Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Интервью // Выставка Маржен Абрахамик: интервью с куратором

Выставка Маржен Абрахамик: интервью с куратором

13 апреля в Галерее классической фотографии, буквально за неделю до окончания выставки «Во что ты веришь» Маржен Абрахамик, наш журналист побеседовал с её куратором – Марком Кобертом. Интервьюируемый, несмотря на страх запечатлеться в кадре с неподобающей мимикой, очень красочно и в лицах поделился своими впечатлениями по поводу творчества «восходящей звезды американской фотографии» и раскрыл некоторые тонкости работы куратора.

0 фото к материалу Выставка Маржен Абрахамик  интервью с куратором1 фото к материалу Выставка Маржен Абрахамик  интервью с куратором2 фото к материалу Выставка Маржен Абрахамик  интервью с куратором3 фото к материалу Выставка Маржен Абрахамик  интервью с куратором4 фото к материалу Выставка Маржен Абрахамик  интервью с куратором5 фото к материалу Выставка Маржен Абрахамик  интервью с куратором6 фото к материалу Выставка Маржен Абрахамик  интервью с куратором7 фото к материалу Выставка Маржен Абрахамик  интервью с куратором8 фото к материалу Выставка Маржен Абрахамик  интервью с куратором9 фото к материалу Выставка Маржен Абрахамик  интервью с куратором10 фото к материалу Выставка Маржен Абрахамик  интервью с куратором

- Марк, по какому принципу вы отбираете фотографов для Галереи и как вы таким образом вышли на Маржен Абрахамик?

- У меня нет явных критериев отбора. Я изучаю попадающие мне в руки портфолио, прислушиваюсь к советам коллег и знакомых, но основное, что я делаю – мониторю интернет. Ищу интересные снимки, интересные имена и т.д. Собственно, основной критерий – это. прежде всего, интересная фотография или, выражаясь определённее – непохожесть автора на что-то виденное ранее, его новизна. Это во-первых. А второе – это, наверно, факты его биографии…

(Марк отвлёкся на камеру)

- Вы не смущайтесь.

- Вы меня не смущаете. Просто будет много случайной мимики.

- Не бойтесь, фотограф выберет хорошие снимки.

- Ага, выберет. Будет потом такой милый корреспондент и Марк, с непонятной рожей (смеётся).

В общем, как я отбираю работы. Я, как куратор, видел очень много фотографий и авторов. Поэтому практически сразу, на уровне каких-то ощущений (показывает на сердце), я понимаю, что вот это хорошая фотография, а вот эта – плохая.

- Вы говорили, что также смотрите на биографию.

- Да, я смотрю на биографию. Поясню на примере той же Маржен. Девушке сейчас 23 года, она родилась и росла в Польше, затем 10 лет жила в Греции, а потом переехала в Штаты, где окончила Йельский университет по классу фотографии - понятно, что это биография интересная. Значит, мы уже можем рассчитывать, что найдём здесь что-то хорошее. Это не то, чтобы критерий критериев. Нет. Человек может всю жизнь прожить в Усть-Пердюське, допустим, и делать хорошие фотографии. Но это вряд ли, в жизни так не бывает. В такой момент, разумеется, играют роль рекомендации и список фотографических регалий, но это уже второстепенно. Если выяснится, что интересные фотографии имеют за собой кучу выставок – это тоже, конечно, плюс. То есть я вижу, что это человек с историей, именно с историей, и если он выставлялся там-то, там-то и там-то (причём, это была не выставка в галерее в том же Усть-Пердюськине, Пупкино и компании (смеётся), а в солидном национальном павильоне) – я понимаю, что фотограф был одобрен куратором, участвовал в какой-то программе, и, конечно, присматриваюсь. Но всё же приоритетный безусловный фактор – это наличие хороших фотографий.

- Известно, что Маржен – начинающий фотограф. Но галерея-то у нас классической фотографии. По-вашему, её уже можно отнести к классикам?

- Начинающий. Но здесь так совпало – мы решили не ограничиваться, скажем так, умершими.

- То есть, это новый виток в деятельности вашей галереи?

- Да, я бы сказал так. У нас открылась ещё одна небольшая сфера деятельности. Но, если вы заглянете в словарь, например, эстетики (или в малый художественный, большой художественный…), то сперва обнаружите там определение классического искусства – это искусство периода наивысшего расцвета эпохи, цивилизации, государственного строя. То есть, по сути, лучшие образцы чего-либо. В данном случае фотографии. И Маржена, на мой взгляд, будет совершенно замечательно…

- Вписываться в лучшие образцы?

- Да, отображать, вписываться. Через 10 лет это будет замечательный, характеризующий нашу эпоху автор. То есть в этом смысле она классическая, хотя…

- Довольно молодая.

- В понимании большинства людей классика это Рембрандт и Ван Дейк, а никак не фотография вообще. Но классика – это не нафталин, это именно что критерий качества.

- В анонсе выставке акцентируется, что эти работы о чувствах людей и о том, что они дали конкретно самому фотографу. Дали ли что-нибудь эти работы вам и что именно?

- Ну конечно. Знаете ли, кураторская, галерейная деятельность или коллекционирование вообще требуют от того, кто этим занимается, глубокой эмоциональной вовлеченности. Заниматься этим по принципу маркетингового отбора просто невозможно. Иначе мы просто выйдем к категории каких-то графиков сопоставления увеличения стоимости, ещё чего-то, и в итоге получим бред. Хоть мы и говорим о каком-то фотографическом рынке, но он строится, прежде всего, на эмоциональном воздействии на зрителя. Если подходить с точки зрения маркетинговой, инвестиционной, финансовой – Маржен это вообще выбор странный. У неё не было выставок, она мало кому известна, она провокативна. Из резюме, которое она прислала, по большому счёту становится очевидно, что она в первую очередь исследует саму себя, своё собственное отношение к людям, пережившим какие-то катастрофы и так далее.

- Наверняка есть работа, которая из представленных вам нравится больше всего. Не могли бы вы её охарактеризовать и пояснить, чем она вас зацепила?

- «Фазан». Я, наверно, затруднюсь с какими-то оценками, типа «меня привлекло там А, Б, В, Г, Д…». Просто в целом очень сильно. В работах Маржен очень хорошо чувствуется американская школа, тем более в данном случае это Йельский университет – заведение само по себе не из последних. Когда я смотрю работы Маржен, я вижу за ней целую плеяду блестящих американских авторов, например таких, как Джоэл Мейеровиц и Уильям Эгглстон. Таких пионеров работы с цветом и людей, которые изменили цвет как восприятие, сделав его фактом оценочности. Вот, например работа «Фазан» – она хороша именно соотношением своих цвето-тональных масок, такой как бы неочевидностью сюжета.

- Это характерно для многих её работ.

- Да, потому что они у неё атмосферные. Берут аурой, а не сюжетом. То есть, когда ты смотришь на её работу, ты даже не можешь толком объяснить, почему она тебе нравятся. Это довольно сложно. Я не искусствовед, но, думаю, человек со специализированным образованием встанет и, наверно, за 10 минут разложит по полочкам, почему тебе эта фотография нравится. И будет прав и не прав одновременно, потому что это всё слишком индивидуально, чтобы подводить под какие-то общие критерии и реконструировать. Потому что я считаю, что основа графического восприятия в том, что это должно нравиться или не нравиться лично вам. С вашим культурным бэкграундом, с вашей насмотренностью фотографической. То есть, сначала вы видели столько-то (показывает руками) и понимали соответственно, а потом стали видеть вот столько-то (разводит руки) и понимать ещё лучше.

- А как публика принимает выставку, уже есть какие-то отзывы?

- Мы продали уже две работы. Отзывы … отзывы хорошие. В принципе, она неожиданно нравится почти всем. В отличие от Яна Саудека, который висит наверху и нравится людям достаточно искушённым в фотографии, но половину зрителей при этом повергает в благоговейный ужас и возмущение, Маржен как-то удивительным образом влияет на пенсионеров и людей, которые в теме глубоко. Очень много замечательных отзывов от галеристов на её счёт. Вообще все, кто в теме, очень тепло её принимают. Но это и не удивительно, так как там чувствуется школа, те корни, которые в ней есть. Люди, они ж считывают моментально, говорят, что да, в контексте того, что уже было, это ступенька вверх.

- А как молодёжи? Есть от них отзывы?

- Я не мониторю. У нас не стоит задача понравиться всем.

- То есть наибольшая популярность среди искусствоведов и пенсионеров?

- Нет же, вы воспринимаете слишком буквально. Она вообще хорошо смотрится всеми. Люди смотрят и пытаются объяснить себе, что они видят. Некоторые фотографии им нравятся больше, потому что там есть определённые художественные приёмы. Например, «Девушка в бассейне». Там такое непосредственное воздействие цвета, сюжета. Потому что вот эта плёнка-пупырка, голубая, сочетается с клеткой бассейна. Там можно увидеть множество ассоциаций. Или вообще их не увидеть, а увидеть чистое соотношение цвета плёнки и цвета плитки бассейна. А можно попытаться понять эмоциональное состояние этой девушки.

- Каждый интерпретирует по-своему.

- Да. Я не думаю, что стоит раскладывать по полочкам. Что вы там хотите сказать или как это воспринимать. Да как хотите. Ведь мы же люди, нам нельзя так сказать «Как вы вот это воспринимаете? – (комедия в лицах) – Нет, это неправильно, надо вот так вот!- Окау». Бред же.

- У некоторых фотографий нет названий. Это определённая авторская задумка?

- Нет. Маржен просто их не прислала. Вернее, она не прислала их к началу выставки, прислала потом. Но у меня руки не доходят. Да и там просто названия, типа «Козья голова» или «Разрушенное там чего-то». Ну окей.

- То есть интереснее придумать самому?

- Да. У неё названия достаточно…

- Тривиальны?

- Тривиальны, да. Они просто объясняют, что там изображено. Это не как тот же Ян Саудек наверху, у которого написано под каждой фотографией, что там, и название усиливает образ. Здесь просто информация.

- Наверно, это как раз подчёркивает, что для неё важно, чтобы каждый воспринимал фотографию по-своему, её нежелание навязывать кому-либо своё мнение?

- Совершенно верно, совершенно верно. Ведь название – это в любом случае ещё одна некая авторская интерпретация, ещё одно авторское послание.

- Большое спасибо, Марк. Хотите добавить ещё что-нибудь?

- Да, я хочу сказать, что Маржен – это замечательный пример по-настоящему мультикультурного автора, в ней много генерации. Тут мы имеем дело и с культурным пластом постсоветской восточной Европы, и с пластом современной западной Европы, причём особенной Европы, ведь у нас Греция, которая немножко сама по себе, а потом и с пластом очень хорошего классического образования Штатов. По сути, мы получаем настоящий новый мультикультурализм. Но я бы воздержался от такого категоричного определения. Смысл его в том, что это не толерантность, не терпение, когда, например, тебе человек в чадре наступил на ногу, но ты признаёшь его право на это, отодвигаешься и извиняешься. Это другое. Это понимание мультикультурности на неком примере собственной жизни. Потому что она хлебнула и там, и сям, и везде. И как такой достаточно образованный и мультикультурный человек она очень свободна. И эта свобода в её фотографиях тоже присутствует и ощущается.

В принципе Маржен это ещё и пробный камень на осень – я планирую сделать выставку целиком из подобного рода авторов, которые как бы номинально американцы, но по сути… там даже есть русская девушка – Юля Спиридонова, она сейчас учится в школе фотографии в Бостоне. На этой выставке будут американцы, которые трижды американцы, и китайцы, жившие, например, в Арабских Эмиратах, а потом уехавшие в Штаты. То есть новая генерация авторов, которая, помимо всех напластований, имеет за плечами ещё и правильное фотографическое образование. В общем, люди искушённые в фотографии, в языке фотографии, в стилях и в направлениях.

- То есть в одной выставке будет сразу несколько авторов?

- Да, я надеюсь, что около десятка. Есть даже уже рабочее название «U.S.A. OK.» (ю эс эй – окей) (улыбается). США в данном случае выступает как большой плавильный котёл, а не как страна. Типа «Американец? Ну, окей».

- Исходя из опыта кураторства фотовыставок, посоветуете что-нибудь начинающим фотографам?

- По-настоящему хорошо снимать у вас получится тогда, когда вы просмотрите всю коллекцию живописи Пушкинского, Исторического музеев, музея Прадо, Людвига и так далее. Фотография как визуальный опыт кроется на каких-то общечеловеческих пониманиях. Например, умение пить вино, правильно разбираться в кухне даст вашей фотографии значительно больше, чем, если вы будете только ковыряться в объективах – это худшее, что можно сделать для фотографии вообще. Живите вкусно и будут у вас вкусные фотографии!

Выскажись!

CARCASS


!