Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Интервью // Интервью с Ириной Сергеевой

Интервью с Ириной Сергеевой

21 февраля в Москве состоится открытие выставки Ирины Сергеевой "JAZZ и другие ноты". В связи с тем, что пока у нас нет возможности полюбоваться на полотна, мы решили о них послушать, а потому взяли интервью у этой замечательной художницы.

0 фото к материалу Интервью с Ириной Сергеевой1 фото к материалу Интервью с Ириной Сергеевой2 фото к материалу Интервью с Ириной Сергеевой3 фото к материалу Интервью с Ириной Сергеевой

(Выше представлены картины Ирины Сергеевой: Dixilend, Tarantino jazz и Steve Vai. Juice)


Здравствуйте, Ирина! Для начала, не могли бы вы рассказать немного о готовящейся выставке? Чего ожидать посетителям, как были подобраны работы и, самое главное, насколько джаз и изобразительное искусство близки?

Грядущая выставка – «JAZZ и другие ноты» - это мой большой продолжающийся проект. В его основе лежат циклы работ, на создание которых меня вдохновила музыка и связанная с ее жанрами эстетика.

Наверное, стоит начать с того, что я меломанка, и без музыки не представляю своей жизни. Это усугубляется тем, что я буквально вижу музыку. Т.е. звуковой поток в моём мозгу как-то переплавляется в зрительно-образно-цветовой. Это свойство называется синестезией, или «цветным слухом».

Практически все мои персональные проекты так или иначе связаны с музыкой.  «Исторически» сложилось так, что я выросла и «вскормлена» классикой и роком. Джаз пришёл в мою жизнь позже, когда мне предложили поучаствовать как художнику в оформлении джазового фестиваля в Алматы (это было в 2008 г.). Не могу сказать, конечно, что я до этого никогда в жизни не слушала джаз, но я как-то инстинктивно отодвигала его на «потом», чувствовала, что эта музыка если уж раз тебя зацепит, может затянуть надолго и всерьёз. Так и получилось)) Из небольшого цикла картин, которые я сделала для фестиваля, выросла персональная выставка «JAZZ и другие ноты» в Алматы. Она прошла с большим успехом. На открытии играл джаз-бэнд «Almaty Youth» под управлением Тагира Михайловича Зарипова, было много гостей и последующих публикаций в СМИ Казахстана…

После переезда в Москву меня не оставляла идея показать свой «JAZZ...» и в столице. Тем более здесь богатейший бэкграунд, и всё так близко! Новая выставка значительно отличается от предыдущей. Часть работ конечно остаётся, но дописаны целые циклы новых произведений. Кроме того, это другое пространство, другие форматы, другое время, и даже немного другая я)). Местом проведения выставки стала прекрасная современная Арт-Галерея «Black Dog Красные Холмы», которая расположена в непосредственной близости с Международным Домом музыки, и это тоже задаёт планку!

Как видно из названия проекта, кроме джаза на выставке будут и работы, вдохновлённые другими музыкальными направлениями. Значительная часть экспозиции посвящена рок-героям, а так же представителям молодёжных субкультур. Отдельного внимания заслуживает серия работ, посвящённая творчеству великого гитариста Стива Вая, на которую сам маэстро написал тёплый отзыв.

Эту экспозицию я создавала с любовью, изливая на одном дыхании на холст то, что само рвалось наружу. Над каждой картиной я работала с радостью и энергией, которую получила от прекрасной музыки и от восхищения гениями, которые ее породили. Надеюсь, эти чувства остались в моих работах, и зрители смогут их ощутить.

Огромным подарком для гостей на вернисаже станет выступление народного артиста России, легендарного джазового гитариста Алексея Алексеевича Кузнецова со своими соратниками – Максимом Шибиным (гитара) и Денисом Шушковым (контрабас). Я считаю знакомство с Алексеем Алексеевичем грандиозным подарком судьбы и для меня лично. Это светлейший  человек с богатейшей жизненной историей, и при этом потрясающе молодой и энергичный! Его гитара звучит в десятках фильмов, которые уже практически въелись в народную генетическую память, например «Не думай о секундах свысока» из «17 мгновений весны» - это его гитара!

Я конечно не могла не создать произведение, посвящённое этому большому артисту. Центральное место в джазовой экспозиции занимает триптих, посвящённый джазовой гитаре, с портретами Алексея Кузнецова, Николая Громина и Максима Шибина.

Насколько близки джаз и изобразительное искусство? Джаз в музыке для меня как импрессионизм в живописи. Это полёт, восхитительная свобода выражения,  та свобода и лёгкость, которая возможна только на основе глубочайшего понимания законов гармонии и виртуозном мастерстве исполнителей. Джаз – это страсть, интеллект, ирония, непредсказуемость, парадоксальные гармонии и захватывающие ритмы. Джаз – это бесконечные сплетения мелодий, созвучий, это глубокая история, и каждый раз он словно рождается заново, озорной, чувственный, вечно юный и безумно красивый!

Данная выставка уже не первая презентация ваших работ на московских площадках. Расскажите, как прошла выставка «ВИЛЬНЮС. С любовью»? Довольны ли вы ею, и как посетители реагировали на виды самого европейского города бывшего Союза?

Да, не первая, и даже не вторая)) Это моя 3-я персональная выставка в Москве, и, кроме того, я поучаствовала в более чем десятке групповых. Если говорить конкретно о выставке «Вильнюс. С любовью», то она состоялась благодаря моей близкой подруге Елене Овсянниковой и Литовскому Посольству в Москве. Елена – талантливый фотограф и прекрасный продюсер. Этот проект объединил 2 наши персональные выставки – фотографии и живописи. Арт-проект прошёл, не побоюсь этого слова – блестяще! На открытие собрался полный зал, выступали молодые талантливые музыканты – Роберт Грод (виолончель) и Эмилия Буджемайте (фортепиано). Зрители с большим интересом разглядывали наши с Леной творения, узнавали знакомые места, делились с нами впечатлениями и воспоминаниями. Это было очень приятно. Одна из моих работа теперь находится в личной коллекции Посла Литвы в России господина Ренатаса Норкуса, что я считаю для себя большой честью. 

Художественная кухня для нас остаётся некоторого рода загадкой. Расскажите, пожалуйста, как художник находит места, где можно выставить свои творения, как идёт подготовка к таким мероприятиям, с какими проблемами он сталкивается на пути к известности?

Хочу начать с того, что словосочетание «художественная кухня» вызывает у меня совсем другие ассоциации – это создание картин, от замысла до воплощения, это технические приёмы, это краски-растворители, грунт, холст, подрамники…

Первично и важно само творчество, а выставки, и тем более «путь к известности» - это для меня хоть и приятно, но вторично. Но если Вас интересует именно подготовка выставки, то, наверное, у каждого художника свои рецепты и свой путь. У меня всё идёт от материала. Вот есть у меня, например, идея такого проекта. Я думаю, какого рода пространство необходимо, что б его представить. Нахожу галерею, договариваемся о встрече, я приношу свой проект, галерея его рассматривает, и если принимает, мы начинаем сотрудничество. Конечно, подготовка выставки – это непростая работа, многое надо продумать и организовать – от печатных материалов, рекламной кампании, программы вернисажа до фуршета и монтажа. Это что касается моих личных проектов.

Бывает и по-другому: всё организуется благодаря моим друзьям, и меня приглашают принять участие в уже сформированном по идее проекте, оставляя творческую свободу в воплощении. Я принимаю такие приглашения с огромной благодарностью, т.к. большую часть работы организаторы уже взяли на себя. Ещё раз хочу поблагодарить Елену Овсянникову, а так же замечательную художницу Сайду Афонину, благодаря которой я имела честь участвовать во многих интересных выставках!

Мы знаем, что вы принимали участие в оформлении альбомов таких исполнителей, как Хелависа, Маврин и Алевтина. Расскажите немного об этих проектах. Насколько на ваши работы повлияли желания самих исполнителей? Дают ли они вам свободу действий, или же они требуют определённые сюжеты?

С удовольствием! У меня практически с самого начала моей художественной деятельности были мечты оформить альбомы моих любимых исполнителей. Какие-то подступы в этом направлении я делала: сделала цикл картин по песням группы «Калинов мост», сделала обложку для юбилейный подарочного диска к 20-летию группы, были и другие проекты. Должна сказать, что это непростая, но захватывающая работа. И конечно, это уже не моё личное творчество, это своего рода визуализация музыкального материала. И надо не просто что-то нарисовать, надо почувствовать и попасть в вИдение музыканта.

Со свободой действий происходит по-разному. С Сергеем Мавриным и Алевтиной мы давно дружим, поэтому Сергей просто прислал мне песню и сказал – «нарисуй иллюстрацию» (песня "Русь")... Я погрузилась в слушание, и образы пришли сами. Сергею понравилось)

Алевтина, напротив, чётко знала, чего хочет. Она сразу сказала, что будет на обложке её нового альбома «Загорелось облако», что внутри, и что на задней стороне. Мне осталось только всё это нарисовать, собрать в макет, и потом мы, сидя рядом, его отшлифовали.

Для Хелависы я сделала иллюстрации для буклета с текстами песен. Обложку и общее оформление создал замечательный фотохудожник Сергей Луканкин. Он же и предложил мне сделать иллюстрации. Это было очень интересно! Подавляющее большинство песен на альбоме Хелависы «Новые ботинки» на кельтском, которым я не владею)) Поэтому она выслала свои краткие ассоциации к каждой песне. Не переводы, не содержание, а именно ассоциации. То есть, мне надо было уловить её образы и нарисовать, и причём так, чтобы технически рисунки монтировались с текстами. После концерта-презентации альбома она сказала мне, что когда она увидела мои рисунки, ей показалось, что залезли ей в голову и увидели её глазами то, что она хотела видеть. Для меня, как для художника, это высшая похвала! 

На вашем сайте имеется упоминание про африканскую православную икону. Расскажите, пожалуйста, эту историю.

Заказчик вышел на меня через общих знакомых. Это путешественник, который любит бывать в первозданных местах, не затронутых цивилизацией. Он был в Эфиопии, в каком-то отдалённом племени. Но туда в своё время добрались христианские миссионеры, и там прижилось православие. Оно причудливо переплелось с местными верованиями и приобрело своеобразный колорит. Местные художники, создавая иконы, наложили на привычные европейскому глазу изображения святых местный фенотип. Уже одно то, что икона выполнена в виде практически комиксовой раскадровки на козьей шкуре делает её уникальной. А ещё всё это сопровождалось восторженным рассказом Олега о том, как он её нашёл в ветхой хижине, как они долго торговались с владельцем, и как всё-таки он "содрал" с Олега 200 долларов (а это баснословные деньги в том регионе, можно год безбедно жить).

К сожалению, в дороге икона повредилась, видимо краска оказалась непрочной, или отсырела. Поэтому он искал художника, кто мог бы восстановить утраченные фрагменты. И нашёл меня)

Я её сначала сфотографировала в крупном разрешении, потом счистила целые пласты облупившейся краски. Под ними был тонкий набросок, и я восстанавливала изображение по нему и по фото.

Вот такая история. Насколько я знаю, икона до сих пор украшает жилище своего владельца.

В каком жанре вам интересней всего работать? С чем это связано?

Я просто люблю работать! Мне доставляет физическое удовольствие само нанесение краски на холст, вождение пастелью или углём по бумаге.. Поэтому в зависимости от настроения тянет на разные жанры. Люблю пейзажи, особенно городские, люблю поковыряться в фактурных натюрмортах.. О музыкальных фантазиях мы уже много поговорили… Но наверное отдельно отмечу всё-таки портреты. Меня интересуют люди, личности, я обожаю погружаться в их уникальные черты, их цветовые воплощения, и каждую свою модель я воспринимаю как соавтора произведения.


ГБР настоятельно рекомендует читателям посетить выставку Ирины Сергеевой, которая откроется 21 февраля в Арт-Галерея Black Dog Красные Холмы.

Официальный сайт Ирины Сергеевой: http://irinasergeyeva.com/

Выскажись!

LORDI


!