Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Как вверху, так и внизу

Как вверху, так и внизу

2 октября в отечественном прокате стартовала новая картина от хоррор-сказочников, сценаристов братьев Джона и Эрика Даудлов – «Париж. Город мёртвых». Всем любителям леденящих кровь историй в этот раз представится уникальная возможность очутиться в новой, недоступной ранее не только простым смертным, но и киношникам локации – парижских катакомбах.

0 фото к материалу Как вверху  так и внизу1 фото к материалу Как вверху  так и внизу2 фото к материалу Как вверху  так и внизу3 фото к материалу Как вверху  так и внизу4 фото к материалу Как вверху  так и внизу5 фото к материалу Как вверху  так и внизу6 фото к материалу Как вверху  так и внизу7 фото к материалу Как вверху  так и внизу8 фото к материалу Как вверху  так и внизу

Авантюристка и обладательница незаурядного интеллекта Скарлетт Марлоу никак не может смириться с преждевременной кончиной своего отца. Всю свою жизнь он посвятил поискам философского камня, якобы изобретённого в 14 веке французским алхимиком Николасом Фламелем, однако приблизиться к разгадке так и не смог. Зато приобрёл сомнительную славу спятившего учёного, что и привело к его скоропостижному уходу. Желая вернуть отцу доброе имя, Скарлетт решается сама взяться за поиски и найти дарующий бессмертие артефакт, чего бы ей это не стоило. На пути к своей цели она не остановится ни перед чем: будь то кишащие неупокоенными душами, устланные костями подземные лабиринты или же сам дьявол. Девушка готова пойти по трупам, в том числе и по трупам своих друзей...

Вряд ли многие из вас в курсе, но Париж действительно в самом прямом смысле этого выражения является не столько городом живых, сколько мёртвых. А началось всё в далёком 17 веке, когда на окружающих французскую столицу кладбищах закончилось место. Людей больше негде было хоронить – из земли то и дело показывались свежезарытые трупы. Не ведая спасения, многие годы жители парижских окрестностей изнывали от невыносимой вони и испарений гниющих тел бывших сограждан, закопанных у самой поверхности.


Но однажды затянувшийся сезон дождей окончательно уничтожил мизерный слой почвы над останками и вымыл из окрестных кладбищ большую часть захоронений. Полчища трупов расплылись по окрестностям Парижа, и волевым указом тогдашнего короля Франции Луи XVI началось перезахоронение покойников в подземельях столицы. В течение 12 лет туда свозили все трупы, «уплывшие» с кладбища. А начиная с Великой Французской Революции и вплоть до 1860 года людей хоронили сразу в катакомбах, разросшихся тем временем на 290 км в ширину и около 5-ти этажей в глубину. В итоге общее число погребённых под городом достигло 6-ти млн, что на 3 млн больше численности его ныне живого населения.

Так что в каком-то смысле отечественные улучшатели оригинальных названий зарубежных фильмов были правы, адаптировав имя картины как «Париж. Город мёртвых», вместо данного создателями «Как вверху, так и внизу» - цитаты из «Изумрудного скрижаля» Гермеса Трисмегиста. Если совсем поверхностно трактовать данное изречение – земной мир является отражением мира божественного, и всё, что мы имеем здесь, мы найдём и по ту сторону. Собственно, картина как раз-таки и строится на осмыслении данной теории и проверке её на практике, мёртвые здесь выступают лишь как специфический фон… Но переводчикам виднее, на чём стоит акцентировать зрительское внимание, тем более что из коммерческих соображений выбранное название действительно звучит куда более привлекательно, нежели оппозиция верха и низа. По крайней мере, привлекательнее для своих непосредственных адресатов – любителей хорроров.


Однако авторам ужастика оказалось недостаточно одного, уже самого по себе пробирающего факта, что люди, буквально из сердца цивилизованной Европы, спокойно живут на трупах столько лет, словно какая-то страна третьего мира, выбрасывающая своих покойников в Ганг - и те, и другие никак не могли и не могут позволить себе их сжигать. Сюда же приплели историю о философском камне, чаше Грааля и, может быть, еще чего, преподнеся это в ... нет, не в стилистике «Индианы Джонса», как виделось создателям фильма, а, скорее, в виде жутковатой пародии на «Лару Крофт» (у главной героини и коса, и обтягивающая майка, и незаурядные умственные способности (правда, с креном в сторону сумасшествия), и даже мёртвый папаша-исследователь).


Здесь также можно найти множество параллелей с «Кодом Да Винчи» или «Сокровищами нации», а также «Невероятными приключениями Адель» - при просмотре все эти картины тут же всплывают в памяти и невольно начинаешь их сравнивать. Увы, но все сравнения не в пользу фильма. За исключением, разве что, «Кода Да Винчи» - «Париж» всяко подинамичнее и смотреть его не скучно. 


Да и остальным картинам он проигрывает лишь потому, что не тот жанр – не стоило сложенному по всем правилам, очень атмосферному ужастику прививать элементы приключенческого фильма нулевых – реализация их в пространстве триллера оказалась весьма забавной и настолько же уместной, как пятая нога у собаки. Речь здесь о типичной завязке истории на раскопках в какой-то экзотической стране, с неотъемлемым улепётыванием героя, вербовке отчаянной команды из всех зон досягаемости, лёгкой ностальгически-романтической линии бывших возлюбленных, воссоединяющихся в опасном путешествии, всепобеждающей и абсолютно неуязвимой расхитительнице катакомб, главной героине и т.д. Но скомканное проигрывание в картине всех этих элементов лишь повышает в ней градус абсурдности.


Что же касается традиционных штампов-атрибутов ужастиков, то с ними тут все в порядке: все и даже больше, чем надо, в наличии. Начиная с истеричного чернокожего оператора (да здравствует «Крик 2»), в исполнении Эдвина Хоуджа («Судная ночь»), и включая раздолбанное пианино (похоже, это какая-то новая мода - клавишные фигурируют в 90 процентов всех последних ужастиков, в том числе в сравнительно новом триллере «Избави нас от лукавого»), мстящих преданных друзей («Я знаю, что вы сделали прошлым летом»), сатанистов, мертвых родственников, замкнутое пространство и тд. Пикантности картине добавляет и тот факт, что снята она не в искусственных декорациях, а в реальных катакомбах с реальными покойниками. Вернее, в их открытой для посещения части... потому что всё остальное проклято и запечатано. Звуковое сопровождение, исполненное Кифесом Чанции, всеми своими внезапными и гнетущими обертонами, потусторонним хором и неясного происхождения шумами, леденит поджилки не хуже происходящего на экране, хотя зрелища местами и не для слабонервных. 

Визуальная же составляющая, исполненная в жанре любительской съёмки, выше всяких похвал. Только это не любительская сьемка аля «Паранормальное явление», а хорошо срежиссированная, мастерски смонтированная и профессионально отснятая на профессиональные камеры сьемка от 1-го (преимущественно) и 3-го лиц. Вдобавок к этому здесь очень красивый актерский состав, что сейчас большая редкость (здесь даже неупокоенные души и трупы, очевидно, при жизни были симпатяжками). Хотя их профессиональные способности временами и вызывали сомнение. Разве что актриса, сыгравшая концертмейстера хора сатанисток, удостоится какой-нибудь премии за роль 2-го плана: так красноречиво и жутко, безмолвно взирать на придурков, по доброй воле полезших в катакомбы...

 
«Да здесь много ненормальных шатается» - поясняет лидер катофиллов Папильо (Франсуа Сивиль), когда экспедиция внезапно натыкается на этот самый хор. Хотя, после взгляда вышеупомянутой сатанистки, всем в зале становится очевидно, что единственные ненормальные тут – это члены данной экспедиции. Потому что, в отличие от некоторых, сатанисты не лезут в проклятые туннели и не ищут приключений на мягкое место. Хотя действие их «волшебных» песенок героев явно не обошло стороной…


Одержимость главной героини иначе, как ненормальностью, тоже не объяснишь. «Да с обратной стороны все равно никто не заметит!» - бросает Скарлетт напарникам, царапая только что отодранное от стены в Лувре (естественно незаконно) надгробие Николаса Фламеля. И так весь фильм. По большому счёту, именно поэтому его было не так страшно смотреть – все в тайне ждали, когда же, наконец, главную героиню замочат за её выкрутасы. 

Из сказанного выше уже можно представить, что нелепостей в «Париже», как и в любом нормальном ужастике, выше крыши. Например, вырядившиеся в белое и кеды герои, отправившиеся исследовать прогнившие подземелья. Или эпизод, когда перед исследователями внезапно возникает пропавший без вести 2 года назад катофилл Крот, но, оправившись от ужаса, они дружно доверяются призраку и весело идут за ним, даже не попытавшись выяснить, откуда он взялся. «Ааа, это же Крот, который 2 года назад без вести пропал в этом проклятом туннеле! – Так чего же мы тогда ждем?! Скорее пойдемте за ним в этот самый проклятый туннель!!!» И далее в том же духе. Встреча с призраком, однако, получилась очень даже правдоподобной – до съёмок данной сцены исполнители главных ролей не были в курсе, что в гроте их уже поджидает загримированный Косме Кастро, поэтому испугались на самом деле. Но все эти несуразицы меркнут перед 2-х минутным пробегом героини туда и обратно по пути, который она с командой преодолевала полтора часа и на котором оставила три трупа... И еще смехо-убийственней, что за эту пробежку она дважды вмазала по роже бедному зомби, при том, что второй раз зомби уже явно не хотело никого трогать, оно просто не успело уползти с дороги - конечно, если все носятся как молнии туда и обратно-то!

Концовка также ломает все стереотипы. Если до нее фильму хочется поставить 9, или, может, даже 10, за атмосферность, динамичность и множество неожиданных и пугающих поворотов, то финал снижает оценку минимум на 6 пунктов. Увы, ложка дегтя портит весь мёд. Однако если вы из числа любителей поржать над несуразицей кошмаров с первых рядов, в то время как всем остальным очень страшно – «Париж. Город мертвых» самый подходящий для этого фильм. Интересный сюжет и полное погружение в атмосферу подземного кладбища ждут вас. Плюс, в качестве бонуса, глубокая нравоучительная идея в подкорке фильма: нельзя избавиться от своих страхов иначе, как столкнувшись с ними лицом к лицу, что, в случае наших героев, происходит буквально. Так что смотрите, но помните – на концовку лучше вообще забить и додумать самому. Всяко выйдет интереснее.

Выскажись!



!