Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Музыка // Мини-альбом Шитрок группы Оргия Праведников

Мини-альбом Шитрок группы Оргия Праведников

Итак, «Шитрок» - это в переводе, простите, говнорок, тот самый, о котором когда-то пел Федя Чистяков в своём одноимённом триллере времён разочарования нарастающим комом однообразного музыкального продукта, которому задолго до того пророчили великое будущее и приписывали национальную идею. Не знаю, как обстояли дела с национальной идеей – от популярного нынче выражения «русская духовность» вовсю несёт нефтяными испражнениями, но великое будущее было загублено именно тем, что когда-то подпитывало горение маленького самодеятельного костерка – переменами. Связь новой пластинки Оргии Праведников со всеми этими явлениями налицо: не зря, по дошедшим до нас сведениям, на презентации исполнялась знаменитая «Перемен» группы Кино, которая навсегда стала символом коренного перелома. Только вот перемены наступили достаточно быстро, и неистовым борцам не с чем стало бороться. А потом случилась вещь ещё более страшная – родилась другая страна, возникла другая форма правления, пришли новые люди и… ничего не изменилось! Об этом уже незадолго до смерти говорил и великий Окуджава, который, как и многие поначалу поддерживал перемены, видел в них светлое начало. Может, дело-то было не во власти, не в системе? Может, дело в нас во всех?
0 фото к материалу Мини-альбом Шитрок группы Оргия Праведников

Почти двадцать лет на больших и малых сценах властвовал «Шитрок». Бездумный, почти безыдейный и уж точно безынициативный. Кто-то делал деньги, кто-то – славу, кто-то делал блюз и весело выступал по мелким подвалам в черте Садового кольца. Кто-то, как Летов, впитал в себя обаяние площадей, и из подполья ушёл на трибуны. Многие считают, что это было самое продуктивное время для Гражданской Обороны. Потому что этот сибирский человек-легенда быстро понял, а если и не понял, то просто почувствовал, что без протеста рок быстро превращается в коричневую субстанцию, и отнюдь не в шоколад. И мне кажется, что пришло время если не вернуть несчастному жанру хоть немного осмысленности, то, по крайней мере, достать с полки запылившиеся диски и кассеты: непокорность и борьба снова актуальны, они, как скажут наши современники – последний тренд. Это почувствовал и Шевчук, который 4 февраля на морозе всё-таки пел для пришедших на митинг свою трогательную «Родину», почувствовал и Noize MC, который вообще путч и развал Союза должен помнить разве что по картинкам, почувствовали и многие другие, среди которых – нормальные честные люди и примазавшаяся богемная аморфщина. Вот уж действительно, в этом контексте выход мини-альбома «Шитрок» стал той чертой, за которой, будем надеяться, начинается возрождение жанра и постепенная девальвация первого корня искусственно созданного слова говнорок.

Но вернёмся к пластинке. Я не зря выше вспомнил Егора. Одна из песен «Шитрока» - прямая отсылка к его творчеству, в каком-то смысле даже песня памяти. Связь тут, скорее, не смысловая, а какая-то интуитивная, слушая песню первый раз я вообще не вслушивался в текст, но сама музыка, сама атмосфера композиции явно отсылает нас к Гражданской Обороне, великим психонавтам и первопроходцам. «Чёрная земля» - такое название носит композиция. В ней я впервые услышал много нового и почувствовал неладное. Калугин сотоварищи создали Франкенштейна. Как будто им захотелось противопоставить обычно исключительно непрофессиональному современному русскому року, в основе которого – три блатных аккорда, свой профессионализм. И потом на протяжении всех четырёх песен я сидел как на иголках: я боялся, я действительно нервничал – лишь бы не переборщили! Лишь бы не каша, лишь бы не мешанина, лишь бы не через край! И только дослушав последнюю песню, я вздохнул с облегчением. Не перегнули. Хотя были на волосок от этого. На пластинке – насыщенная, сложная, титанически весомая музыка, которая падает на вас как небоскрёб, и может придавить тех, кто не прошёл школу предыдущих альбомов группы. «Наша Родина - СССР» практически не изменилась, и всё равно чувствуется, что она стала сложнее, мощнее, продуманней. Она перестала быть «проходной», каковой её многие считали до этого, теперь она, как и три другие песни, стала отражением одного из нескольких важнейших сюжетов нашего времени: переосмысление роли Союза в нашей истории и в наших жизнях, переосмысление роли человека в мире и обществе, переосмысление роли веры и религии, а заодно и музыки – как отражения общества, личности и души каждого из нас.

А после была «Королевская Свадьба». Говорят, что эта песня стала для Оргии Праведников наиболее сложной, так как музыканты никак не могли воплотить её в жизнь в том масштабе, какой ей соответствует. Что ж, кажется, наконец удалось. Чувство, которое возникает при прослушивании композиции, сравнимо с тем, как в детстве ты видишь едущий танк. Пусть время мирное, пусть танк не стреляет, а просто едет, но гул, с которым движется колонна, практически видимо прогибающийся асфальт, удивительно заметный вес машины наполняют тебя каким-то странным чувством значимости и важности момента. Так и тут. Количество планов зашкаливает, инструменты, голоса, обрывки слов и фраз на разных языках, всё это, кажется, творит новый мир на наших глазах… или на наших ушах… я запутался. Вообще, я человек исключительно не религиозный, к вере отношусь насторожено, к церкви не отношусь вообще никак. Но всё-таки, композиция хороша.

А вот сам «Шитрок» меня разочаровал. Складывается впечатление, что симфонический оркестр вышел на сцену и как-то немного стыдливо заиграл мелодии современной эстрады. При этом, несмотря на название, Оргии не удалось искусственно упростить музыку, убедить, что рок - действительно «шит». Хочется сказать словами Станиславского, но сама эта цитата уже настолько всех достала, что не будем уподобляться прочим рецензентам (да и себе самому – я тоже употреблял это краеугольное изречение любого критика непростительно часто). В общем, композиция, пожалуй, мне не понравилась. Актуально, но не оригинально. Хотя, «корни, кровавые корни…»

В общем, занятная пластинка, во многом – важная, своевременная. Слушайте.

Выскажись!

CARCASS


!