Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Литературные среды - Владимир Войнович

Литературные среды - Владимир Войнович

Продолжая традиции театра МГУ, Московский открытый студенческий театр начал сезон «Литературных сред», которые проходят на собственной площадке театра на Садовом кольце. На одно из таких мероприятий довелось попасть и журналистам нашей редакции. 17 ноября состоялся творческий вечер Владимира Войновича, писателя, поэта и драматурга, в своих произведениях осветившего минувшую эпоху.
Для начала все же скажем пару слов об авторе. Владимир Войнович родился в 1932 году в Сталинабаде (Таджикская ССР) в семье журналиста Николая Павловича Войновича и сотрудницы редакции ряда республиканских газет, впоследствии учительницы математики Розалии Колмановны Гойхман. Как сказал сам автор на творческом вечере, «как всякий прозаик, я начинал со стихов». Действительно, писать стихи Владимир Войнович начал в армии, самым известным из стихотворений того периода считается «Песня космонавтов»:

Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далеких планет
Останутся наши следы…


Позже Владимир Войнович заинтересовался и прозой, в основном занимаясь рассказами и повестями. Среди наиболее известных произведений - «Мы здесь живем», «Два товарища», «Степень доверия», «Хочу быть честным».
Однако в конце 1960-х годов писатель начал принимать активное участие в движении за права человека, что привело к конфликту с советскими властями. Ситуация усугубилась после публикации за рубежом романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», который в СССР ходил в самиздате. В 1980-м году Владимир Войнович эмигрировал из страны, а вслед ему был издан указ Президиума о лишении его советского гражданства.
Возвращаясь к сегодняшнему дню и к состоявшемуся мероприятию, хотелось бы отметить, что литературный вечер действительно так и остался литературным. Хотя в анонсе отдельное внимание уделялось примечательному факту биографии писателя, о котором говорилось выше, на практике о нем упоминалось вскользь, что на самом деле не может не радовать. Пусть большинство произведений автора так или иначе затрагивают социальные реалии минувшей эпохи, аполитичность самого вечера вызывала только положительные эмоции. Также хочется подчеркнуть особое дружелюбие, царившее в зале — словно люди пришли не на чтение произведений писателя, а на некое чаепитие с занятной беседой. Автор и актеры, читавшие его произведения, свободно общались с аудиторией, отшучивались, им отвечали из зала с тем же благодушием. Пожалуй, именно такая атмосфера лучше всего настраивает на мирный лад и вызывает искреннее желание слушать и воспринимать происходящее на сцене.

Творческий вечер Владимира Войновича - Литературные среды театра МОСТ Творческий вечер Владимира Войновича - Литературные среды театра МОСТ Творческий вечер Владимира Войновича - Литературные среды театра МОСТ Творческий вечер Владимира Войновича - Литературные среды театра МОСТ Творческий вечер Владимира Войновича - Литературные среды театра МОСТ

Вечер начался со вступительных слов режиссера театра Евгения Славутина и, собственно, героя вечера Владимира Войновича. Евгений Славутин начал с того, что на протяжении многих лет главную опору театра составляла настоящая, высокая литература, представителем которой является Владимир Войнович. Это автор, отразивший в своих произведениях период, который режиссер определил как «эпоху распада, кошмара советского, в котором, как ни странно, жили вполне приличные и хорошие люди». Одно из таких произведений, одноактовый водевиль «Фиктивный брак», было прочитано Людмилой Некрасовой и Алексеем Нестеренко на данном литературном вечере. Безусловно, это юмористическая, остроумная, но при этом необычайно точно отражающая реалии того периода пьеса. И хотя писатель признал, что, возможно, ситуация уже изменилась и произведение не совсем актуально, оно оставило общее впечатление чего-то близкого, что можно найти в любой эпохе. Казалось бы, разговор двух людей, буквально только что познакомившихся и вступивших в фиктивный брак, преследуя каждый свои интересы. Он — не хухры-мухры, а инженер-электрик Отсебякин, уважаемый человек, настоящий «идейный». Она — Надя, «женщина современная», с легкостью высказывающаяся неодобрительно относительно политики советского режима, для нее фиктивный брак — лишь способ отомстить сожителю-алкоголику. Но насколько в этом коротком произведении ярко выписаны образы героев! Они однолинейны, но ведь и главная цель автора - не создать глубокий психологический образ, а отразить определенные несуразности поступков, фраз как проявления общественного. Недаром в свое время литературный критик Вольфганг Казак отозвался о Владимире Войновиче как о «писателе-реалисте, замечательно изображающем человеческие характеры и обладающем особым даром живо запечатлевать отдельные сцены». Как результат, одноактная пьеса, прочитанная актерами «с листа», вызвала у зрителей только положительные эмоции. Тем более, что и сами актеры немало постарались и сумели придать живость водевилю, несмотря на очевидную сложность этого, когда читаешь произведение буквально второй раз. Это отметил и сам писатель, сказав, что «пьеса сыграна, осталось только текст выучить». Во второй половине вечера Владимир Войнович лично представил несколько своих произведений — как стихи, так и прозу. Причем каждая работа сопровождалась рассказами «о былом», пояснениями автора, рассказами о предыстории или о судьбе того или иного стихотворения. Так, прозвучали «В сельском клубе разгорались танцы..», «Я никого не трогал, лишь повести кропал, ...» (посвящено приезду Окуджавы и написано на мотив его песни «Я эмигрант с Арбата») , роман в объявлениях «Успех» и трагедия «Роман». Даже названия «литературных жанров», обозначенные автором, носят определенный оттенок издевки — в этом, пожалуй, весь автор. В завершение встречи автор зачитал свою версию гимна России, которая была написана им несколько лет назад. Пожалуй, назвать это полноценным гимном, то есть музыкальной композицией, песней, призванной восхвалять величие страны, сложно. Но она отражает видение Войновича, его восприятие страны и общества. Вот такое оно, насмешливое, но, безусловно, в чем-то правдивое. В заключение хотелось бы высказаться не столько о самом творческом вечере Владимира Войновича, сколько о «Литературных средах» театра МОСТ. Как нам представляется, театр, несмотря на очевидную всем популярность кино и телевидения, не должен оставаться и, что не может не радовать, не остается в стороне, продолжая оставаться привлекательным для публики. А потому тем более приятно осознавать, что его развитие идет не только путем шокирования зрителя, но и путем расширения контакта, в том числе и при помощи подобных творческих вечеров.

Выскажись!

CARCASS


!