Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Интервью // Интервью с Сергеем Калугиным

Интервью с Сергеем Калугиным

Сергей Калугин, лидер группы Оргия Праведников, ответил на наши вопросы, связанные, в первую очередь, с выходом нового сингла группы, получившего название "ШИТРОК". Интересная и содержательная беседа, на наш взгляд.
Интервью с Сергеем Калугиным из Оргии Праведников

Здравствуйте, Сергей. Вот закончился январь, время подводить итоги 2011 года, кажется, прошло, но всё-таки хотелось бы спросить: что было интересного в прошедшем году? Каким он войдёт в историю Оргии Праведников?
Это год, в который некоторые участники группы - особенно Юра Русланов и я – попытались выйти за рамки того, чем в их представлении являлась группа и сделать нечто совершенно самостоятельно, без оглядки на нажитый багаж. И Юрке и мне казалось, что естественным продолжением будет выпуск неких сольных работ, уж больно то, что мы наворотили, отличалось стилистически от того, чем занималась группа. Лёха же Бурков, услышав о наших планах, расхохотался и предложил не маяться дурью, а швырнуть наши труды в горнило группы и посмотреть, что выйдет. По его словам выходило, что из этого может получиться нечто неожиданное, что сделает группу больше и шире того, чем она до сих пор являлась. То есть речь шла о том, чтобы применить оргийские методы работы к материалу, который, по нашему с Юркой ощущению, в оргийскую стилистику никак не вписывался. Юра работал с электронной музыкой, а меня унесло в трёхаккордный говнорок, бэк ту руутс, так сказать. Мы предприняли совершенно безумную, на первый взгляд, попытку соединить Юркину электронщину с моим говнороком и уже традиционным для группы симфо-металлом. Результат нас ошеломил – настолько круто получилось. Похоже, Лёха в очередной раз вытащил группу на новый уровень. Самому интересно, что будет дальше.

Лично я слежу за развитием группы несколько лет, и за это время вы серьёзно продвинулись. Каким вы видите будущее коллектива? К чему стремитесь?
Ничего особенно оригинального. Стремимся к стадионам, к тому, чтобы наши концерты становились событием историческим. Мэйкин хистори, как говорится. Этот путь нам приходится проходить в несколько экстремальных условиях, но тут поделать нечего. Вы знаете, что, в отличие от Англии и Америки, где подобная музыка очень востребована, её там крутят сотни радиостанций и телеканалов, у нас в стране есть лишь полторы радиостанции и никаких каналов, посвящённых подобной стилистике. То есть вот то, что мы сейчас делаем – выпуск сингла – шаг абсолютно абсурдный. Сингл – это то, что должно крутиться по радио. А радио-то и нет. Тем не менее, мы выбрали свой путь – делать всё правильно, по законам той профессии, которой себя посвятили. И таким образом то, что радио нет, становится не нашей проблемой, а проблемой социума. Мы сделали всё, что могли. Остальное – проблемы общества. Если в нём найдутся люди, которые к собственной профессии радиодеятелей отнесутся столь же добросовестно, как и мы к своей – рано или поздно появится станция, которая захочет крутить музыку, подобную нашей. При нашей жизни или за её пределами – это уже не важно. Проблема ведь не в том, что у некоей существующей станции есть формат, в который мы не вписываемся. Проблема в том, что нет ещё восьмисот станций, в формат пятидесяти из которых мы впишемся без труда.

Теперь к делам насущным. Выходит новый релиз, информация о нём весьма противоречивая. Расскажите о нём. Что за песни, о чём?
В сингл «Шитрок» вошли четыре композиции. Две из них – новые песни, по нашему замыслу они должны войти в будущий альбом. Это, во-первых, заглавная песня, давшая название всему синглу, и песня «Чёрная Земля», посвящённая памяти Егора Летова. С ней приключилась удивительная история. Хотите верьте, хотите нет, но было так. Я пошёл на кухню заварить чайку, и вдруг явственно услышал, как внутри моей головы Егор поёт строчку про чёрную землю. Именно поёт, то есть музыка тоже сразу была понятна. Очень похоже на эффект, когда у тебя в голове начинает крутиться запомнившаяся песня, но намного ярче. Я схватил ручку и стал прислушиваться, разобралось ещё несколько образов и строк. Потом галлюцинаторный эффект голоса пропал, как если бы с той стороны убедились, что я слышу. Но образы и строчки продолжали появляться и текст мгновенно оказался написан. Как трактовать происшедшее – пусть каждый решает сам. Но суть в том, что это не просто песня-посвящение. Это, как бы, ненаписанная песня Егора, вернее, песня, пришедшая с той стороны, этакая "Made in Heaven". Можно смотреть на дело оккультно и всерьёз думать, что её Летов с Того Света надиктовал. Можно материалистически, и тогда получается, что таким экзотическим образом попросту пришло вдохновение. Но правильнее, на мой взгляд, подход мистический. Все мы одно, и граница между "я " и "ты" очень условна, особенно для того, кто уже ушёл. Поэтому между оккультным и материалистическим подходами нет противоречия, они вообще говорят одно и то же, если вдуматься. Такие дела.
Потом мы это дело соединили с уже давно написанной Юркой музыкальной композицией, (дико пронзительной, я под неё давно улетал), подрихтовав гармонию под ту музыку, что мне примстилась, а Лёха ещё и рифец туда занятный предложил – если его на морзянку переложить, то получается «Егор». В общем, круто получилось.
Про «Шитрок» скажу, что он тоже образовался из моего говноозарения и Юркиной жёсткой электронщины, которую я предложил оснастить балалайками. И в результате вышла песня, в которой где-то между словами и музыкой, а скорее помимо них, самой формой, которую прежде всего Лёха ваял, говорится о той удивительной заре надежд, которую мы пережили в молодости, на волне крушения совдепа.
Вот мы сейчас делаем костюмы к новой программе, это будет стилизованная школьная советская форма с огромными галстуками, исписанными логотипами «Кино» и «АС / ДС», форма с оторванными рукавами и проклёпанными воротниками, с кучей коммунистических значков приколотых на грудь, то есть прикиды панкующей школоты 80х, каковой мы в своё время и являлись. Это возвращение к корням, туда, откуда мы родом, во времена великой (пока) страны и её молодежи, ожидающей прекрасных перемен, времена крушения занавеса, перестройки и программы "Взгляд", рока по телевизору и т.д. Такая вот сказка о потерянном времени. Мы остались те же, только морды постарели, и надежды на великую страну и великое будущее рухнули. Но мы победили, мы осуществили ту детскую мечту - стоим и рубим рок, как и мечтали. Вот шитрок об этом, о молодёжи 80х, и её великих рухнувших надеждах, поскольку надежды были связаны с ощущением великого будущего их родины и их великой миссии в этом будущем. Никто ведь (кроме пробитых утюгов, сваливших потом в штаты) не хотел того, что вышло. Думали, что избавимся от говна и рванём к звёздам. А в результате говно переродилось и всё затопило. И многие умерли, но мы - здесь, живые носители того духа и той веры. И можно попробовать ещё раз, и ещё раз, главное - вспомнить кто мы такие, откуда мы, чего мы хотели, главное - прорвать этот сон, в который нас всех погрузили.
Для сингла мы также записали в студийном качестве Аверьяновскую «СССР». Она никогда нами не издавалась, время пришло. С ней всё вообще просто. Эту песню я впервые услышал в конце 90х, её мне спели приехавшие из Питера друзья - Вадик Штепа и недавно ушедший Паща (КлещЪ) Клищенко. Пашка сам был выдающимся автором и пел суперски, эффект был такой, что мы всю ночь квасили и сорок раз подряд хором орали "СССР", текст запомнился мгновенно. От ребят я узнал и имя автора - Дмитрий Аверьянов. Несколько лет спустя мы с Димой познакомились, он вспоминал, что когда писал эту песню стояла ранняя весна, он шёл по улице и видел снег, лёд, и сияющее Солнце. И в этот момент к нему пришла эта строчка: "Наша родина - СССР". Димка очень не любит Совдеп, поэтому от такого содрогнулся. Но стало понятно, что это тот гвоздь, который уже не выдернуть ибо вся песня держится на нём. И явился этот гвоздь непрошенным, совершенно ниоткуда, и пути назад нет. А дальше - я подсадил на песню свою группу, и с Димкиного благословения мы её аранжировали и поём. Вот и всё.
И, наконец, мы записали для сингла полную версию «Королевской Свадьбы» - самая труднорождавшаяся, и даже триждырождённая наша композиция. Наверное, все знают о том, что изначальный замысел этой вещи не был реализован до сих пор из-за того, что композитор Алексей Рыбников, чья мелодия легла в основание композиции, наложил жёсткий запрет на результат наших трудов. Но нас пекло изнутри, мы-то знали, что это великая штука, и не попытаться её осуществить будет преступлением перед собой. Поэтому мы поставили перед нашим мелодистом Юркой нереальную задачу – написать мелодию, которая заместила бы собой мелодию Рыбникова. Это как если бы врачу велели полностью заменить больному боксёру скелет, да так, чтобы он после этого не только выжил, но и продолжал профессионально выступать на ринге. Юрка совершил невозможное. Он написал мелодию, которая ни одной нотой, ни одной длительностью не пересекается с рыбниковской, и при этом создаётся впечатление, что ничего, собственно не изменилось. Даже я, когда услышал, не сразу понял, что мелодия стала другой. Остальное было делом техники. Сегодня вы услышите композицию такой, как мы её изначально задумали – с хорами, трубами, полным текстом и прочими мистериальными красотами.

А вам не кажется, что тема развалившегося Союза и в ностальгическом и в левом идеалистическом контексте сегодня чересчур часто звучат? Приходилось слышать мнение, что многие коллективы её просто эксплуатируют, а всякие устроители дискотек 80-х и прочей подобной ерундистики обогащаются именно за счёт того, что слушателям очень хочется вспомнить прошлое.
Ну, весь вопрос в том, зачем это вспоминать. Если просто для того, чтобы испытать приятный прилив ностальгических эмоций - то да, на этом можно неплохо заработать, что и используется пронырливыми людьми. А если затем, чтобы провести определённую "работу над ошибками", пытаясь проанализировать прошлое и сделать выводы на будущее - то история совсем другая, и иногда скорее мучительная, чем приятная. Вот мы сегодня пытаемся вспоминать историю собственного облома - в этом есть и радость, мы хохочем извлекая из памяти рефлексы, руки помнят, как именно прикалывались булавки к штанам и как из значка с Незнайкой делался значок АС/ДС. Но по большому счёту - история трагичная. Спустя годы начинаешь видеть, как много из того, что представлялось нам проявлением мерзкого совка (ложь, двуличие, карьеризм, приспособленчество и пр.), по сути, не имело к совку никакого отношения, являясь попросту частью человеческой природы, единой и на востоке и на западе. И в хилиастическом бреду пытаясь разрушить изнутри империю зла, мы не подозревали, что эти вещи не уходят с изменением государственного строя. Я начал прозревать только оказавшись в 89м году на реальном западе, и увидев, что за благополучным фасадом там царят те же чиновные рыла, что и у нас, а жизнь отнюдь не состоит из сплошной рок-музыки. Что-то (как например арабские детишки в грязных майках, моющие на улицах стёкла машин) мне, воспитанному при советах, показалось просто чудовищным. Эксплуатация детского труда, о которой твердили учебники... А когда же они учатся? Или они не учатся? Сегодня я смеюсь над тогдашним шоком, но он был. И, с другой стороны, лишь в 90е, когда поколение, не знавшее войны, принялось лить свою и чужую кровь в бандитских разборках и региональных конфликтах стало понятно, от какого ада нас прикрывала вдруг подобревшая на склоне лет советская махина. Уже в 90м я развернулся на 180 градусов и принялся тянуть обратно, внезапно осознав, что мы сейчас завалим себе на головы всё здание и начнётся караул, но было поздно. Таких прозревших были единицы, что они могли.

Давно хотел спросить вот что: альбом «Для тех, кто видит сны», часть первая, давно ждёт продолжения. Как обстоят дела со второй частью эпопеи?
Пишем.

Кстати, давно не видели вас в крупном составе с виолончелью и женским сопрано. Вы собираетесь ещё выступать вместе?
Вот на презентации и увидите. Конечно, мы всегда рады выступать с гостями, так украшающими наши концерты, просто не всегда это возможно.

Как обстоят дела с интересом к Оргии Праведников за рубежом? Есть планы по покорению Запада и Востока?
Пока все, что мы имеем – это ряд очень положительных рецензий на сайтах, посвящённых прогрессивной музыке, и несколько радиоэфиров. Но предложения выступить в «Альберт-холле» пока не поступало. Как только поступит – обещаю, вы узнаете первым!

Вы уже довольно длительное время приглашаете самые разные группы выступить с вами. Как это происходит, и по каким критериям вы их отбираете? Есть ещё планы кого-то позвать, к примеру, из ближайшего зарубежья?
Нам должно самим всерьёз нравиться то, что люди делают. Поэтому мы и звали гостями на наши концерты и «Кувалду», и «Тинтал», и «Обийми Дощу». Но надо сказать, что совместное выступление – это технически очень крупный гимор, особенно в наших клубных условиях, поэтому мы подобные инициативы проявляем реже, чем хотелось бы. Пока никаких планов на совместные с кем-либо шоу мы не строим. Там видно будет.

Кстати, в прошлом году группа выступала на фестивале Буревестник. Как вы туда попали, как относитесь к политизированным фестивалям и прочим мероприятиям, и как оно прошло?
Попали обыкновенно – нас позвали, мы пришли. Мне прислали пресс-релиз митинга, я почитал, со всем, что в нём сказано, у меня внутренних противоречий не возникло. Ну, мы и попёрлись. Выступили отлично, народу понравилось. Хотя с аппаратом там была полная беда – ни хрена наша политическая «левая» в аппаратуре для концертов не понимает, приходится признать. Есть подозрение, что это далеко не единственная тема, в которой они ни хрена не понимают. Поэтому рулить я бы им не доверил, если честно. Но ребята хорошие, искренние и неравнодушные. Это главное.

Эту тему поднимали уже не раз, и всё-таки, хочу ещё раз к ней вернуться. Вы выступаете и сольно, и с группой. Многие исполнители, работая с коллективами, о своём сольном творчестве забывают, но вы продолжаете выступать вдвоём с гитарой. Чем это обусловлено? Насколько сольные выступления актуальны на сегодняшний день?
Можно я не буду отвечать? Я на этот вопрос за свою жизнь ответил . наверное, пару тысяч раз. Гугл в помощь любознательным.

Хорошо, тогда перефразируем немного. Каковы успехи на сольном фронте? Есть планы записи нового сольного альбома?
Планы есть, они вот прям как в 94м появились - так до сих пор и есть. И пусть будут. Им это идёт.

Выскажись!

CARCASS


!