Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Короткий метр – долгая память: Oscar Shorts 2014

Короткий метр – долгая память: Oscar Shorts 2014

Синяя бархатная темнота  пустого зрительного зала выглядела почти инопланетно, пугающе-голо. Оставалось смотреть, как колышутся занавески, за которыми гудит улица. Я решила вернуться в кафе с его белыми геометричными конструкциями, легкостью,  залитым солнцем диваном и полной неопределенностью,  несколько даже романтичной.  Журналистом быть особенно приятно накануне подобных событий. Oscar Shorts 2014 - избранная пятерка короткометражек, номинированных на самую престижную премию в области кино, Оскар, официально вышла в прокат 10 апреля.

0 фото к материалу Короткий метр   долгая память  Oscar Shorts 2014

Ради возможности увидеть знаменитые фильмы раньше стоило идти на любые жертвы.  Этим утром, совершив над собой насилие раннего марш-броска , я напоминала знаменитость, попавшую в желтые хроники: темные очки в пол-лица,  платок а-ля Жаклин Кеннеди, черное пальто. Разоблачившись, я осталась в матроске и джинсах, совершенно одна, на удивление, не было даже персонала. «У вас что-то в волосах» - мужской голос из-за спины вернул меня в реальность. «Что?» - я почувствовала себя как ребенок, которого застали врасплох в разгаре игры.  Глаза усача с молескином изучали меня с нескрываемым интересом. «Вы тоже на сеанс? Позвольте, я помогу». В замешательстве я пробурчала что-то вроде «Да, чего у меня там только нет» и побежала к кассам, выискивая в шевелюре инородный предмет. «Подскажите, когда короткометражки покажут?» - спросила я у сонной билетерши в щель зашторенного окошка  и вытащила из волос белое перышко.

Показ начался через 15 минут с французской ленты «Перед тем, как потерять все» Ксавье Леграна. Этот сюжет из тех, что разворачивается виток за витком, раскрывая драматургию происходящего ближе к концу. Термин «саспенс»  чаще употребляется по отношению к триллерам или фильмам ужасов, но здесь он походит как нельзя кстати. Сначала мы видим, как женщина спешно забирает детей из школы, и они втроем в полном молчании подъезжают к торговому центру.  Героиня, которая, как оказывается, работает в супермаркете, просит коллегу прикрыть ее, а сама немедленно просит расчет. Из диалогов понятно, что несчастную избивает  муж, а последней каплей стало то, что он наставил на нее оружие.  Напряжение взлетает, когда вдруг появляется агрессивно настроенный супруг.

Вторым был показан фильм «Загадка Вурмана» / TheVoormanProblem британца Марка Гилла. Эта история  напоминает философский анекдот или притчу с остроумным концом.  Психиатр (звезда сериала «Шерлок» Мартин Фриман) приходит в тюрьму с целью осмотреть заключенного, который ну очень правдоподобно мнит себя богом. Убедительность ироничного сумасброда заставляет исчезнуть Бельгию, а потом и меняет его местами с доктором. Спокойные аргументированные  монологи о двойственном нелинейном  восприятии реальности заставляют и зрителя задуматься об истинности своих представлений, если не усомниться в них. 

Третий фильм «То был не я» - творение испанского режиссера Эстебана Креспо. Смотреть его так же тяжело, как смотреть на казнь, впечатление оставляет глубокое и неоднозначное.  Врачи-миротворцы пойманы отрядом повстанцев  в попытке пересечь африканскую границу.  Пару  ставят на колени перед отрядом детей, которым дали оружие и веру в то, что теперь их будут уважать.  Судьбы молодых влюбленных европейцев и африканского мальчика, нажавшего на курок, навсегда сплетаются в кровавый неразрывный узел. Шокотерапия насилия в кино заставляет, придя домой, обнять своих близких и  радоваться  мирной спокойной жизни. Поступок главной героини открывает зрителю человечность, граничащую с самопожертвованием, демонстрирует, каково это -  быть искалеченным морально и физически и не потерять гуманности.

Судя по вздохам и возгласам умиления  во время просмотра, оскароносец из Дании «Гелий» может покорить не только строгое жюри, но и любой зал. Режиссеры Андерс Уолтер и Ким Магнуссон создали фильм – мир, фильм – сказку, столь же прекрасный, сколь печальный.  Маленький безнадежно больной мальчик знакомится с аутичным работником больницы, завязывается трогательная дружба. Они вместе  до последнего вздоха ребенка: ведь только из сказок уборщика он узнает, как попасть в мифический город Гелий, где он будет счастлив вечно. Горькое осознание того, что герою остается немного, перебивают его восхитительные цветные сны о дирижаблях, висящих в воздухе домах  и лужайках на фоне розового заката.  Возникает невольный вопрос, не лучше ли верить в этот прекрасный, как говорят,  «лучший мир»? Важно ли, как это называть – ложь во спасение или надежда?

Закрывал сеанс «Всё надо делать самой! Сельмы Вилхунен. Финская комедия показывает, какие нелепые  гротескные ситуации происходят, если жена не умеет делегировать обязанности и берет на себя «мужскую работу». Когда после уморительных мучений с приготовлениями семья в спешке врывается на чьи-то похороны вместо свадьбы друзей,  у зрителя возникает чувство, известное как  «Fremdschämen» - стыд за другого.  На фоне такого живописного беспредела даже  во мне проснулась гордость за собственные организаторские способности.
   

Короткометражки пролетели захватывающе, на одном дыхании.  С полнометражного фильма выходишь с определенным впечатлением, полюбившимися героями и вопросом, который учитель литературы сформулировал бы как «Что хотел сказать автор?» После просмотра OscarShortsв моей голове шли споры о различных вещах на пяти языках, а герои перескакивали из фильма в фильм. Несмотря на некую сумбурность мыслей, энергия бурлила и кипела, требуя направить ее на улицу. Что я не преминула сделать, не одеваясь и оставив маскировочные платок и очки для дождливого дня или приступа  социопатии. Вдохнув теплый весенний воздух, я благодарно улыбнулась пяти людям из разных уголков земного шара, которые рассказали свои особенные волнующие истории. Раскрыв ладонь, я вдруг обнаружила белое перышко, найденное больше часа назад.


Выскажись!

LORDI


!