Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Лучше звоните Эдди

Лучше звоните Эдди

В Марте в кинотеатрах России выходит новая комедия братьев Коэнов «Да здравствует Цезарь!». 


0 фото к материалу Лучше звоните Эдди1 фото к материалу Лучше звоните Эдди2 фото к материалу Лучше звоните Эдди3 фото к материалу Лучше звоните Эдди4 фото к материалу Лучше звоните Эдди5 фото к материалу Лучше звоните Эдди6 фото к материалу Лучше звоните Эдди

В мире кино интересно то, что многие режиссеры начинают снимать, не имея специального образования, потому что по сути своей их школой становится экран кинотеатра. Так было с Тарантино, который брал фильмы из проката, а затем, основываясь на годах почти непрерывного просмотра начал заниматься собственным творчеством. Именно поэтому в его картинах так много отсылок и эпизодов, прочитать и понять которые может только человек насмотренный и влюбленный в кино. 

Та же самая история случилась и с братьями Коэнами. В своем семнадцатом по счету фильме они решили без утайки показать Голливуду его истинное лицо, но не обличая его пороки, а скорее проводя для неискушенного зрителя одновременно ироническую и ностальгическую экскурсию по павильонам Фабрики грез начала 50-х годов.

Из-за набиравшего популярность телевидения студийная система в данный период переживала значительный кризис и находилась почти на грани распада. В это же время в мировых новостях главной темой были Холодная война и угроза атомной бомбы, малейшее напоминание о которых вызывали у людей смятение и неуверенность в завтрашнем дне. Ориентируясь на депрессивное настроение нации Голливудские студии сфокусировались на съемках эскапистского и однотипного кино: вестерны с милыми, но глупыми актерами, которым не по силам длинные предложения; яркие мюзиклы с большим количеством танцев и с роскошными декорациями, чьи актеры в жизни вели себя как необразованные деревенщины; костюмные драмы о жизни беззаботной аристократии, чьи режиссеры были вынуждены терпеть некомпетентность съемочной группы на площадке. К такому же типу фильмов относились и крупномасштабные исторические картины  из времен древнего Рима, с многочисленной массовкой, большим количеством локаций и пафосными речами. Съёмки одной из таких эпопей, под названием «Да здравствует Цезарь. История Христа», и легли в основу сюжета новой комедии братьев Коэнов. 

Зритель проведёт один бесконечно длинный день с Эдди Мэнниксом, главным “решалой” студии, не имеющим ни минуты покоя, потому что его герой каждый день вынужден решать не только производственные, но и личные проблемы звезд. Внезапно забеременела актриса? – представим так, будто она усыновила собственного ребенка. Нет актера на главную роль в костюмной драме? – возьмем восходящую звезду ковбойских фильмов, у которого в сценарии до этого максимум было две фразы, зато какие будут сборы! Коммунисты похитили главную звезду с самой дорогой постановки студии и требуют выкуп? - дайте только время, и мы соберем нужную сумму. 

Эдди в исполнении Джоша Бролина, пожалуй, единственный безусловно порядочный и здравомыслящий герой, что, судя по остальным персонажам картины, большая редкость, никак не может отказаться от этой невыносимо трудной работы и перейти на менее нервную и более прибыльную. Он слишком любит это безумное шапито кинопроизводства и всех его обитателей: от курящей как паровоз женщины в монтажной, до наивных актеров, которые только собираются забраться на Олимп славы. 

Однако у каждого героя есть антипод, и в этом фильме на эту роль выбран Джордж Клуни, а точнее кинозвезда римской эпопеи Бэрд Уитлок, которого собственно и похищают. Уже можно считать традицией то, что если в фильме Коэнов на экране появляется Клуни, то он будет играть совершеннейшего идиота, образ которого уже появлялся в «О, где же ты брат?», «После прочтения сжечь» и «Невыносимая жестокость».

Основная линия сюжета сосредоточена на этих двух персонажах, однако второстепенные герои фильма не менее колоритны. Чего только стоит милый ковбой в исполнении Олдена Эренрайка, который своим деревенским акцентом безумно раздражает манерного режиссера (Райф Файнс), очень похожего характером на администратора из «Гранд Будапешта». Или Чаннинг Татум в роли актера мюзиклов бодро отплясывающий чечетку и действующий даже в реальной жизни с таким пафосом, что любая его фраза или действие сразу заставляют смеяться. 

Забавно то, что приглашенные актеры, по сути, играют преувеличенных самих себя, так же как картины, о которых идет речь в «Цезаре» – это квинтэссенция всех стереотипов, того или иного жанра. Разножанровые и разноплановые линии коэновского фильма, одного эпизода которой хватило бы на отдельную историю, связаны не только героями. Изобретательная операторская работа Роджера Дикинса и искусная имитация разных жанров киномузыки Картера Бервелла не меньше чем сюжет помогают зрителю окунуться в противоречивую атмосферу 50-х.

Голливудское кино – прежде всего массовое, поэтому Коэны в рассказе о Голливуде попытались привнести в свою картину все черты этого вида кинематографа. Но главное то, что, даже используя все сюжетные и изобразительные ходы, они остались верны самим себе, приправив все жесткой иронией и конечно бесконечными отсылками к предыдущим работам. 

Одни из главных черт постмодернизма – это “коллажное” построение сюжета, то есть история рассказывается не линейно, и интертекстуальность, поэтому для некоторых этот фильм может показаться несвязной историей с очевидным концом. Однако если всмотреться, то можно увидеть большое количество отсылок к классике мирового кинематографа, даже если ты не искушенный зритель, пришедший в кинотеатр в прайм тайм. «Цезарь» на подсознательном уровне отсылает зрителя в чертоги разума, где то да и хранятся общие представления о штампах голливудского кино. Потому что времена проходят, а голливудская студийная система не меняется. 

Самое время с удивлением вспомнить, что Коэны, как классики постмодернизма, ни разу напрямую не атаковали киноиндустрию, не считая их раннего шедевра «Бартон Финк». Там голливудский ад был показан скорее как притча, с точки зрения сценариста, бесправного чужака, лишенного права голоса в мире эксцентричных продюсеров и вычурных звезд. В новой работе режиссеры с присущей им иронией вывели на авансцену скромных и при этом важнейших участников кинопроцесса, сделав их одним из стержней, на котором держится сюжет картины. Однако не только они хранят провокационные тайны. Стоит отметить, что сюжетная линия Ченнинга Татума– одна из самых смешных сюжетных линий, суть и глубину которой русский зритель сможет более полно оценить, нежели американский. 

Непривычно лёгкая по тону картина «Да здравствует Цезарь!» это признание в любви к кино и к забытым картинам Голливудa 1950-х. Любовь по-Коэновски означает, что братья с их сухим юмором и несентиментальным взглядом на жизнь прекрасно видят все изъяны, пороки, мишуру и суету объекта любви, но их яркий и забавный фильм подобен саркастичной усмешке. 


Выскажись!



!