И хотя Рада и Терновник существуют с далекого 91-го года, я познакомилась с этой группой совсем недавно, наткнувшись на один из отчетов о прошедшем концерте. Меня тогда поразила удивительная многоликость и глубина коллектива. Словам, которыми описывали концерт этой группы, позавидовали бы многие видные исполнители. Мне захотелось обязательно сходить, услышать, убедиться самой, что все действительно так, как говорилось в том отчете.
Группа Рада и терновник поразила меня. Атмосферой, звуком,
текстами. Все напоминало таинство. Люди, собравшиеся вокруг сцены, как возле костра,
сидели и внимали происходящему. Живой вокал и манера подачи создавали
уютную дымку, переносящую всех присутствующих куда-то далеко из центра
Москвы в глубину леса. И вот мы словно бы сидим перед огнем в лесу и
становимся хранителями какого-то глубокого знания. Возможно,
для людей, никогда не слышавших группу, звучит довольно странно, но на мой
взгляд получалось все довольно органично. Музыка, завораживающая, и
поражающая своей многогранностью, пронизывающий вокал, плавные движения.
Рада и Терновник вобрала в себя кучу разных стилей, создав при этом что-то совершенно свое. Если визуальное впечатление ориентирует
неподготовленного слушателя больше на фолковые направления (внешний вид
участников группы, странные музыкальные инструменты разных народностей),
то по факту можно встретить элементы и эмбиента, и idm’а, и пост-рока.
Учитывая, сколько в нашей стране любителей этих направлений, мне немного странно, что Рада до сих пор не собирает большие
клубы. Одним словом, я была приятно удивлена обилием музыкальных граней
этого коллектива. Возвращаясь к теме "странных инструментов", в этот
вечер в зале присутствовали плоские колокола, выдававшие совершенно потрясающие
звуки.
Как было заявлено в начале, нас ожидало путешествие по книге "Бегущая с волками.
Женский архетип в мифах и сказаниях". Путешествие само по себе началось
почти сразу, как потерялось ощущение того, что ты находишься в Москве. Что
же касается книги, то, к сожалению, читать мне ее не доводилось. Но я
нашла много отзывов на просторах сети. Книга, в первую очередь, о женщинах
и для женщин. О том, как женщина отрывается/отделяется от своей внутренней
сущности в условиях современного мира. Как ее исконные желания, привычки,
обязанности теряются в водовороте и суете настоящего. В книге через сказки, предания,
мифы пытаются восстановить разорванную связь, передать накопленный веками
опыт и обратить женщину внутрь себя, внутрь своей женской природы, вернуть
ее к "первоисточнику". Мне кажется, не зря в анонсе присутствовала формулировка "дикая женщина". Если немного абстрагироваться
от слова "женщина": что, собственно, представляют собой слова
"дикий" и "домашний". Дикий - тот, кто свободен и следует
лишь своим природным инстинктам. Домашний - тот, кто приручен кем-то и приучен делать что-либо для кого-то. Когда человек установил свою власть над
животным, и заставил его делать то, что он [человек] хочет, тогда стали
называть дикое животное, домашним. Через много поколений, эта одомашненность
вошла в привычку. Но ведь внутри каждого живого существа дремлет его
первобытная дикая сущность, как дремлет она и в женщине, которая
существует в мире мужчин и которой порой приходится следовать "мужским"
законам. Женщину сейчас, в некоторой степени, можно назвать "домашней".
12 декабря Рада и Терновник предлагали всем пришедшим попробовать пробудиться.
Опираясь на философию книги и собственное виденье, Раде удалось создать
невероятное звуковое и визуальное полотно для процесса "пробуждения".
Как говорилось в анонсе - пробуждение через музыку, через первобытные
ритмы, звуки шаманских бубнов и плоских колоколов, через пение. На концерте присутствовал и видео ряд, и гипнотические танцы танцовщицы
Кристабель, и мини сценки невербального театра “Сомнамбула”. Не обошлось и без традиционных
гостей Ульяны Шулепиной и Павла Боева (“Очелье Сороки”).
Рада завораживала не только своим голосом, но и сама по себе. Своими движениями руками, взмахами рук, плавным скольжением по сцене. Она была предельно серьезна и сосредоточена. Хотя приветствуя и представляя гостей, она на мгновенье выходила из образа и уютно улыбалась всем пришедшим. Между песнями звучали пространные рассуждения о женщинах, об их природной сущности. «Пространные» потому, что звучали они под какую-то музыку не от мира сего, заставляя сознание медленно качаться на волнах звуков и свободно пускать в свою голову любые возникающие образы. Участницами концерта было прочитано несколько сказок (сказок ли?): про песика, который доставил имена двух девушек своему хозяину, благополучно повлияв на его дальнейшую судьбу; про женщину с тюленьей кожей, оказавшейся пленницей охотника… Сказки также сопровождались музыкальными окантовками и в созданной атмосфере звучали интригующе.
Подводя итог, могу сказать, что мне все понравилось. В этот вечер в клубе ДОМ собралась очень разная публика. Хотя иначе и быть не могло у такого нетипичного коллектива, как Рада и Терновник. Люди сидели, стояли, лежали. «Что их привело именно в этот вечер?» - задавала я немой вопрос, рассматривая пришедших. Желание насладиться музыкой? Послушать Раду и проникнуться невероятной атмосферой, создаваемой группой и приглашенными участниками? А может они хотят узнать подробнее про книгу Пинколы Эстес? Я пришла из любопытства, посмотреть, что же это за музыкальное явление на отечественной сцене, о котором мне доводилось слышать удивительные вещи. И, удовлетворив свое любопытство, могу сказать, что приду еще не раз. Прикоснувшись к тому, что делают такие группы как Рада и Терновник, ты идешь домой вдохновленной, задумчивой, заинтригованной. Каждый концерт коллектива – это не просто выступление. Это цельное произведение, имеющее свой сюжет, свой смысл и свою цель.
Теперь невольно думаешь, а что же я увижу в следующий раз, о чем предстоит задуматься на следующем концерте? Ведь никогда не знаешь, какую грань творчества ты увидишь или услышишь. И даже если ты что-то не поймешь в теме вечера, музыка, проникающая в самое нутро, точно не оставит тебя равнодушным и сформирует внутри нужное ощущение.
Спасибо всем участникам концерта за то, что взяли нас с собой в необычное путешествие.