Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Интервью // Интервью с Ириной Большаковой. Живучий театр

Интервью с Ириной Большаковой. Живучий театр

Пережив сложные 10 лет собственной биографии, театр «МОСТ» воспрял духом и борется за все доброе, что есть в человеке. Директор «МОСТа», Ирина Александровна Большакова, развенчивает миф о современной «трудной» молодежи и рассказывает правдивую историю своего театра.

0 фото к материалу Интервью с Ириной Большаковой  Живучий театр1 фото к материалу Интервью с Ириной Большаковой  Живучий театр2 фото к материалу Интервью с Ириной Большаковой  Живучий театр3 фото к материалу Интервью с Ириной Большаковой  Живучий театр

- Скажите студенческий театр МГУ и театр «МОСТ» связаны?

- Конечно, МОСТ – это преемник Студенческого театра МГУ, который 257 лет назад стал первым публичным театром Москвы. Ведь он возник к первой годовщине образования самого университета. В 1958 году новый толчок к его развитию в новых условиях дал Ролан Быков. Конец 60-ых это было особое время… такое… Знаковое. В 1957 году состоялось грандиозное событие, Всемирный фестиваль молодежи и студентов, «Железный занавес», отделяющий страну Советов от остального мира,  приоткрылся. Я в то время была школьницей, но очень хорошо помню настроение тех лет. Настроение, полное невероятного воодушевления. Позднее этот период назовут «Политической оттепелью» — в это время в Москве появилось много нового. Тогда же возник и новый Студенческий театр МГУ.

А мы с Евгением Иосифовичем Славутиным  пришли в театр  в 80-е годы, и это была уже другая эпоха и очень тяжелый момент в жизни Студенческого театра. Он  был практически уничтожен с помощью цензурного давления. Спектакль  «Уроки музыки»  Романа Виктюка,  руководившего в конце 70-х годов Студенческим театром МГУ, был запрещен. И это несмотря на поддержку спектакля со стороны театрального сообщества в лице таких людей, как Андрей Миронов, Михаил Ульянов, Валентин Гафт и Александр Калягин (все они присутствовали на предпоказах). Роман Виктюк после этого инцидента навсегда покинул Студенческий театр МГУ вместе с труппой, и затем 2 или 3 года в театре практически ничего существенного не происходило.

И вот в этой ситуации Евгений Славутин был приглашен в Студенческий  театр со спектаклем «Экспромт», который он поставил в своей маленькой театральной студии на Ленгорах. Однако уже через пару лет его назначили  главным режиссером Студенческого театра, и надо было строить театр заново, с самого начала. Так мы проработали довольно долго, я — директором, а он — Главным  режиссером.  А вот Театр «МОСТ» возник на этапе следующего кризиса (смеется).

- Я правильно понимаю, что это конфликт, связанный с помещением?

Да-да. Все верно. Дело в том, что на здание клуба и театра МГУ стала претендовать патриархия. Университету это показалось очень привлекательным. Это всё очень долгая, сложная и грустная история.

Студенческий театр расселили по разным помещениям: частично в Главном здании МГУ на Ленгорах и частично в центре, рядом с «родовым гнездом». Но история с «уплотнением» продолжалась, пока не закончилась полной ликвидацией всех помещений театра в пользу других, «более важных» целей.

- А как Студенческий театр МГУ стал Театром «МОСТ»?  

- В определенный момент мы обратились за помощью к городским властям, в частности, в Управление культуры Центрального Округа Москвы. Управление возглавлял Р.Р. Крылов — человек, который понимал важность сохранения Студенческого театра МГУ для культурной жизни Москвы. Он предложил создать на базе нашего коллектива  Московский Открытый Студенческий Театр.

И только благодаря поддержке со стороны правительства Москвы и театрального сообщества, уникальная традиция Студенческого театра МГУ была сохранена, и сегодня  театр «МОСТ» - это мощный творческий коллектив с разнообразным репертуаром, со своей учебной студией, со своим помещение в центре Москвы на  Большой Садовой улице и со своим понимающим и любящим зрителем.

- Существует ли сегодня такое явление, как «Студенческий театр МГУ»?

- Открывая театр «МОСТ», мы надеялись построить двухступенчатую систему: Студенческий театр оставался бы и как юридическое лицо, и как коллектив, в котором мы ведем основную базовую работу по обучению студентов, а вторая ступень — это театр «МОСТ», куда переходят лучшие работы или отдельные актёры. Но в итоге получилось, что сейчас есть театр «МОСТ», а студенческого театра МГУ фактически нет, так как  два года назад у нас отняли последнюю комнату в Главном здании МГУ, и нашего официального, рабочего  присутствия в университете на сегодняшний день нет.

Сейчас в университете есть две-три театральные студии, однако, без соответствующей «почвы» из них вряд ли вырастет серьезное дело, которое может называться Театром.

Фактически, сейчас все студенческое театральное творчество Москвы сконцентрировалось в театре «МОСТ». В том числе и талантливые студенты из МГУ, которые проходят обучение в наших учебных студиях.

- Расскажите о театральной школе «МОСТ».

- Система обучения, которая была придумана еще Роланом Быковым, сохранилась и сегодня. Мы несколько скорректировали её, но суть осталась прежней.  Два раза в год мы набираем студентов (раньше набирали раз в год). Курс длится три месяца — это такой экспресс-тренинг. Потом идет заключительное выступление, после чего ребята получают роли уже в спектаклях театра. Ротация — постоянное условие нашего существования, потому что это студенческий театр и постоянно кто-то заканчивает ВУЗ и уезжает. Или возникают другие причины тотальной занятости,  и, наши воспитанники покидают театр. Но, в то же время, открываются возможности для выхода на сцену перед новыми актерами, которые еще вчера были просто обычными студийцами.

- А есть среди молодых актеров те, кто остаются?  Остаются после окончания ВУЗа?

- Да есть. И таких немало. В основной труппе, которая «тащит на себе» репертуар театра, есть ребята, которые в театре уже 7-8 лет.

Вообще, надо сказать, что все ребята при условии очень серьезной занятости в театре еще и прекрасно учатся. И это абсолютно разрушает досужее мнение, что театр мешает учебе. Мы уже сталкивались с этим. Когда было необходимо, например, «отстоять» поездку в Чехословакию на фестиваль, в парткомах некоторых факультетов говорили «нет, театр мешает учебе» и так далее. Но на самом деле, как показывает практика, очень многие наши студийцы заканчивают обучение  с красными дипломами, потом заканчивают аспирантуру и всё прекрасно успевают. Понимаете, когда у человека есть цель, яркая перспектива творческой реализации, он все прекрасно успевает.

- В спектакле  «Дорогой Бог», премьера которого состоялась второго октября, играет заслуженная артистка России Людмила Давыдова. Расскажите, как она оказалась в студенческом театре? 

- Однажды её пригласили на наш спектакль. После этого она сказала, что ей нравится театр «МОСТ», и она хотела бы у нас поиграть, если будет такая возможность. Потом Славутин предложил ей материал  рассказ Татьяны Толстой «Милая Шура», и с тех пор она с нами.

- Расскажите о знаменитых людях, которые связаны с театром. Например, Марк Захаров, его имя часто употребляется средствами массовой информации в текстах о Студенческом театре.

- Марк Захаров, Ия Саввина, Алла Демидова и Ролан Быков — это все 60-е годы. Когда Ролан Быков пришел в театр, театр вырвался в лидеры.  Ну, собственно, Демидова и Саввина стали профессиональными актрисами только благодаря тому, что их заметили в спектакле Ролана Быкова. Марк Захаров дебютировал как режиссер  в Студенческом театре МГУ, он сделал три спектакля, после чего его позвали в Театр Сатиры на постановку «Доходного места», и, дальше его творческая судьба была решена. Это всё люди, судьба которых напрямую связана со Студенческим театром МГУ, после которого они пошли дальше по профессиональному пути.

 - Расскажите об учениках театральной студии.

- Вообще надо сказать, что талантливые поколения приходят волнами. Иногда бывают годы, когда наблюдается какая-то пауза, но потом появляются сразу целые группы чрезвычайно интересных ребят. И когда рождается импульс нового поколения – это очень важный момент в жизни нашего театра. Ведь всё же, главный смысл мы видим не в производстве театральных или телевизионных «звезд»,  а в том, чтобы все новые поколения талантливых московских студентов находили здесь возможность «подать свой голос» и познакомить театрального зрителя с новыми  ощущениями жизни, которые  принадлежат только им, только тем, кто сейчас вступает в жизнь.

- В чем отличие поколения студентов, например, 80-90-х годов от современного поколения? Наблюдается ли это самое «творческое падение» и снижение заинтересованности в культуре вообще?

- Вообще, успех театра зависит от эпохи. В 60-е был всплеск, годы «перестройки» тоже породили сразу несколько спектаклей, которые «взорвали» театральную Москву, после чего народ повалил в театр, как сумасшедший.

- А как сейчас обстоят дела?

- Сейчас очень интересно время. Оно не такое однозначное, и ощущается момент осмысления, момент размышления. А вот в какое русло направить это размышление, зависит во многом от режиссера, от педагогов. Наши режиссеры: и Евгений  Славутин, и Георгий Долмазян говорят, что тенденция последних лет в том, что с каждым годом приходят люди, с которыми все интереснее работать… Это поколение не только талантливых, но и более свободных. Сегодняшние студенты знают языки, они знают, что происходит в мире. В целом, ребята очень нравственные, толерантные и умеющие работать. Все последние поколения очень радуют.

- Какие ценности сегодня проповедует «МОСТ»?

- Спектакли  нашего театра  при всем своем разнообразии несут базовые духовные ценности. Нашим режиссерам удается, исключив из своих творческих ресурсов заведомую скандальность, непристойность, юмор ниже пояса и  агрессию на грани фола, создавать спектакли адекватные самым разнообразным запросам сегодняшнего зрителя.  Добрая энергетика, свет, радость, даже в трагических спектаклях – это та платформа, на которой мы сосуществуем с нашим зрителем в абсолютном взаимопонимании. Многие наши спектакли  задерживаются в репертуаре на многие годы. «Сирано» идет уже лет семь. Мы буквально недавно обнаружили, что 10 лет у нас идет спектакль «Милая Шура». В общем, постановки о том, что заставляет человека быть человеком, живут долго и счастливо. 

Наши последние две премьеры – спектакль «Тобио: Мастер кукол», поставленный Георгием Долмазяном, и спектакль «Дорой Бог», поставленный Евгением Славутиным, будут жить долго. «Тобио» - вообще полностью авторский спектакль: эту чудесную рождественскую сказку в стиле Диккенса сочинили два его основных создателя — режиссер и исполнитель главной роли Фамиль Велиев. В основе спектакля «Дорогой бог», созданного на основе романа  Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама», лежит очень драматичный, даже трагический сюжет. Но у нас получился светлый спектакль, во время которого зрители постоянно смеются. Потому что он сделан про ценность жизни, про то, какую радость могут дать настоящие друзья. Только что сыграли премьеру, а на следующий спектакль уже все билеты проданы. Знаете, судя по тому, как реагируют зрители, я думаю, это то, что сейчас нужно публике. Да, современное общество находится в кризисе, ежедневно мы слышим про убийства, миллиардные кражи, судебные произволы. Очень драматичная ситуация за окном, безусловно. Но именно поэтому мы  принципиально не хотим впадать в отчаяние или цинизм, нужно искать и находить  надежду. И прежде всего надежду на то, что в человеке невозможно убить «человеческое». Ведь добро, которое идет от человека к человеку, сохранит и веру, и надежду, и любовь.   

Выскажись!

CARCASS


!