Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Конец - это только начало

Конец - это только начало

17 марта в КФ Октябрь состоялся премьерный показ фильма «Ной» режиссёра и сценариста Даррена Аронофски. Из предваряющего показ приветственного слова исполнителя главной роли и главного гостя премьеры Рассела Кроу стало известно, что это первая в мире публичная демонстрация картины и актёру очень приятно, что право первенства выпало такому красивому городу, как Москва. Но явление Рассела Кроу оказалось не единственным сюрпризом вечера – на входе всех гостей встречал заманчивый аттракцион – синий зеркальный лабиринт, пересечь который было необходимо всем желающим ступить на красную синюю (в тон премьеры) дорожку. 


0 фото к материалу Конец - это только начало1 фото к материалу Конец - это только начало2 фото к материалу Конец - это только начало3 фото к материалу Конец - это только начало4 фото к материалу Конец - это только начало5 фото к материалу Конец - это только начало6 фото к материалу Конец - это только начало7 фото к материалу Конец - это только начало8 фото к материалу Конец - это только начало9 фото к материалу Конец - это только начало10 фото к материалу Конец - это только начало11 фото к материалу Конец - это только начало12 фото к материалу Конец - это только начало

В начале была идея, и идея была у Даррена Аранофски, и идея была его видение. И решил Даррен снять новый фильм. И взял он библейскую историю про Ноя. И подумал, что будет драма. И перефантазировал её под себя. И пригласил для главной роли Рассела Кроу. И получилось… получилось, что фильм совсем не оправдал ожиданий и того представления о нём, которое сложилось после пресс-конференции с Кроу утром премьерного дня.

А ожидался от него как минимум захватывающий красивый экшн, а как максимум – полное переворачивание сознания посмотревшего и изменение его взгляда на мир. Увы, никакого нового видения, про которое многословно разливался поутру Рассел Кроу, обнаружено не было. Только штампы, штампы и ещё раз штампы. Но обо всём по порядку.

Начинается фильм с картин сотворения мира (впоследствии они ещё несколько раз повторятся), которые в совокупности напоминают усовершенствованную, более качественную и дорогую заставку к TheBingBangTheory, уместнее бы смотревшуюся в программе BBC или Discovery, но при этом совершенно чужеродную как данному фильму, так и художественному фильму вообще. Периодическое же вклинивание этих картин по мере развития событий откровенным психоделом бьёт по мозгам зрителя. 

Что касается сюжета – он представляет собой свободный полёт фантазии Даррена Аранофски в рамках выбранной им темы «история Ноя». Это именно фантазирование на тему, а не новое видение – разница дьявольская. По введённым в картину неклассическим персонажам, типа энтоподобных стражей, когда-то бывших ангелами (к слову, в фильме вообще очень много аллюзий к «Властелину колец» - пафос, поведение героев, панорамы и отдельные сцены словно бы списаны со знаменитой трилогии), и дополнительных действующих лиц – главного злодея Туваль Каина (Рэй Уинстон), а также приёмной дочери праведного семейства Илы (Эмма Уотсон), - заметно, что Даррен прошерстил не один источник. Однако ничего, кроме идей, чего б ещё такого запихнуть в известную каждому с детства историю, что б вышло как можно более драматичнее – заставить Туваля убить Ламеха и семью Илы, сделать Илу бесплодной, из-за чего она будет ссориться со своим возлюбленным Симом, а потом вернуть ей возможность деторождения, дать затоптать возлюбленную Хама, из-за чего тот обозлился на отца, внушить Ною принять решение оставить младших сыновей без жён и детей, а также желание убить своих новорождённых внучек, что б род человеческий прервался окончательно, и так далее – он оттуда не вынес.

Но если в начале, до и во время постройки ковчега, это смотрится ещё боле-менее интересно, как сказочка, то с момента потопа начинается рутина и скука смертная (как в сердце зрителя, так и на борту), а уцелевшее семейство скатывается в дрязги и вечное выяснение отношений.

В итоге получается повествование о неком человеке Ное, существовавшем в начале сотворения мира в условиях совершенно непонятных для современного человека, но представляемых режиссёром именно таким образом. Непонятных, например, тем, что герои почти не едят, а если и едят, то не ясно что едят и откуда они это берут (земля вокруг до обращения Бога к Ною абсолютно чёрная, выжженная и бесплодная), но главное, что это не мясо. На пресс-конференции Рассел сразу открыл, что Даррен вегетарианец. В фильме это прослеживается очень хорошо – он просто пронизан неприятием к любому звереубийству. В связи с этим даже хочется пошутить: почему вымерли динозавры? Потому что их скушал злой Туваль, пробравшийся на ковчег.

 Непонятно так же, чем герои занимались до того, как стали строить ковчег – по фильму выходит, что ничем. Непонятно, что с семьёй главного персонажа – складывается впечатление, что он просто отпочковался по воле божьей от Ламеха, который в своё время отпочковался от Мафусаила (Энтони Хопкинс), а жена для Ноя возникла из воздуха, так как вокруг остались только плохие люди, из которых она быть не может. Рассел отстаивал свободу режиссёра опустить все бытовые моменты – и, бесспорно, это его право. Но тогда надо было и снять картину так, что б этих вопросов не возникло в принципе, а этого не получилось.

В общем-то, понятно, почему ничего непонятно. Потому что и в Библии тоже ничего непонятно. Но вместо того, что б всё это как-то это распутать, сделать доступным для понимания обывателей, Даррен ещё больше всё усложнил и запутал, а всё «особое видение» свелось к парочке неприятных сцен в духе «Квентин Тарантино начал снимать фильмы ужасов».

Что касается актёрской игры – переигрывают едва ли не все центральные персонажи, в особенности Дженнифер Коннелли, сыгравшая жену Ноя – Нааму. Вдобавок ситуация усугубляется ужасным отечественным дубляжем. Местами смотрится убедительно Рассел Кроу – он в образе, он в тельняшке. Только вот образ этот не Ноя, а, скорее, состарившегося гладиатора. Какого-то перерождения, внутреннего катарсиса героя, который, по словам Кроу, он пережил за время съёмок, здесь тоже не прослеживается. Ни у него, ни у других персонажей. Всё внешнее, на уровне поступков, а не внутреннего проживания и переживания. Не верю, как сказал бы Константин Сергеевич.

Картинка оригинальностью тоже не отличается. Спецэффектов довольно мало, а те, которые есть, сделаны далеко не лучшим образом (кроме дорогих вставок а-ля BBC, конечно). Чего только стоит полёт голубя, откровенно вклеенного в виды красивой панорамы. Всё, как и актёрская игра, довольно неубедительно, словно графика в старой компьютерной игре.

Наиболее удачно здесь, пожалуй, подобрано звуковое сопровождение – именно оно создаёт атмосферу фильма, причём, близкую к идеальной. Где надо подбавить жути – она подбавляется, где надо дать спокойствие – оно даётся. Слышатся масштабность и фаталистичность Библии, которых не слышится в фильме в целом. 

Едва ли не единственная заслуга этого фильма – он оправдывает решение Господа очистить землю. Люди здесь показаны так нелицеприятно, что их действительно хочется утопить и не только. Но потоп не только всеобщее уничтожение – это и всеобщее спасение и очищение, когда других способов что-то исправить уже не осталось.

Ожидания на фильм были возложены грандиозные, но на деле он не поразил ни оригинальностью, ни психологизмом, ни экшеном. Создатели попытались усидеть сразу на нескольких стульях – сделать и нравоучительную, и попкорновую историю одновременно – в итоге же провалились в зазоры между ними. Если вам некуда девать 2 часа вашего времени или вы страдаете бессонницей – фильм будет вам полезен. Но в остальном – что-то новое, интересное и захватывающее вы здесь вряд ли найдёте.


Выскажись!

CARCASS


!