Зомби и всё, что нам нужно о них знать


Памяти Джорджа Эндрю Ромеро
и всем творцам зомби-муви
посвящается.

Пайкес Антон

Учредитель портала "Группа Быстрого Реагирования"

В июле 2017 года нас покинул великий мастер зомби-муви Джордж Ромеро. Если кто-то вдруг не знает, именно этому улыбчивому и не слишком фотогеничному мужчине принадлежит, пожалуй, главное достижение в деле популяризации оживших мертвецов в масскульте. В далёком 1968 году он практически на все деньги, которые у него были, снял и выпустил на экраны фильм «Ночь живых мертвецов», запустив новую франшизу и закрепив в сознании обывателей каноничный облик зомби.

Сегодня мы будем говорить о популярных ныне не желающих спокойно лежать в могилке мертвецах, наследивших в мировой культуре задолго до того, как вышли эти ваши мыльные оперы, в которых зомби, увы, чаще всего выступают лишь фоном для сложных и, конечно, исключительно скучных человеческих взаимоотношений.




Кадр из фильма "Ночь живых мертвецов" / George A. Romero, 1968

1. Зомби Джорджа Ромеро

Когда в конце шестидесятых Ромеро снимал свою Ночь, не было в Голливуде больших бюджетов, особенно для режиссёров-новичков, особенно в таком странном для авторского кино жанре. А потому, Джорджу пришлось реализовывать многие чисто технические моменты практически на коленках. Они-то и сформировали его стиль, причём настолько удачно, что даже с большими деньгами Ромеро уже не мог снимать более реалистично и инновационно, а пользовался проверенной годами техникой.

Я убежден, что настоящий фильм ужасов можно снять практически даром. Ужас не имеет ничего общего со спецэффектами.[Джордж Ромеро]

Особенностью ромеровских зомби, к примеру, является медлительность. Когда смотришь его картины впервые, складывается впечатление, что нет более простой задачи, чем выжить в мире слоняющихся со скоростью улитки на тарелке живых мертвяков, которые при всём желании тебя никогда не догонят. Достаточно просто быстро идти.

Но, постепенно привыкая к законам этой вселенной, начинаешь чувствовать дискомфорт. Противник медлителен и даже смешон, не зря в каждом фильме есть кадры того, как люди потешаются над ожившими, а те ничего не могут противопоставить. Оторопь берёт, когда огромная толпа зомби начинает надвигаться на пару-тройку выживших. Тут ты уже понимаешь, почему это явление столь опасно: они медлительны, но неумолимы. Их терпению можно только позавидовать. Живой человек рано или поздно устанет, у него закончится еда и вода. Зомби будут стоять и ждать.

В самом первом фильме серии зомби выглядели почти как люди. На то есть причины: простенький грим, в котором снимались актёры, наносился быстро, и все сцены были сняты максимально оперативно. Ещё бы, массовка могла и обидеться: за работу им платили один доллар и дарили майку с теперь уже сакраментальной надписью «Я был зомби в фильме Ночь живых мертвецов». Интересно, сколько такая стоит сегодня на аукционе?

Не люблю, когда мне говорят, что снимать фильмы про зомби очень легко. Вы когда-нибудь снимали сцену с выстрелом в голову?[Джордж Ромеро]

Но главной особенностью зомби-муви по-ромеровски является, конечно, крайне негативная оценка, данная режиссёром человечеству как таковому. Из-за этого его даже часто подозревают в остросоциальном подтексте. Люди практически во всех фильмах, будь это радостно отстреливающие мертвецов полицейские из первой части, байкеры из второй, военные-садисты из третьей, богатые промышленники из четвёртой, мародёры из перезапуска, выглядят отвратительными существами. Апогеем этого стала, конечно, четвёртая часть оригинальной серии – «Земля мёртвых», в которой практически прямым текстом зомби были названы новым видом разумных существ, а люди – злобным биомусором и атавизмом.

Если вы запутались в густом лесу ромеровских фильмов о зомби, справа - список домашнего чтения, то есть, смотрения.

Оригинальная квадрология

  • Ночь живых мертвецов (1968)
  • Рассвет мертвецов (1978)
  • День мертвецов (1985)
  • Земля мёртвых (2005)

Перезапуск

  • Дневники мертвецов (2007)
  • Выживание мертвецов (2009)

Инструкция на случай нападения зомби

1. Спать в каске. Модерновые зомби едят мозги ("Braaaaaaains"). От классических мертвяков (у Ромеро, Фульчи и так далее) каска не спасёт - они ели всё подряд, тут пригодится бронежилет на всё тело.

2. Запасаться патронами. Неожиданно закончившиеся патроны - основная причина превращения человека в зомби в кино и литературе.

3. Увидели страшного шагающего человека на горизонте? Не шутить, не подходить, не заговаривать! Бдительность - залог выживания. Героям "Ночи живых мертвецов" в самом начале фильма не повезло, они стали задирать мертвеца. Что из этого вышло - вы все прекрасно помните.

4. Вставить стальные зубы. Несмотря на все меры предосторожности, спастись вам, скорее всего, не удастся. Поэтому нужно иметь конкурентное преимущество перед такими же беднягами. Каска (см. пункт 1) тоже пригодится - она защитит от пуль тех, кому временно повезло больше.

2. Зомби италиано

Итальянский кинематограф второй половины двадцатого века удивил весь мир. Прежде всего, тем, что фактически не имел никаких ограничений, в том числе и в смысле качества – когда в продаже появились недорогие ручные камеры, рынок наводнили дешёвые, чаще всего вообще безбюджетные картины разной степени гениальности.

Интересно, что в работе над фильмом «Рассвет мертвецов» Ромеро принимал участие один легендарный итальянец – Дарио Ардженто. Он выступил композитором, но, что более значимо, он является со-продюсером и, кстати, владельцем собственной монтажной версии фильма, которую он показывал в Италии, и которая сыскала популярность на его родине под названием «Зомби».

А уже в четвёртой части ромеровской квадрологии в одной из главных ролей снялась дочь Дарио – Азия Ардженто. Так итальянский зомби-кинематограф оказался связан с Джорджем Ромеро тесными родственными узами. Впрочем, сам Ардженто фильмами про зомби не страдал и особого вклада в зомби-муви не внёс, в отличие от его гениальных коллег по цеху с дешёвыми камерами в вечно готовых что-то снимать руках.

"Зомби" - единственный фильм, в котором зомби ест акулу![Гильермо дель Торо о "Зомби 2"]

После того, как Ардженто выпустил «Зомби» в Италии, Лючио Фульчи, ещё один местный зомбиман, выпустил «Зомби 2». На самом деле, в продакшне фильм назывался иначе, но, увидев популярность бренда, хитрый Лючио примазался к нему и не прогадал.

Возможно, вас удивит, что сценарист, писавший для Феллини, Росселини и Висконти, снимавший в своих ранних работах самого Челентано, вдруг выпустил малобюджетный хоррор про оживающих мертвяков. Но Фульчи, на самом-то деле, с самого начала тяготел к ужасам, просто до того, как заработает имя, он не решался заняться тем, что его реально интересовало.

Несмотря на то, что спонсорами картины выступили сразу три частные киностудии, бюджет был очень невелик, и Фульчи пришлось выкручиваться. Отсюда – медленное повествование, огромное количество диалогов (некоторые сцены в принципе не несут никакой смысловой нагрузки и по правилам хорошего монтажа должны были бы быть вырезанными), примитивный грим зомби и прочие радости жизни. Но в чём Лючио преуспел, так это в реализации сцен насилия. Они отличаются крайней степенью жестокости, из-за чего неоднократно подвергались цензуре. Кроме того, в фильме есть сцена драки зомби с акулой – такого, кажется, никто до него не делал.


Трейлер фильма Zombie 2 / Lucio Fulci, 1979


Успех фильма был действительно велик, он многократно окупился в прокате. В конечном счёте, у Фульчи получился главный итальянский зомби-фильм, а это звание чего-то, да стоит.

Но не Фульчи единым. В итальянском зомби-муви наследили Бруно Маттеи, Клаудио Фрагассо, Джо Д’ Амато и многие другие режиссёры. Этот список порой дополняют и фамилией Умберто Ленци, но в таком подходе кроется трагическая ошибка: Умберто посвятил свою жизнь фильмам о людоедах и мутантах, а слово "зомби" в названии некоторых его картин - просто маркетинговый ход.

Одну историю, в которой засветилось сразу несколько итальянских режиссёров, а именно историю о съёмках «Зомби 3» (да-да, очередного продолжения неофициального сиквела фильма Ромеро) я вам сейчас расскажу.

Трейлер фильма Zombie 3 / Lucio Fulci, Bruno Mattei, 1988

3. Трагическая история "Зомби 3"

«Зомби 3» - это провальный фильм Лючио Фульчи. Провальный, потому что Лючио довольно быстро из проекта выбыл, и никоим образом не желал к нему относиться в дальнейшем, что, впрочем, не помешало продюсерам выставить его фамилию на все постеры и рекламные материалы.

Фульчи взялся за изначально плохой сценарий без особого желания и снял слишком мало, чтобы это можно было выпустить на экраны. Более того, некоторые сцены, слишком затянутые или слишком уж искусственные, вырезали боссы кинокомпании, и от фильма остались рожки да ножки. Но деньги уже были вложены, результат нужно было предоставить, поэтому на опустевшее режиссёрское место сел гений низкобюджетного видео Бруно Маттеи, на пару с Клаудио Фрагассо, который явно чувствовал личную ответственность за сценарий, написанный его женой.

Знаете, я не отказываюсь ни от одного своего фильма, кроме "Зомби 3". Но это не мой фильм. Он был снят группой идиотов: Клаудио Фрагассо, прирожденным идиотом, Бруно Маттеи, который перед тем, как стать "режиссером", был маляром, и парнем по имени Миммо Скавиа, продюсером, который приехал на Филлипины только затем, чтобы тр*хать восточных девочек.[Лючио Фульчи]

В результате, фильм развалился на сцены настолько разные, что больше напоминал лоскутное одеяло. Видимо для того, чтобы поднять интерес к картине, кинокомпания решила оставить на постерах фамилию Фульчи, что раздражало режиссёра, а у Бруно Маттеи, который и свёл всё это воедино, вызывало недоумение. С сегодняшних высот куда проще понять причину таких действий продюсеров: Лючио Фульчи по сей день считается мастером хоррора, общепринятым и неоспоримым, а вот Бруно Маттеи - режиссёр для любителей фильмов из категории "так плохо, что даже хорошо".

Как бы то ни было, вслед за третьей частью, которая на самом деле является второй (отсчёт, как мы помним, ведётся от фильма Ромеро, который был первым только в Италии, во всём остальном мире он считается прямым продолжением "Ночи живых мертвецов"), последовали ещё полнометражные фильмы, с каждым разом всё более дешёвые и всё менее интересные. Эпоха итальянского авторского кино подошла к концу в девяностых, и ничего нового оно уже миру не принесло.

Мила Йовович презентует очередную часть "Обители зла" / Анна Орлова, ГБР

Зомби-кот / "Скауты против зомби", Paramount Pictures, 2015

4. Зомби американо

Американский кинематограф и до Ромеро знавал истории об оживших мертвецах. Многочисленные студии, в том числе и достопочтенная Universal, недавно в очередной раз попытавшаяся оживить свою вселенную монстров фильмом "Мумия" с Томом Крузом в главной роли, снимали ужасы на злободневные, в смысле, неожиданно популярные темы с самого начала двадцатого столетия.

Никому нельзя верить! Я первый раз в жизни заснул с девушкой, а она меня чуть не сожрала!["Добро пожаловать в Зомбилэнд"]

Проблема Голливуда, однако, состоит в том, что продюсеры, как стая акул, что чует кровь за километр, набрасываются на какую-то популярную концепцию и высасывают из неё все соки, пока зрителя не начинает нефигурально тошнить от переизбытка контента. Поэтому зомби-мания, охватившая весь мир, потихоньку захлёбывается под гнётом многомиллионных картин, привлекающих зрителя эффектами, идеальной операторской работой и полным отсутствием того, что всегда поддерживало жанр: практических эффектов, атмосферы ужаса и обречённости мира, наводнённого живыми мертвецами. Вот уж, действительно, как должен был измениться мир, чтобы ходячие трупы стали скорее принадлежностью экшн-жанра, чем полноценного хоррора? Не последнюю роль в процессе опопсения зомби-муви сыграли многочисленные Обители зла, не к ночи они будут помянуты.

Интересно, что изначально в кресло режиссёра метил тот же вездесущий Джордж Ромеро, однако его видение не совпало с представлениями боссов компании. Можно предположить, что он снова продвигал идеи ужасов с практическими эффектами, социальным посылом и медлительными забавными зомби в не менее забавных костюмчиках.

Знаете, как трудно проводить кастинг на зомби? На первый взгляд, быть ходячим мертвецом просто: ходишь себе с вытянутыми руками и мычишь. Но в наше время они должны двигаться очень быстро.[Пол Андерсон, интервью КиноПоиску]

Ромеро так и не понял, что времена изменились, а вместе с ними изменилось и восприятие времени новым поколением кинозрителей. Его длинные кадры-экивоки в сторону Кубрика, слабые запуганные люди, вопящие женщины - всё это осталось в прошлом. То ли дело боевая амазонка, запрыгивающая в окно церкви на байке и разносящая головы монстрам, не успев коснуться колёсами земли. Результат вы все видели: Обители зла, даром, что просадили сотни миллионов и неплохо заработали, вошли в анналы истории, как самые бездушные экранизации игр. Я не говорю, что, снимай Обитель Уве Болл, получилось бы лучше, но то, что эти картины полностью изменили концепцию зомби-муви, переведя его в статус поп-корновых блокбастеров для всей семьи - это совершенно точно.

Более-менее удачными картинами на тему из современных принято считать "28 дней спустя", комедийный "Добро пожаловать в Зомбиленд", совсем уж неправдоподобный "Зомби по имени Шон", создатель которого Эдгар Райт, кстати, засветился в камео в четвёртом фильме зомби-серии Ромеро "Земля мёртвых", а также сериал "Ходячие мертвецы". И тут, между прочим, проявила себя безжалостная вселенская ирония: дело в том, что название-то говорит о том, что кучка выживших - это и есть ходячие мертвецы, потому что они обречены. И никакие не зомби носят это гордое звание, а главные герои. Но все поняли вполне определённым образом.

Кадр из фильма "Zомби Каникулы 3D" / Top Film Distribution, New Wave Production, 2013

5. Зомби отечественного разлива

Как вы думаете, как обстоят дела с зомби-муви у нас на Родине? Правильно, всё очень плохо. Но раз уж мы решили пройтись по теме, давайте напоследок поговорим и об этих несчастных фильмах, которые порой и фильмами-то не назвать.

В отечественном кинематографе есть как представители недоделанного мейнстрима, так и абсолютный трэш, снимаемый на камеры мобильных телефонов, и если со вторым всё понятно, то вот высокобюджетные для отрасли и страны проекты представляются уникально плохими. В общем, тематика представлена всего двумя крупными работами - "Зомби каникулы 3D" и "Зима мертвецов: Метелица". Это вам не Ромеро, не Карпентер и даже не Уве Болл.

"Зомби каникулы 3D" представляет собой комедийный хоррор, в котором комедийная составляющая выглядит жалко, а зомби - плохо загримированные актёры. Отвратительные компьютерные эффекты, совершенно невнятные и, более того, неприятные персонажи, плохой сценарий. В общем, смотреть не советую никому.

С фильмом "Зима мертвецов: Метелица" 2012 года выпуска всё не так однозначно. Картина, безусловно, плохая, но создатели ориентировались на весьма уважаемые международные проекты, поэтому откровенных сценарных глупостей почти нет. В итоге фильм смотрится без пренебрежения, хотя и без восторга. Стоит отметить, что режиссёр, к примеру, подглядел у одного всем нам известного западного фильма идею святого отца с топором (не Дэнни Трехо, но тоже неплохо). Огорчают лишь эффекты, да актёрские работы. В фильмах этой категории, увы, снимаются не звёзды B-movie, как на Западе, а те, кого не взяли на нормальную работу после выпуска из театрального.

Сообщество "Непропорциональный кадр" - один из источников информации для материала

18+

Поделись: