Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Музыка // Марк Бернес – 100 лет со дня рождения

Марк Бернес – 100 лет со дня рождения

Ах, что за чудо этот Бернес! До чего интересная, но трудная жизнь выпала на его долю! Хотя, время само по себе было трудным, и жизни многих и многих людей были наполнены муками военного времени, потерей близких, изматывающим трудом, который сегодня нам, пожалуй, сложно себе представить. Страна медленно восставала из пепла разрухи, и люди работали, работали, работали… Если бы они занимались исключительно этим, они, пожалуй, сошли бы с ума от перенапряжения. Но, к счастью, были увеселительные мероприятия, танцы, концерты, кино. В каком-то смысле, Бернес спас людей от гибели: песни в его исполнении, такие понятные, простые, лиричные, добирались до самых отдалённых уголков Союза, помогая, поддерживая, подбадривая слушателей. Во времена, когда с трибун и изо всех динамиков говорили о планах, пятилетках, удое и успехах сталелитейной промышленности, в его песнях звучали чистые, человеческие слова, понятные без словаря и переводчика. И за это люди щедро вознаграждали Марка Бернеса своей любовью, единственным, что они могли ему отдать, и единственно дорогим для него самого.
0 фото к материалу Марк Бернес   100 лет со дня рождения1 фото к материалу Марк Бернес   100 лет со дня рождения

Даже защитники советского режима признают, что официоз является одним из тех явлений, которые уничтожили некогда великую страну. Постепенно казённая речь проникала всё глубже в народный язык, и вызывала отторжение, перегибы в обратную сторону: так люди стали постепенно употреблять жаргонные выражения и даже тюремное арго. Как противовес основной линии, проникла в жизнь молодёжи романтика тюрем и лагерей, как противовес академическим ансамблям на сцене появился Марк Бернес, чей приятный милый голос нельзя было назвать эстрадным. Это голос гостя, пришедшего в твой дом, и севшего за рояль, или взявшего в руки гитару производства Ленинградского завода. Не потому ли с таким обожанием чуть позже смотрела страна на Высоцкого, Визбора, Городницкого?

8 октября 1911 года в далёком городе Нежин родился мальчик Марк. Фамилия его была Нейман, но её сегодня почти уже забыли. Город, в котором родился будущий лауреат Сталинской премии первой степени, достоин отдельного описания. Казалось бы, всего-навсего мелкий городишко, который таким навсегда и остался. Но именно здесь через два года после рождения Бернеса шестилетний паренёк Серёжа Королёв очарованно глядел, как человек, тварь, рождённая ходить по земле, взмыл в воздух. Это был Сергей Исаевич Уточкин, один из двух жителей России, на тот момент побывавших в воздухе на летательном аппарате! Самое настоящее чудо. Так, незаметно для самих людей, пересекаются их судьбы, но только нам сегодняшним доступно понимание того, как близко они были друг к другу. Но мы отвлеклись.

Отец мальчика - Наум Самойлович Нейман – был мелким служащим. Его судьба не кажется особенно интересной. Украинский еврей, он рад был работе, и выполнял её на совесть, вся его жизнь прошла в Украине, на момент рождения сына – в Нежине, а позже, с 1916 года – в Харькове. Фаня Филлиповна, мать Марка Наумовича, была домохозяйкой, а потому главным в семье был всё-таки отец. В некоторых источниках его неверно называют старьёвщиком, но на самом деле он служил в артеле, которая действительно занималась скупкой старых вещей. Однако это был не тот мужичок, который ходит по дворам и выпрашивает ненужное, ведь артель – это то, что сегодня называют бизнесом, компанией. А потому, деньги у семьи были. Уже в Харькове Марк заканчивает школу, и родители, жаждавшие для сына достойного будущего, устраивают его в Харьковское торгово-промышленное училище учиться на, как тогда казалось, самую передовую профессию – бухгалтера. Но, к их несчастью, ещё в пятнадцатилетнем возрасте мальчик оказался на одном театральном представлении, и с тех пор вся эта финансовая глупость была ему противна. Он грезил о сцене. И вот, в 17 он уходит из дома, твёрдо уверенный в том, что ему уготована совсем другая судьба. Путь Марка Неймана, или точнее Марка Бернеса, в театр был длинным. Сначала он развешивал театральные афиши – это давало ему небольшой заработок и позволяло быть ближе к заветной сцене. Потом он стал уличным зазывалой, стоявшим неподалёку от входа и, так сказать, делавшим готовящемуся спектаклю рекламу. Платили, конечно, гроши, но разве могут они помешать человеку, идущему к своей мечте?

Работа в театре началась у Бернеса с восхитительного провинциального театра Николая Николаевича Синельникова, персоны практически титанической. Работая вдалеке от всех центров театрального искусства, Николай Николаевич смог выдумать совершенно нестандартный подход к созданию спектаклей. Как он сам говорил, «Я поставил себе задачу уничтожить непременное топтание действующих лиц на переднем плане у суфлерской будки». Он был требовательным руководителем, и хорошим учителем, так что от него Бернес, обретший псевдоним как раз в это время, вышел практически профессиональным актёром.

Таким образом, имея некоторый опыт за спиной, а также оконченные курсы актёрского мастерства, семнадцатилетний Марк Бернес прибывает в столицу, чтобы пробоваться здесь на работу в различных театрах. Что ж, талантливому человеку тогда были открыты все двери, поэтому юноша легко находит работу сначала в Малом, а потом и в большом театре. Идеалом актёра в то время вполне заслуженно считался Николай Радин – действительно большой человек тогдашнего театра, один из лучших актёров, которым восхищались все. Достаточно сказать, что Николай Мариусович в самом начале века ездил на гастроли с самой Комиссаржевской, чью фамилию до сих пор театралы произносят с придыханием. В общем, это была знаковая фигура, и Марк Наумович, как и многие другие молодые актёры, восхищался им и, может быть, в тайне немного завидовал.

В 1935 году началась его карьера в кино. «Заключённые», «Шахтёры», «Человек с ружьём», «Истребители», «Большая жизнь» - тридцатые годы стали временем резкого взлёта кинематографа, а вместе с ним и известности Марка Наумовича Бернеса. Что можно сказать о его ролях в кино? Позднее такой же мягкий очаровательный образ будет у другого исполнителя, обаятельного барда Визбора. В них влюблялся зритель, но не потому, что оба они были какими-то писаными красавцами, а потому, что они светло улыбались, ни в одном их жесте или слове не было фальши, а ведь зритель живо реагирует на любую, пусть даже маленькую ложь и рисовку.

Бернес-исполнитель родился позже, только во времена Второй Мировой. В одной из ранних статей этого сайта я упоминал о композиции «Тёмная ночь», говоря о песнях Великой Отечественной войны. В Свердловске (сегодня Екатеринбург) Марк Бернес впервые вышел на сцену не для того, чтобы говорить, но для того, чтобы петь. Так уж получилось, что в мире, который дышал порохом, все песни неожиданно стали о войне. Бернес – не исключение, если сегодня спросить у прохожего, какие песни Бернеса тот слышал, то ответов будет не так уж много: «Тёмная ночь», «Песенка фронтового шофёра», «Журавли». И все они пропитаны этим страшным запахом смерти. При этом, они не так уж мрачны, иногда даже совсем наоборот. И всё-таки, всё-таки…

Бернес возвращается в Москву, и начинает сочетать сразу две профессии – исполнителя песен и киноактёра. И та, и другая приносят ему небывалую славу, хотя, как говорят близкие ему люди, её-то он никогда не искал. Появилась «Я люблю тебя жизнь» - восхитительная песня, до сих пор не уходящая в тень прошедшего времени, живая, добрая, немножко грустная. Итог его карьеры киноактёра – 35 фильмов. Но всё же, сегодня именно его песни вспоминаются в первую очередь.

Особенной была способность Бернеса работать с коллегами. Как вспоминал Эдуард Колмановский, «это был единственный из известных мне исполнителей, который работал и с поэтом, и с композитором. Он не писал стихов и музыки, но тем не менее был в высшей степени профессиональным знатоком песни». Вот уж действительно, странно. Совсем скоро наступит время бардов, они и уже появляются, но страна влюбится в них без оглядки, уже когда великого Бернеса не станет. Барды принесут в музыку и в литературу ветер новаторства, они, не имея специального образования, будут сами придумывать музыку и стихи, создавая тончайшую пелену, из которой будет соткано новое искусство. Бернес же всегда пел чужие песни, но участвовал в процессе их создания, заставлял поэтов переписывать те моменты, которые считал неудачными. И не потому, что он судил по себе, а потому, что мог петь только то, что прочувствовал полностью, под каждой строчкой чего он бы мог не раздумывая расписаться.

За свою жизнь Марк Бернес побывал во многих странах, давал концерты, общался с людьми. Его любили, его популярность на родине, в Советском Союзе, была огромной. Говорят, что Владимир Высоцкий, ставший впоследствии новым гением нашей культуры, был чрезвычайно горд тем, что его песню пел сам Бернес! К сожалению, век исполнителя был недолог. Марк Наумович Бернес покинул этот свет в 1969 году. Его убил рак лёгких. Незадолго до смерти он записал песню на стихи Расула Гамзатова (перевод - Наум Гребнев), название которой навсегда останется в памяти российского народа, потому что забыть этот шедевр могут только люди, не ведающие ни совести, ни уважения к памяти, безголовые манкурты и только они. Честное слово, я в это искренне верю. Вы, конечно, уже догадались, о какой песне идёт речь. Сегодня, когда со дня рождения Марка Бернеса прошло целое столетие, мне бы хотелось ещё раз напомнить вам эти слова, такие простые, которые медленно умирающий Марк Наумович записал, как рассказывают очевидцы, с одного раза, не останавливаясь. Кажется, никакие другие слова, кроме стихов народного поэта Дагестанской АССР, не могут завершить эту статью.

Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.

Выскажись!

CARCASS


!