Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Искусство // Иван Константинович Айвазовский – Повелитель морских глубин

Иван Константинович Айвазовский – Повелитель морских глубин

Иван Константинович Айвазовский – русский художник-маринист армянского происхождения прожил долгую жизнь и оставил после себя огромное и уникальное творческое наследие, подобного которому нет.
0 фото к материалу Иван Константинович Айвазовский   Повелитель морских глубин

Иван Константинович Айвазовский – русский художник-маринист армянского происхождения прожил долгую жизнь и оставил после себя огромное и уникальное творческое наследие, подобного которому нет.

Родился и вырос художник в Феодосии, в семье обедневшего армянского торговца Константина (Геворга) и Репсиме Гайвазовских. Родители художника были галицыйскими армянами, и отец писал свою фамилию «Айвазян» на польский манер – Гайвазовский. До того, как в 1812 году в Феодосии разбушевалась чума, эта семья была очень зажиточной. К сожалению, потом состояние поправить не удалось, и детство художника протекало в величайшей бедности. Однако, видя талант мальчика, многие помогали ему. Вначале он учился у местного архитектора, а позже, при поддержке бывшего феодосийского градоначальника А.И. Казначеева, в 1831 году поступил в Таврическую гимназию. Уже в 1833 году художник попадает в петербургскую Академию Художеств, в пейзажный класс профессора М.И. Воробьева. Пейзажи удавались Айвазовскому на славу, однако становление его именно как мариниста произошло не сразу. Да и неизвестно, произошло бы оно, не появись в Петербурге французский художник Ф. Таннер, владеющий различными приемами изображения воды. Он сразу обратил внимание на талантливого молодого человека и взял его себе в помощники. Результаты не заставили себя ждать: за этюд «Воздух над морем» художник получает серебряную медаль второго достоинства. А вскоре на академической выставке он предоставляет общественности 6 картин, которые были встречены с наивысшими похвалами, и за которые Айвазовскому в награду последовала золотая медаль первой степени. Подобная награда давала право художнику обучаться за границей, но ввиду совсем юного возраста, Айвазовского отправляют в Крым на 2 года. Оказавшись в родных краях, которые он любил до самозабвения, Айвазовский с жаром принялся за написание новых картин, прекрасных, полных романтической атмосферы и насыщенных красок. Самые известные из них, это «Лунная ночь в Гурзуфе» и «Морской берег».

С детства грезивший подвигами героев, Иван Константинович с энтузиазмом принял участие в военно-морском походе к кавказским берегам, во время которого познакомился с будущими героями Севастополя и флотоводцем Лазаревым. Эти дружеские и теплые отношения сохранялись, впоследствии, на протяжении всего жизненного пути мариниста.

Чуть позднее Айвазовский принимает участие в другой вылазке военного характера: в качестве художника – в десанте на Субаши. Картина «Высадка на Субаши» запечатлела события того дня… В 1841 году художник немного видоизменяет свою фамилию, убирая начальную букву «Г».

С 1840 года начинаются заграничные путешествия. Первым местом, куда попал Айвазовский, оказалась, конечно же, Италия, страна-покровительница искусств. Пожалуй, свои наиболее романтичные картины Айвазовский написал именно здесь: «Буря», «Хаос», «Неаполитанские ночи». Так же он не раз бывал во Франции, Испании, Голландии, Германии; бывал и в Египте - на церемонии открытия Суэцкого канала. В память о той поездке осталась великолепная картина с панорамным видом на канал, и множество сюжетных зарисовок с бытом египтян и природой тех мест. Однако, где бы не бывал Айвазовский, его всегда неудержимо влекло назад домой, к Черному морю. Из своей итальянской поездки он возвратился на 2 года раньше, чем полагалось. В России он получает звание профессора Академии художеств и ее почетного члена. Также он является членом Штутгартской, Флорентийской, Римской и Амстердамской академий искусств.

Айвазовский быстро достигает общественного признания, и государственного также: ему поступает поручение – написать все военные порты Балтийского моря. На выполнение заказа ушла зима 1844-1845г. Военно-морское ведомство Российской Империи присудило Айвазовскому почетное звание художника главного морского штаба с правом ношения адмиралтейского мундира.

Придворным художником Айвазовский так и не стал. Не смотря на доброе отношение к нему в Петербурге, он возвращается в Феодосию, где строит дом и мастерскую с прекрасным видом из окон. Дом – по собственному проекту, в лучших традициях итальянского ренессанса. В этом доме Айвазовский остался навсегда. В Петербург он лишь выезжал зимой, чтобы устраивать выставки. Впрочем, выставки его картин проводились не только в Петербурге, но и за границей. Помимо этого, Айвазовский еще до появления движения передвижников, которое во многом было ему близко, стал устраивать выставки в провинциальных городах России. Доходы от выставок шли в основном на благоустройство родного города. Также на эти деньги он основал художественную школу, выпускниками которой позже стали Л. Лагорио, А. Ганзен, А. Феслер, и М. Латри. Айвазовский является основателем Киммерийской школы живописи, которой были свойственны яркость, красота на грани фантастичности, игра красок. Чаще всего последователи этого направления не изображали на своих полотнах человека, а лишь первозданную стихию. Сам Айвазовский писал портреты, но мало: говорил, что чувствует себя неловко при изображении человека.

Айвазовский поддерживал дружеские отношения со многими деятелями русской культуры своего времени: Брюлловым, Глинкой, Жуковским, Крыловым, Гоголем, художником Ивановым и Пушкиным, которого считал своим идейным вдохновителем. Что правда, то правда, поэтичности в маринах Айвазовского не занимать. Эпичность, яркость, трагичность, романтика – все это в них есть. И даже в сдержанных сепиях присутствует своя, особая поэтика. В последние годы своей жизни художник посвятил великому поэту целый цикл замечательных картин: «Прощание Пушкина с Черным морем», «Пушкин у Гурзуфских гор».

Айвазовского отличал высокий профессионализм и какая-то невероятная легкость в процессе творения. Даже самые трагичные, казалось бы, картины, не несут на себе отпечатка мрака. Взять тот же «Девятый вал», который благодаря цветовым решениям совершенно не угнетает, и не пугает, а выглядит удивительно гармоничным и каким-то светлым.

Айвазовский был также известен как пейзажист Украины и Кавказа, этой теме посвящено немало замечательных картин. Для создания картин художник использовал самые разнообразные приемы и материалы. Его техника рисования отличалась безукоризненностью на грани совершенства. Айвазовский виртуозно владел как различными видами красок, так и тушью.

Одной из основных тем творчества этого, несомненно, величайшего художника были батальные сцены. Как уже говорилось, он и сам во многих военных действиях принимал участие. Баталиям посвящено множество картин, поражающих своей грандиозностью и детальностью. Наиболее яркие батальные картины связаны с осадой Севастополя, и борьбой жителей острова Крит против турецкой оккупации. Иван Константинович прожил очень интересную, полную событий долгую жизнь. Умер он во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля» в ночь на 19 апреля 1900 года. До самой смерти он трудился, не покладая рук. Творческое наследие Айвазовского огромно – 6000 картин.

Похоронен художник у себя на родине, в Феодосии, на территории старинной армянской церкви.

В 2007 году в Кронштадте ему воздвигли первый памятник, по проекту заслуженного скульптора Владимира Горевого.

Выскажись!

FOLK SUMMER FEST 2017 (KORPIKLAANI, TYR, АРКОНА И ДР.)CHELSEA GRIN


!