Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Интервью // Интервью с Лизой Патюрель

Интервью с Лизой Патюрель

Сегодня беседуем на тему театра, кино и сложностей перевода с Лизой Патюрель, возможно, знакомой вам по работе в театре МОСТ, а ныне - французской театральной и киноактрисой. 

Ремарочка: смайлы редактировать не стали, чтобы лучше передать характер героини. Да, вот такие мы несерьёзные.

0 фото к материалу Интервью с Лизой Патюрель1 фото к материалу Интервью с Лизой Патюрель2 фото к материалу Интервью с Лизой Патюрель3 фото к материалу Интервью с Лизой Патюрель

- Лиза, привет! Не могла бы ты рассказать для тех наших читателей, которые тебя не знают, как ты попала в кино, и в каких работах тебе удалось поучаствовать на данный момент?

- Я начинала как театральная актриса, 8 лет проработала в московском театре МОСТ. Но после переезда во Францию почувствовала, что пришло время перевернуть страницу и попробовать себя в кино. Я стала ходить на кастинги, узнавать эту среду, учить язык параллельно, кстати говоря =)

На сегодняшний день я снялась более чем в 20 картинах, среди которых есть как короткометражные, так и полнометражные фильмы. Одна из моих последних работ - фильм "Chacun pour tous", который выйдет в кинотеатрах Франции 31 октября.

- А ненативный французский не мешает? Понимаю, за это время ты уже сильно подтянула язык, но всё же. Как воспринимают? Нет ли у киноделов желания использовать тебя в амплуа архетипичного иностранца?

- Конечно, неродной язык - это проблема, особенно, поначалу. Акцент - это вообще страшное дело, тебя мгновенно категоризируют, а это очень опасно, особенно, в начале пути, когда индустрия тебя еще не знает. Но лично мой акцент совершенно не похож на то, что французы считают "русским" акцентом, плюс внешность у меня тоже не совсем отвечает представлениям о "типичной" славянской девушке - высокой блондинке - поэтому мне чаще, конечно, приходится играть иностранок, нежели француженок (хотя и такое бывает), так как акцент присутствует, но при этом не русских. На роли русских меня как раз частенько не берут по вышеуказанным причинам =)


- Насколько много видео - фильмов, короткометражек, роликов - снимается сейчас во Франции? Насколько сильно ты занята, как актриса?)

- Это два совершенно разных вопроса =D

Во Франции сейчас снимают очень, очень много. Во Франции все очень доступно, существует масса школ для кинорежиссеров, огромное количество фестивалей и конкурсов, мотивирующих абсолютно всех, у кого лежит душа к съемке, попробовать себя в качестве режиссера, поэтому кастинги в короткометражные фильмы всех сортов буквально сыпятся со всех сторон. Полнометражных фильмов, разумеется, тоже снимают очень много, индустрия крайне развита, но в них, само собой, попасть намного труднее. Но возможно =)

Я, в целом, довольно сильно занята: на данный момент я являюсь одной из актрис в иммерсивном спектакле "Inside Opera" в Опере Гарнье, который с большим успехом идет уже не один месяц, на осень у меня запланированы несколько съемок в интересных и амбициозных проектах. Конечно, всегда хочется больше и больше, но, считаю, что жаловаться мне не приходится ))

- Что такое иммерсивный спектакль?

- В иммерсивном спектакле зритель становится полноправным участником, он полностью погружен в происходящее и влияет на развитие сюжета своими действиями.

В нашем спектакле зритель попадает в Оперу XIX века и должен решить загадки Призрака Оперы, чтобы найти пропавшую партитуру "Волшебной флейты". Я в данном спектакле играю роль Принцессы Памины из вышеупомянутой оперы =)

- Насколько сильно театр во Франции отличается от того же МОСТа и других российских театров?

- О, это просто небо и земля =) На эту тему я могу говорить очень долго =)

Начнем с того, что во Франции, за очень редким исключением в виде, например, Comédie Française, не существует репертуарных театров с постоянной труппой. То есть, для каждого проекта актеры набираются отдельно и отовсюду. Для меня, привыкшей к тому, что театральная труппа - это семья, это был очень крутой и неприятный поворот. Но с течением времени я поняла, что в этом есть свои плюсы - спектакли ставятся очень быстро, а играются недолго, буквально пару месяцев, но очень интенсивно, почти каждый вечер. С одной стороны, это грустно, но с другой - ты постоянно "в тонусе". Возможность каждый раз начинать работу с новыми людьми - это тоже, с одной стороны, минус, но в то же время и громадный плюс, новые возможности, новые знакомства и новый опыт, который не дает расслабиться и "выезжать на лаврах".

Нельзя обойти стороной и тот факт, что во Франции, набившей руку на воспитании будущих кинорежиссеров, нет ни одного учебного заведения, которое бы воспитывало будущих театральных режиссеров и постановщиков. Такой профессии здесь, как будто бы, и не существует. Кто же ставит спектакли? Актеры. Либо бывшие, либо те, которые сами намереваются играть главную роль в спектакле, который ставят. И это тоже поначалу здорово выбивает из колеи, потому что схема работы "актер-режиссер" не имеет здесь ничего общего с той авторитарностью, к которой мы привыкли в русском театре.


- Тебе, если честно, что больше нравится: театральные подмостки или камера? С точки зрения актёра - это совершенно разные виды деятельности, или всё же близкие чисто методологически?

- Это все равно, что спрашивать: "а кого ты больше любишь, папу или маму?" =) Я знаю, что есть актеры, у которых очень четкие предпочтения в этом вопросе, но для меня это две сферы настолько близкие и настолько страстно любимые, каждая по-своему, что я, наверное, никогда не смогу однозначно ответить на этот вопрос.

- Я просто заметил одну особенность: театральные актёры в кино выглядят обычно органично, а вот киноактёры в театре, сколько я их видел, выглядят довольно неуверенно. Театральная школа помогает кинокарьере?)

- Безусловно. Играть учат именно там =) А дальше работа перед камерой - это уже, во многом, дело техники, которую довольно просто освоить, когда база уже заложена. Но вот когда человек начинает с кино, где фокус совершенно на другом, а потом попадает на сцену, он часто понимает, что ему не хватает ни опоры, ни базы, чтобы сыграть роль целиком от начала и до конца, ни энергии, чтобы удержать внимание зала. Особенно сегодня, когда многие приходят в кино, например, из рекламы - во Франции это случается сплошь и рядом. Киногеничная и фотогеничная внешность, несколько успешных проектов, принесших узнаваемость и хорошего агента, и - хоп! - у человека уже крупная роль в каком-нибудь сериале. Но вот только работать с ней он не умеет. И тогда в лучшем случае включается коучинг, а в худшем - имеем на экране то, что имеем =)

- Расскажи о своих ролях. Какие ты считаешь своей гордостью, что это были за персонажи?

- Конечно, одна из самых важных моих ролей - это роль в фильме "Chacun pour tous", о котором я уже говорила. Этот фильм основан на реальных событиях и рассказывает о достаточно позорной истории, случившейся на Паралимпийских Играх в Сиднее в 2000 году, когда одна из команд участников была почти полностью набрана из баскетболистов без какой-либо инвалидности, которые умело сымитировали умственную отсталость и выиграли Игры таким нечестным путем. В нашем фильме сюжет, разумеется, несколько изменен, но основная линия остается прежней. Я в этом фильме сыграла польскую паралимпийскую чемпионку, у которой завязываются романтические отношения с одним из главных героев. В этом фильме участвовало множество актеров и спортсменов с настоящей инвалидностью, в их числе и мой основной партнер, и это невероятный прорыв в кинематографе, на мой взгляд. Потрясающие люди, невероятно сильные духом и талантливые, у которых появилась возможность об этом рассказать на всю страну (а может, и на весь мир, так как этот фильм уже принял участие в нескольких международных кинофестивалях). Меня очень вдохновила эта работа, и я благодарна за тот опыт и те знакомства, которые случились в моей жизни благодаря нему.


- Какие жанры кино ты любишь? Как зритель, ну и как актриса, конечно?

- Не буду оригинальна, наверное, но я люблю драму и трагикомедию. Я люблю, когда меня заставляют и поплакать, и посмеяться, и следить, затаив дыхание, за судьбой персонажа, за тем, что происходит в его душе. Признаюсь, не очень люблю боевики и экшны, это не совсем мое =)

Еще среди моих любимых жанров исторические фильмы и психологические триллеры.

Ну и, конечно, я ярый поклонник фэнтези и мечтаю однажды сыграть в какой-нибудь волшебной сказочной истории.

- Тебе не кажется, что в последнее время разделение на жанры почти стёрлось, и большинство по крайней мере "фестивальных" картин - это некие синтетические новые жанры? Кстати, как ты вообще относишься к "фестивальному" кино?

- Я считаю, что это в корне неверный термин. Для меня кино не может быть "фестивальным". Этим разделением мы как будто говорим: есть кино для народа, а есть кино для "умного" жюри. Это очень странно. В конце концов, целью любого фильма должен быть разговор с публикой, а не собственно обладание престижной наградой. Разумеется, существует авторское кино, которое может позволить себе больше жанровой свободы в силу самых разных причин, но, я считаю, что даже авторское и экспериментальное кино все равно должно стремиться донести какой-то месседж до широкого зрителя, иначе в нем просто нет смысла.

- Ну, половина "фестивальных" фильмов даже не выходит в широкий прокат)

- В том-то и дело, в том числе и потому, что у прокатчиков есть четкие представления о том, на что народ "пойдет", а на что - нет. Должна сказать, кстати, что к Франции это не совсем применимо - почти все фильмы Каннского фестиваля здесь все-таки выходят в кино.

Но тенденция снимать "кино для избранных", конечно, все равно присутствует. Увы.


- Читатели не знают, но я написал тебе об интервью после поста о твоей работе с нашими видеоблогерами. Я, на самом деле, одного из них регулярно смотрю, ну и про остальных слышал. Что это за история, как ты туда попала, и насколько прикольно это всё было?)

- Я снялась в одном из выпусков для youtube-канала о кино "Черный кабинет", который создал Артем Гутковский. Артем - молодой режиссер, он живет сейчас во Франции, и мы с ним знакомы и сотрудничаем уже года четыре. Я неоднократно снималась в его короткометражках и различных проектах, поэтому, когда он предложил мне поучаствовать в этом новом формате, я с радостью согласилась. Артем делает отличные профессиональные обзоры и анализ различных техник, используемых в современном (и не только) кинематографе, что мне, конечно, очень интересно. А тут еще и подвернулась возможность сняться в пародии на фильм ужасов, что само по себе очень весело и интересно )) Ну и вообще приятно работать с людьми, с которыми уже есть позитивный опыт сотрудничества.

- Мне, как большому любителю хоррор-кино, очень интересен этот момент с пародией на фильм ужасов. Я сам пытался снимать нечто подобное, и понял, что самое сложно - заставить людей изображать страх. Как думаешь, снимать ужасы - это проще, чем, скажем, нормальную, эмоционально насыщенную драму? И вообще, это интересно, забавно, или...?

- Ну, начнем с того, что, если речь идет о профессиональных актерах, то формулировки "заставить изображать" (и далее по смыслу) уже слабо применимы =) Мне, с точки зрения экспрессии и вживания в роль, играть побег от маньяка в глухом лесу было не сложнее, чем какую-нибудь любовную историю. Нельзя однако забывать о том, что в данном конкретном случае мы все-таки снимали пародию, то есть, так или иначе подчеркивали и утрировали все традиционные существующие в этом жанре клише.

- Так как ты сама относишься к жанру?)

Я трусиха, поэтому на мне прекрасно работают все классические скримеры и пугалки: я из тех, кто и подпрыгивает, и вскрикивает от неожиданности, и потом три ночи подряд спит при свете =) Но большого удовольствия мне все это, если честно, не доставляет ))) Но вот попробовать себя саму в этом жанре - это было грандиозное удовольствие!


- Расскажи, какие у тебя есть проекты сейчас, в работе или в планах. Конечно, из тех, о которых уже можно говорить)

- В ближайшие два месяца у меня состоятся съемки в двух амбициозных и интересных короткометражных фильмах, кстати, оба международные, с интернациональным составом. Плюс, как я уже говорила, я продолжу играть в спектакле в Опере еще как минимум несколько месяцев, а за ним, возможно, последует новый проект такого же уровня и направленности.

Параллельно я преподаю актерское мастерство и являюсь режиссером в двух парижских актерских школах, у нас вот-вот начнется новый учебный год, а значит, скоро я начну выбор материала для спектаклей, которые мне самой предстоит ставить в этом году с моими учениками.

- Немного интимный вопрос: актёрская карьера и теперь уже режиссёрская стезя - это профессия, которая может кормить? В Европе, имеется в виду.

- Безусловно. Во Франции - особенно, так как здесь у артистов совершенно особый статус, и они могут в некоторых аспектах пользоваться определенными льготами со стороны государства, хотя я ни в коем случае не хочу сказать, что деньги всем актерам здесь льются рекой прямо в карман. Как и везде, нужно все-таки сначала твердо стать на ноги, зарекомендовать себя, чтобы иметь возможность постоянно быть занятым в том или ином проекте, ведь чаще всего проблема именно в этом - можно попасть в один большой высокооплачиваемый проект, расслабиться, а потом - все, тишина на много месяцев, значит, никакой финансовой стабильности. Но, отвечая на твой вопрос, как и любая другая профессия, она, конечно, может кормить. Хотя, справедливости ради, отмечу, что знаю очень много актеров, которые вынуждены иметь параллельно еще какую-то подработку или профессию, чтобы обеспечить себя и свою семью.

- Мне кажется, мы обсудили фактически всё, но самое, наверное, абстрактное осталось пока за кадром. Расскажи, чего ты хочешь добиться? У тебя есть какие-то профессиональные мечты, далёкие, но желанные цели?

- Конечно. Есть множество режиссеров и актеров, с которыми я мечтаю поработать, целый заветный список )) Я надеюсь также в скором времени выйти на международный уровень, хочется сниматься не только во Франции, но и в США, и в России, конечно, тоже, потому что я считаю важным иметь возможность играть на родном языке. Безусловно, есть и ряд ролей мечты, которые, надеюсь, однажды выдастся возможность сыграть. Ну а пока: надеюсь рано или поздно развеять миф, бытующий во французском киномире, что русские актрисы могут играть только шпионок и девушек по вызову (ну это шутка, конечно же =D).

- Пожелаешь что-нибудь читателям напоследок?

- Наверное, не бояться мечтать, ведь, как правило, оказывается, что все желанное гораздо доступнее и ближе, чем могло бы показаться.

А еще желаю нам всем побольше хорошего, качественного, вдохновляющего кино, каждому в том жанре, который он любит.


Узнать больше о Лизе и её работе можно тут: сайт lizapaturel.com

Выскажись!



!