Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс

Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс

Фестиваль «ТВОЙ ШАНС» традиционно проводится в мае, так что слово «маята» для театрального центра На Страстном приобретает новое, без сомнения приятное звучание. Основное отличие этого фестиваля от всех прочих заключается в том, что спектакли, представленные публике, не только сыграны молодыми актёрами, но и являются важной вехой в их учебной жизни. По правилам мероприятия, здесь играют студенты старших курсов театральных вузов, дипломники и недавние выпускники. Обширную программу, предлагаемую зрителям, мы, конечно, отсмотреть не могли, но специально выбрали такой спектакль, который должен показать весь дух студенческого театра. Итак, 25 мая мы посетили театральный центр На Страстном, в котором курс А.М. Зеланда (Санкт-Петербургская Государственная Академия Театрального Искусства) играл спектакль «Итальянские каникулы» по мотивам комедии Шекспира «Много шума из ничего».
Первое, что бросается в глаза в современном театре – это попытка осовременить классические сюжеты. И в этом смысле Арвид Зеланд не смог догнать своих более знаменитых коллег, за что ему огромное спасибо. Дань современности в его постановке ограничилась лишь не совсем понятным современникам Шекспира лексиконом, да оригинальным ходом в самой первой сцене, в которой Дон Педро, приезжая в гости к Леонато, несколько раз отвечает на звонки по телефону, каждый раз обращая внимание нерадивых абонентов на то, что они не вовремя. У Дона Педро КА-НИ-КУ-ЛЫ! Итальянские каникулы.

Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс

Говорить о сюжете, думаю, не стоит, так как эта важная составляющая оригинального произведения практически не изменена, хотя некоторые подробности ушли в тень. К примеру, о том, что молодые люди приезжают в гости к Леонато с войны, не упоминается вообще. Актёры Театра на Моховой создают непередаваемую атмосферу блаженной безмятежной жизни, в которой, конечно, места войне нет и быть не может. Всё место действия очень похоже на пляж, и на этом фоне особенно ярко проступает контраст между понятной ласковой природой Италии и людской завистливостью, злобой и хитростью. Немного изменена и финальная сцена. Вместо двух свадеб Шекспира здесь мы видим три свадьбы – добавляется ещё и неожиданный брак Леонато, на радостях женившегося на служанке.

Принимая во внимание, что играют на этой сцене студенты, остаётся только удивиться их мастерству и подготовленности. Наверняка, существуют в театральном мире какие-то свои параметры, по которым оценивают спектакль и работу труппы профессионалы, лично мне они неведомы. Я могу лишь сказать, что актёры по-настоящему живут своими ролями. Насколько это трудно сделать в комедии, можно представить, вспомнив наверняка имевший место в жизни каждого из нас случай, когда мы рассказываем какую-то старую избитую шутку и никому не смешно. Так вот, Шекспира читали все, многие шутки тоже не новы, но зал радостно отзывался на любую юморную сценку. А знаете почему? Нет, они вовсе не модернизированные и не опошленные. Просто актёры смогли немного иначе, чем в оригинале расставить акценты, создавая смешные моменты не только через общий смысл фраз и ситуаций, но и с помощью мимики, жестов, даже танцев и беспорядочных движений.

Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс

Что касается непосредственно игры актёров. Леонато (Александр Жиленко), особенно в момент, когда оформляется замысел представить Геро мёртвой, представляется зрителям чистой воды Мефистофелем. Есть в нём что-то такое дьявольское, фанатичное. Ну и бородка, конечно, тоже. Сама ситуация, описанная Шекспиром в комедии «Много шума из ничего», диктует определённые стандарты актёрской игры. Поэтому, внимание зрителей, прежде всего, приковано к Бенедикту и Беатриче – этим вечным столпам юмора и местами весьма жестокой иронии всего произведения. Именно поэтому актёры Анастасия Фомина (Беатриче) и Кирилл Щербина (Бенедикт) получили наибольшее внимание. Дон Педро в исполнении Тадаса Шимилёва также весьма харизматичен. В постановке он подчёркнуто одинок, устраивая чужую личную жизнь, но не имея возможности наладить свою. При этом, Дон Педро совершенно реалистично меняет настроение: казалось бы, только что перед нами был беззаботный повеса и гуляка, но уже в следующий момент мы видим разочарованного ошарашенного человека, который увидел несправедливость, почувствовал её, возмущён ею. Особенно сильно запомнился один эпизодический персонаж, отец Франциск. Потрясающе добродушное существо, столь блестяще сыгранное Сергеем Свищевым. Ещё один небольшой нюанс: были здесь и актёры с двумя ролями одновременно. Названный выше Сергей Свищев играл ещё и Булаву – одного из стражей. Второго охранника – Кизила играл Даниил Зандберг, замещавший также должность гонца. Обо всех замечательных актёрах, к сожалению, я сказать не успею. Полина Красавина – Геро, как и подобает её персонажу, больше молчала, лишь изредка прерывая это молчание гордыми словами, в которых практически никогда нет ничего смешного. Дон Хуан в исполнении Николая Карпова – настоящий злодей, причём спортивный и самоуверенный, спокойный с чужими и до жестокости требовательный к своим помощникам. Борачио с ирокезом на голове, разыгрывавший на протяжении всего спектакля этакого героя-любовника…

Настало время поговорить о визуальной составляющей. Сегодня в моде минимализм на сцене. Вся райская атмосфера передаётся прежде всего игрой актёров, и лишь некоторые штрихи обстановки позволяют углядеть какое-то визуальное подтверждение. Стулья-шезлонги, показывающие, что речь идёт именно о каникулах, одинокая классическая статуя, символизирующая Италию, да покрытый праздничной материей раскладной столик – всё, что указывает на свадебный антураж. Это заставляет актёров ещё более вдохновенно играть, ведь не только характеры их персонажей, но и вся атмосфера ложится на их плечи. Интересен и подбор костюмов. Подчёркивая современность сюжета, молодые люди выхаживают по сцене в джинсах и шортах. Девушки же, наоборот, облачены в платья, и лишь Мария Кулик, играющая протоколистку, одета в официальном стиле. Платья – разговор отдельный. Современным историям об отношениях полов свойственная определённая эротичность, что актёры ненавязчиво подчёркивали некоторыми намёками на весёлые пьяные ночки на отдыхе. Правда возникает вопрос: как современные представления о таком времяпрепровождении сочетаются с плачем обманутого Клавдио о фальшивой невинности Геро?

Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс

Вообще, есть в спектакле несколько спорных моментов. Первый я указал выше, он имеет отношение скорее к вопросам понимания Арвидом Михайловичем менталитета современной молодёжи и возможности его объединения с классическим сюжетом. Как говорится, творец всегда прав. Второй нюанс – манера представлять героев. Когда весёлая братия впервые появилась на сцене, они напоминали скорее молодых людей, немного дольше, чем нужно смотревших «Бригаду». Самое интересное, что это был единственный момент, оставивший не совсем положительное впечатление. Через несколько минут мне показалось, что молодые люди сбросили эти маски и стали простыми человеками со свойственными всем человекам проблемами, метаниями и так далее. Но эти маски оставили не очень приятное впечатление, и я был бы очень удивлён, если бы выяснилось, что молодёжь с такими настроениями только что вернулась с войны. Так что, война выпала за рамки спектакля не зря.

Больше негатива не будет, обещаю. Подведём итоги. Замечательная постановка Арвида Зеланда, как мне кажется, символизирует весь современный молодёжный (то есть ещё не заслуженный, не почивающий на лаврах) театр. Здесь – и робкий эксперимент, и динамика танца, смешанная со спокойствием лирических отступлений, здесь и песня, и сложный разговор. А ещё способность убеждать словом и жестом, а не красочными декорациями, возможность остро чувствовать несправедливость, которая за сотни лет никак не изменилась, здесь – мир, в котором символы так же имеют право на существование, как и вещи осязаемые. В конце концов, здесь просто много талантливых людей, живущих театром.

Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс Итальянские каникулы в рамках театрального фестиваля Твой Шанс

Выскажись!



!