Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Измеряя Мир. Рецензия

Измеряя Мир. Рецензия

Под фестивальным кино обычно подразумевается очередная "сложная экзистенциальная артхаусная драма", причем не в лучшем смысле этого словосочетания. Но "Измеряя Мир" такому определению не соответствует. Его вообще довольно сложно причислить к какому-либо жанру. Об этом говорит режиссер картины Детлеф Бук после премьеры: "это не комедия и не драма, и не типичный экшен - здесь всего понемногу".

0 фото к материалу Измеряя Мир  Рецензия

"Измеряя Мир" - это фильм-приключение, фильм-путешествие и фильм-откровение. В основе сюжета лежит одноименный роман Даниэля Кельмана, который режиссер называет одной из своих любимых книг. Это, безусловно, крайне положительно сказалось на сценарии, который является точным отражением книги. Превратить книгу в фильм, добиться точности и правдоподобности - вот, что было на первом месте, по словам Бука. Что ж, можно с уверенностью сказать, что эта цель достигнута.

Действие разворачивается в Германии начала XVIII века, и повествует о двух немецких ученых эпохи Просвещения - естествоиспытателе Александре фон Гумбольдте (Альберт Шух) и математике Карле Гауссе (Флориан Давид Фиц). Во главе угла - не только национальная и мировая значимость их открытий, но и яркие личности ученых.

Александр фон Гумбольдт - выходец из знатной семьи, ему прочат хорошую должность и скорую женитьбу. Но мысли юного аристократа далеки от родной Германии и вскоре он добивается желаемого, отправляясь исследовать далекие земли и вовсе не собираясь возвращаться на родину. Вместе со своим приятелем французом Бонпландом (Жереми Капоне) он изучает и описывает только что открытый континент - Америку, а сведения отправляет своему брату. Письма Гумбольдта печатают в газетах, его имя на устах у каждого - от немецкой знати до простого люда.

"Если что-то тебя пугает, это нужно измерить" - так рассуждает естествоиспытатель Гумбольдт. Всё неизведанное вызывает у него маниакальное желание - узнать. Его способ измерить мир - эмпирический. Расхаживая в идеально сидящей военной форме по джунглям, типичный немец отлавливает местную живность на чучела, изучает обычия людоедов-туземцев, поднимается высоко в горы... Его занимает всё - от количества вшей на голове у пышногрудой чернокожей дамы до энергопроводимости мертвого морского угря. Вшей Гумбольдт считает не иначе, как собственноручно, а электричество проводит через собственное тело. Можно только поразиться стойкости, храбрости и бьющему через край энтузиазму немецкого аристократа, променявшего комфорт на знания.

Сказать, что жизнь Карла Гаусса сложилась иначе - значит, ничего не сказать. Он родился в бедной семье и рос в условиях, которые можно смело назвать социальным дном. За выдающиеся способности в математике он получал... от учителя - порку перед всем классом, от одноклассников - пинки на улице, от родителей - призывы заняться чем-нибудь нормальным. И так - пока учитель не разглядел в нем "второго Канта" и не выбил для него стипендию.

История Гаусса - это история одинокого человека, чей гений не был понят или оценен. Он посвятил жизнь созданию теории чисел: в горы не забирался, но смело прочертил вверх ось координат. "Наука - за письменным столом" - скажет он Гумбольдту, когда они встретятся, будучи стариками. И в этой фразе его суть. Кабинетный ученый Гаусс создал великий труд, женился и завел детей. Как родился в нищете, так и прожил, работая преподавателем математики в университете.

Две параллельные прямые жизней Гумбольдта и Гаусса пересекаются лишь тогда, когда оба ученых седы, сварливы и полны взаимного пренебрежения. Гумбольдт для Гаусса - заносчивый павлин, и вообще не ученый. Гаусс для Гумбольдта - поросшая мхом древность, просто чудаковатый старикашка. Найти общий язык этим двоим не суждено, да и не больно нужно... Одно объединяет их: детское любопытство к неизведанному, которое им удалось пронести через всю жизнь. Жажда познания - острая, как необходимость человека в воздухе. Стремление измерить мир.

"Измеряя Мир" - тот редкий случай, когда формат "3D" действительно оправдан. "Наш оператор только вернулся после съемок "Гарри Поттера". Когда мы начали снимать, хотелось сделать красивую картинку, художественную. А не материал для последующих спецэффектов" - говорит Детлеф Бук на конференции. "Картинка" действительно поражает воображение. Все эти бурлящие водопады, непроходимые джунгли, бескрайние воды океана и снежные просторы гор... Всё это так близко, словно ты находишься не в кресле кинотеатра, а просто... выглядываешь из-за плеча Гумбольдта.

А это ведь главный показатель хорошего кино. Когда ты смотришь, и забываешь, кто ты такой, зачем ты сюда пришел, и что ждет тебя в реальном мире. Ты растворяешься в воздухе и вместе с теплым попутным ветром отправляешься в путешествие - в удивительный мир науки, далекого прошлого и экзотических стран.

Выскажись!

LORDI


!