю винил, добавляю новые композиции в свои аудиозаписи, на телефоне у меня тоже есть «свежачок», который я заслушиваю до дыр, но есть и старые исполнители, без которых не могу. Когда еду на велосипеде, всегда слушаю музыку - это то, что держит настроение на уровне и поднимает его. Обложки делал, но немного, буквально несколько раз. Хотя у меня много знакомых музыкантов и диджеев. Сейчас все сами себе все делают.

 - А как ты сам себе делаешь? Расскажи, как оно происходит – какие идеальные условия для твоей работы?

Идеальное условие для работы - это максимально подготовленная импровизация. Когда есть некий материал на тему - его может быть мало или много - он как фон, на котором что-то выступает само и выходит на первый план, а что-то гаснет и растворяется вовсе.  Импровизация дает мне возможность избежать неудач. Когда что-то специально планируешь, все может пойти не по тому сценарию и даст ненужный эмоциональный  оттенок.  Это сразу видно, поэтому я никогда не рисую эскизы. И когда ты начинаешь работу, ты реально не знаешь, что там будет и как, а потом постепенно выходит, и то, что тебе казалось вчера важным, оказывается вторичным и, наоборот. Тут как раз и начинается та самая магия, которая приводит к результату, о котором вначале ты и не подозревал.

 - Кстати о магии - проект «Search and Upgrade» - живущее своей жизнью параллельно с художником Алексеем Спай явление? Какие выставки отмечаются штампом проекта или его обитель улица? 

 «Search and Upgrade» – это проект, который был придуман в 2001 году специально для улицы, и помимо меня в нем участвовали еще два человека, хотя название ему и основным генератором идей был я. Позже для них он потерял интерес, группа, как говорится, распалась. Но я продолжал делать разные акции вплоть до 2011 года.

Конечно, это улица и только, но я ставлю этот логотип в последнее время на свои работы,  фото и на то, что касается меня, чтобы хоть как-то идентифицироваться в сети. Не люблю подписывать «Алексей Спай» - подписываю лишь редкие работы, которые действительно мне дороги.

- А в вопросах организации пространства для своих работ, что для тебя важно – правильно подобранная огранка усиливает эффект? Выставка в В.Новгороде ваша первая совместная работа с «ART PAR AVION»?

Скорее, я просто художник, который им оказался ближе и доступней для реализации своих амбиций и интересов.  Я, в свою очередь, получил  персональную выставку в городе, где ее у меня не было. Для меня все важно, начиная от текста к пресс-релизу  и заканчивая освещением, но на некоторые моменты приходится закрывать глаза, это неизбежно.

 -  Как Предвкушение накануне выставки?

Конечно, хочется думать позитивно, что все это как «принцип домино» рано или поздно приведет меня к тому, к чему я иду. Но сейчас я особых надежд не возлагаю, лучше вообще ни о чем не думать перед открытием, иначе любая мелочь и деталь может стать камнем преткновения. Я прекрасно понимаю, что это все чистый альтруизм. Но на открытии будет кое-что …

Алексей Спай "ПРЕДВКУШЕНИЕ". Приглашение на выставку from InSomnia on Vimeo.

_________________________________________________________

Выставка современной монументальной живописи и графики  «ПРЕДВКУШЕНИЕ» будет проходить с 27 декабря 2013 года по 24 января 2014 год.

Открытие выставки состоится в 18:00 27 декабря 2013 года Великий Новгород, ул. Большая Московская, д. 37/9 Новгородский Центр Современного Искусства

«…Стоит ли рассказывать о том, что будоражит воображение и заставляет волноваться каждый раз, когда вы замираете в ожидании.. В эти моменты все происходит по особенному, это магическое время для каждого. Это состояние бывает сильнее чем то, чего мы ждём, и несмотря на осознание этого, предвкушение заставляет нас волноваться вновь и вновь. Возможно это волнение и есть то, что сдвигает привычный ход вещей для любого человека вне зависимости от его окружающего фона. Именно это состояние интересует художника как исследовательский опыт для того, чтобы увидеть необычное там, где его вроде бы нет…»

Алексей Спай - художник с историей, начинал свой творческий путь в городской среде, занимаясь стритартом в публичном пространстве.  Но особую популярность вызвал своевременный тогда проект «SEARCH & UPGRADE» , который насчитывает большое количество акции в разных городах (среди которых: Санкт-Петербург,  Москва, Киев, Барселона, Вена, Париж, Марсель, Стокгольм, Хелсинки и др.), стартовавший в 2002 году.

Позже, пытаясь выйти за рамки традиционного граффити и стритарта, Алексей начал свою выставочную деятельность, создавая яркие и интересные работы, развивая свой собственный стиль. Городская визуальная поэтика до сих пор проглядывается в его работах. Провокационный подход к сюжету  смешивается с графичными решениями городской поэзии - все это можно будет увидеть на первой персональной выставке в Великом Новгороде 27 декабря 2013 года в Новгородском Центре Современного Искусства «ДИАЛОГ». Выставку курирует проект «ARTPARAVION», в рамках которого планируется серия выставок современных художников из разных городов России, что даст возможность новгородцам прикоснуться к прекрасному и создать своё мнение и взгляд на современное искусство сегодня. 

Выскажись!

LORDI


!