Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Литература // Михаил Веллер и Карен Шахназаров в магазине Библио-Глобус

Михаил Веллер и Карен Шахназаров в магазине Библио-Глобус

На неделе с 5 по 9 октября в книжном магазине Библио-Глобус на Мясницкой улице состоялся ряд презентаций книг многих известных деятелей искусства нынешней эпохи, причём, что самое интересное, из самых разных его направлений. Так, 6го числа прошёл Есенинский вечер, 7го октября Владимир Соловьёв презентовал книгу «Мы – русские. С нами Бог», презентация 8го октября была посвящена книге Олега Митяева «Одинаковые сны», а на последний рабочий день выпала презентация сборника поэзии актёра Льва Прыгунова.
Но этот отчёт мне бы хотелось посвятить первому дню презентаций, когда в зале присутствовали сначала Михаил Веллер, а потом известный кинорежиссер Карен Шахназаров. Что объединяет этих двух, казалось бы, разных людей – умение заинтересовать публику, увлечь по волнам своих мыслей, создать некую искру, от которой дальше разовьется, разгорится диалог между писателем и читателем. Но всё же пойдем по порядку.
Михаил Веллер представил книгу Легенды Арбата

Первым перед зрителями предстал Михаил Веллер, который представил книгу «Легенды Арбата» - московский вариант «Легенд Невского проспекта». Биография писателя настолько разнообразна и порой удивительна, что ей следовало бы посвятить отдельную статью, но здесь я остановлюсь, пожалуй, лишь на некоторых моментах. Михаил Веллер родился в 1948 году в городе Каменец-Подольский в УССР. В 1972г. окончил филологический факультет Ленинградского университета. Работал лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, скотогоном в Алтайских горах, журналистом, учителем - всего сменил около тридцати профессий. Первая книга рассказов «Хочу быть дворником» вышла в 1983г. и сразу привлекла внимание критиков и читателей точностью и гибкостью стиля и неожиданностью сюжетов. Огромных объёмов продаж достигли такие книги, как «Роман воспитания», «Приключения майора Звягина» (1991) и названная критиками самой смешной книгой последних лет «Легенды Невского проспекта» (1993). А роман «Гонец из Пизы» выдержал за год 11 изданий.

В самом начале своей беседы со зрителями, автор определил, что предпочёл бы вести диалог, построенный на полюбившемся ему жанре рассказа-импровизации, когда в ответ на вопрос автор начинает рассказывать всё, что хотя бы косвенно имело отношение к заданной тематике. Именно так он полностью раскрывается перед читателем или слушателем. Действительно, такая практика сработала на все сто, и Михаил Веллер раскрылся как в высшей степени образованный человек, имеющий свою точку зрения на многие вопросы, с готовностью и открыто ее высказывающий в зачастую неоднозначной манере. При этом его плавная, уверенная манера речи притягивает, а многочисленные приводимые цитаты и исторические факты только усиливают его силу убеждения.

Писателю было задано очень много вопросов, на каждый из которых он долго и «со вкусом» отвечал, хотя отмечу, что подавляющее большинство из них более касалось исторических, философских и политический аспектов, нежели непосредственно новой его книги. Так, одним из первых прозвучал вопрос о том, пойдёт ли Веллер на выборы, прошедшие в минувшие выходные. На что писатель, сославшись на свою биографию и нынешнее эстонское гражданство, ответил отрицательно, добавив, что в любом случае не пошел бы на какие бы то ни было выборы, так как не верит в их истинность и результативность.

Задавался вопрос и о теории непротивления и теории противления злу насилием. Здесь была высказана идея о том, что, по сути, то или иное мировоззрение обусловлено историческими условиями, в которых жил и мыслил тот или иной исторический персонаж, будь то Ганди или Толстой. И даже в нынешний жизненных реалиях шестичасовое ожидание самолета в индийском аэропорту может навсегда отбить желание возвращаться в эту страну и заставить восторгаться много раз обруганным аэропортом Шереметьево-2. Но при этом политика непротивления злу обречена на провал, так как буквально каждый террорист спит и видит, когда же на его удар ты промолчишь, да и после удара, быть может, никто и никому не сможет передать, чем же так хороша теория непротивления.

Вообще история представилась зрителям как нечто настолько неоднозначное, что может трактоваться любым человеком, располагающим источниками информации. Ведь это для нас Чингисхан ассоциируется с монгольским игом, тяготами и т.п., а для монголов он был великим объединителем и организатором. При всем при том источники, из которых мы могли судить о тех или иных событиях истории, столько раз переписывались, что необходимо иметь «чуткий нюх» на истину. В качестве ярчайшего примера выступили военные реалии Великой Отечественной войны.

Но, наконец, был задан один-единственный вопрос непосредственно по книге, которой была посвящена презентация. История написания книги «Легенды Арбата», по признанию автора, была связана с предложением партии Союза правых сил написать «московский вариант» «Легенд Невского проспекта», чтобы там также имелись лидеры партии - Гайдар, Чубайс, Хакамада и прочие. Однако встречи и беседы с этими деятелями не принесли существенных результатов – интересных историй было мало, а многие вообще отказывались встречаться. А потому идея на время завяла, пока не возродилась вновь на основании новых, накопившихся за это время наработок и этих 2-3 историй.

На мой взгляд, книга, написанная таким человеком, должна представлять реальный интерес для нашей читающей публики. Надеюсь, что смогу и сама лично убедиться в этой, основанной на впечатлении от личности человека, а не от его творчества, идее.

Карен Шахназаров представил Яды, или Всемирная история отравлений

Следующим в зале презентаций появился Карен Шахназаров, представлявший книгу «Яды, или Всемирная история отравлений», основанную на сценарии к одноименному фильму. Однако автор предупредил, что не стоит искать в книге аналогичных сцен и ужасаться, как так – почему фильм оказался лучше \ хуже или же просто другим. Ведь в процессе съемки сценарий может измениться до неузнаваемости, каждый момент, движение на площадке может вызвать у режиссера ответный порыв внести что-то новое или изменить уже имеющуюся деталь, фразу или сцену.

В самом начале презентации ведущая поздравила Карена Шахназарова с номинацией его фильма «Палата №6» на премию Оскар в номинации «Лучшее иностранное кино». Режиссёр, отвечая на один из вопросов, также высказал своё мнение о нынешней тенденции к экранизации классических произведений. На его взгляд, нет никакого смысла брать Чехова, Достоевского и всё переделывать, ведь можно же написать что-то свое. А потому, если уж режиссер чувствует в себе силы взяться за экранизацию классики, то она должна предстать во всей своей исконной красе, до последней буквы или ремарки автора. Классика всё же должна оставаться классикой, и это большая ответственность – заниматься перенесением её образов на киноэкран. Ведь любой язык, будь то русский, французский или какой-либо другой создаёт настолько неоднобокие, богатые визуально и по смысловой насыщенности образы, что крайне сложно подобрать нечто столь же фактурное и адекватное.

При этом при создании любого фильма не стоит, как на рынке, выяснять предпочтения публики, пытаться под нее подстроиться, так как это, скорее всего, будет означать провал. Необходимо руководствоваться внутренним чувством, ощущениями и просто собственными стремлениями.

Возвращаясь к теме представленной книги, хотела бы отметить, что была высказана мысль о том, что историческая канва повествования, изначально возникшая из впечатлившей Шахназарова истории рода итальянских отравителей Борджия, дала возможность раскрыть многие темы, связанные с моралью, нравственностью, поговорить о культурных ценностях, истории и политике. По мнению людей, присутствовавших в зале, сходную возможность мог бы дать новоявленному писателю и его десятилетний опыт работы в качестве директора студии «Мосфильм», о котором сам Шахназаров сказал, что там было «много триллера, комедии, драмы». Однако режиссёр полагает, что ещё слишком рано, так как слишком много персонажей и эпизодов легко узнаваемы, да и он сам не видит себя в качестве литератора. Относясь к литературе и писательскому мастерству с огромным уважением, он считает кино полуискусством, к занятию которым он больше годен.

Несмотря на столь критическое замечание в свой собственный адрес, Шахназаров признаёт свои заслуги на поприще директора «Мосфильма», но объясняет их тем, что как режиссер он осознает, как создать комфортные условия, помочь развиться и проявить себя своим коллегам по режиссерскому цеху.

Он также дал оценку состоянию киноиндустрии в кризисный период. Шахназаров полагает, что и финансирования вполне достаточно, а уровень развития технологий просто первоклассный. Что же касается уровня кино с точки зрения творчества, он признал несравнимость нынешних работ с советскими картинами, ведь в те годы даже режиссеры второго плана создавали картины на века, первоклассные работы. Однако это не причина посыпать голову пеплом и рвать на себе волосы, всё придёт со временем. Не хватает нам, по его мнению, лишь советского ощущения, уникальности, пиковости создаваемых фильмов. «Кино – оно в людях».

Выскажись!




!