Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Музыка // Иван Царевич возвращается: немного воспоминаний о былом

Иван Царевич возвращается: немного воспоминаний о былом

Уже 8 апреля группа Иван Царевич представит слушателям свой новый альбом "Звезда Руси", вышедший после многолетней работы. Фанаты регулярно, примерно раз в год, интересовались тем, где же пластинка, но много ли верных поклонников дождалось альбом? Скорее всего, немало. Как бы то ни было, имеет смысл вспомнить времена расцвета, благо, у нас была возможность понаблюдать за развитием коллектива, так сказать, с близкого расстояния.

Текст на правах субъективных воспоминаний.

0 фото к материалу Иван Царевич возвращается  немного воспоминаний о былом1 фото к материалу Иван Царевич возвращается  немного воспоминаний о былом2 фото к материалу Иван Царевич возвращается  немного воспоминаний о былом3 фото к материалу Иван Царевич возвращается  немного воспоминаний о былом4 фото к материалу Иван Царевич возвращается  немного воспоминаний о былом5 фото к материалу Иван Царевич возвращается  немного воспоминаний о былом6 фото к материалу Иван Царевич возвращается  немного воспоминаний о былом7 фото к материалу Иван Царевич возвращается  немного воспоминаний о былом8 фото к материалу Иван Царевич возвращается  немного воспоминаний о былом

Картина 1: Презентация "Иду на Вы!"

Спокойные жирные нулевые. В России любому бизнесу найдётся место - если правильно делиться, можно заработать на чём угодно - публика готова вкушать излишества. Неплохо себя чувствуют рок-магазины, сегодня явление почти архаичное. Тут всегда толпы, как покупателей, так и стрёмных личностей, заходящих послушать - всегда играет что-нибудь забористое, чаще - западное. Такие магазинчики - центры притяжения, основной источник информации о современной андеграундной сцене. Курская, Петровско-Разумовская, Сухаревская - у метро и на всём пути до точки - ориентиры в виде брутальных молодых людей и девушек с длинными чёрными волосами, в обтягивающих штанах.

Внутри рок-магазинов - полки с музыкой, мерч, на стенах - плакаты с рекламой актуальных концертов. Если хочешь заявить о себе, займи плоскость стен, подложи диски, попроси повесить на виду майки и портфели.

Мы носимся по Москве, проталкивая в точки всё, что связано с Царевичами - пристраиваем билеты (предварительно договорившись о том, за какие деньги магазины их будут загонять, наценка у них сумасшедшая, объёмы продаж минимальные), диски (в половину, а то и в треть цены, деньги сразу), вывешиваем плакаты с боем и уговорами. На протяжении нескольких недель до концерта нужно ходить по точкам, проверять - всё ли висит на месте, есть ли диски, или надо донести, не кончились ли билеты.

Валера Наумов регулярно встречается со своей "дружиной", как он ласково называет наше сообщество мальчишек и девчонок, страдающих от недостатка общения. Непонятно как, но у него получается на какое-то время сплотить коллектив если не единомышленников, то хотя бы заинтересованных людей.

Сама презентация проходит хорошо: зал "Точки" не битком, но весьма заполнен, клуб арендован за счёт группы - Царевичи всегда готовы идти на финансовые жертвы ради своего творчества. Собирается пресс-конференция, на которой ещё нет кучи журналистов с музыкальных порталов (их в принципе в природе - раз-два и обчёлся), зато есть люди с камерами. В зале - подурневшие за отсутствием Лесьяра, скучные Butterfly Temple, ещё не вкушающая мировую славу Аркона во главе с совсем молоденькой Машей, звучащей уже уверенно и раскатисто. На сцене также появляется Э.С.Т., попавший совершенно не в свой зал, но усиленно не замечающий диссонанса. Жан ещё жив, такой подвижный, лишённый пафоса мастера, некогда стоявшего на одной сцене с AC/DC, Metallica, Pantera. Анархия проникает в собравшихся, начинается слэм, присутствующие радостно топчут пол под песни на стихи батьки Махно.

Иван Царевич презентует "Иду на Вы!": долго, с толком отстраивается, играет уверенно, мощно, эпично. Тут впервые становится понятно, что группы времён первого альбома больше нет - перед нами большие профессионалы, шикарные аранжировщики, но всё-таки кое-чего группа лишилась уже тогда - иронии.

Первая тестовая пластинка всё-таки обладала этой важной особенностью, ведь без иронии невозможно жить в принципе. Она необходима, как воздух, особенно когда в воздухе времени почти нет кислорода. Но паники по этому поводу пока нет - всё-таки, вторая пластинка Царевичей отличается отменным качеством, сложными инструментальными партиями, присутствует запоминающаяся мелодия, так хорошо считываемая во время живых выступлений. Царевичи - короли зала, с этим невозможно спорить. Предприятие, потребовавшее кучи денег, труда десятков человек, нервов, завершилось оглушающим успехом, и коллектив отправляется писать третью пластинку.


Картина вторая: Закулисье

Мы сидим на репетиционной базе группы Иван Царевич. В цоколе музыкальной школы, в глубине дворов на северо-востоке Москвы, заметный ажиотаж, тут всегда что-то происходит: либо репетиция, либо настройка, либо обед. Атмосфера - рабочая, вполне серьёзная. Валера с увлечением рассказывает о том, как проходят будни эпик-метал группы. В этом доме домов отсматриваются кассеты с живыми выступлениями западных звёзд - ищется муза, идеи для концертов, сравниваются подходы. Отменно оборудованная студия используется по назначению - музыканты оттачивают свои партии и многократно их записывают, стараясь добиться идеального звука.

Валера играет на гитаре - показывает нам новые песни с грядущей "Звезды Руси". Это - конец нулевых, но многие композиции уже готовы, некоторые - авторства Лео Хао, работавшего над обложкой предыдущего альбома группы. Главный Царевич говорит о них с нежностью и воодушевлением, коротко описывает Страду, видно, что песня ещё не готова, зато прямо при нас играет и поёт "Ведаю", попутно объясняя суть композиции. Видно, что это доставляет Валере удовольствие, но, конечно, в акустическом исполнении песня не играет - не хватает глубины звука.

Уже тогда чувствуется ещё один заметный поворот в творческом методе Царевичей, который вызывает беспокойство. В новых песнях не слышно запоминающейся мелодии - можно без особого труда представить всю канву композиции, можно даже пофантазировать о роскошных, профессиональных аранжировках, но мелодия не читается. Как окажется позже, опасения были вполне оправданными - убив иронию и запоминающуюся мелодию, Царевичи полностью сконцентрировались на патриотическом эпосе.

Уникальный стиль сохранился - аналогов ИЦ на отечественной сцене так и не образовалось, но содержание стало однобоким, слишком возвышенным и мессианским, что хорошо с точки зрения максималистичной молодёжи, но плохо для слушателя постарше, интересующегося музыкой, а не только заложенными в песнях идеями. Очарование первой пластинки, и запоминающаяся мелодика второй, кажется, были утрачены. Впрочем, время покажет.


Картина третья: (Фолк)реабилитация

Мы в кислотном клубе Город, который удивлённо встречает волосатых и бритых гостей. Позже этот зал будет несколько раз переименован, в нём будут травиться паршивым левым пивом, здание закроют на реконструкцию, которая идёт (идёт ли?) до сих самых пор. Если вам название Город ни о чём не говорит, подумайте, возможно современное название ТеатрЪ вам скажет больше?

Тут проходит мероприятие под названием Фолкреабилитация. Атмосфера в зале напряжённая. В ВИПах сидят незнакомые нам взрослые господа, возможно, имеющие отношение к организации концерта. На дворе, если мне не изменяет память, начало десятых годов, и на концерте присутствуют члены ещё не распущенного ДПНИ и уже признанного экстремистским Славянского Союза - боевые ребята, многие из которых в масках, пришли ближе к концу концерта и устроили настоящую баню, хотя не совсем понятно, по какой причине.

На сцене играют Ветер Воды, известные тем, что сильно нравились лидерам общественных объединений, и Дом Ветров, которые оказались словно в медвежьем капкане. Вокалист пытается перевести крики из зала о славе России и славе русского человека в шутку, но залу нужно другое. Зал, в лице нескольких особо яростных сторонников, кричит ему в лицо что-то о величии Перуна, а мне жалко ДВ, которые сегодня впервые представляют свои новые песни - отменные, по качеству способные поспорить чуть ли не с творчеством хедлайнеров. Очень неудобно - до сих пор помню ощущение стыда, словно это я стою и кричу в лицо Мирошниченко, мешая ему играть такие новые, такие продуманные и отточенные композиции.

На сцене появляется и Калевала - ещё один осколок ещё одного Лесьяровского проекта, на тот момент ещё довольно беззубый. Сегодня сложно поверить, но тогда Калевала выглядела младше и слабее всех. Кто мог предположить, что она так быстро обрастёт мясом и станет коллективом первого дивизиона в своём сегменте?

Царевичи выходят в самом конце, и господа в масках, словно дождавшиеся сигнала, вламываются в зал, устраивая азартное побоище. В гомоне зала тонут слова о добре и свете, о братстве, любви и прочих высоких материях.


С тех пор миновало много лет.

Когда-то патриотическое движение было в андеграунде. Потом государство перехватило инициативу, почувствовав, что общество, уставшее от рынка и отсутствия ориентиров, усиленно клонится вправо - потому и избавились быстро от всех националистических организаций, которым на игровой доске среди крупных игроков, конечно, делать было нечего. Устранились и фестивали, вроде "Слава России, слава Москве", необходимость в которых отпала - телевидение и мейнстрим уже начали присматриваться к новому необъятному полю деятельности.

Как Иван Царевич зазвучат сегодня? Станет ли презентация местом ностальгических встреч, или Царевичи внесут какое-то новое слово в повестку дня?

Узнаем 8 апреля. 

Иван Царевич возвращается.

Выскажись!



!