Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Литература // Мураками в шорт-листе премии IMPAC Dublin 2013

Мураками в шорт-листе премии IMPAC Dublin 2013

На днях был опубликован шорт-лист престижной международной литературной премии «The International IMPAC Dublin Literary Award». В десятку лучших из лучших наши соотечественники не попали, основные позиции заняли представители Ирландии, Британии, США и других стран. Но четвёртую строчку в списке занимает фигура поистине мирового масштаба – любимец молодёжи и книголюбов со стажем Харуки Мураками. На премию номинирована его трилогия «1Q84».

0 фото к материалу Мураками в шорт-листе премии IMPAC Dublin 20131 фото к материалу Мураками в шорт-листе премии IMPAC Dublin 2013

Россия познакомилась с эксцентричным японцем не так давно. Пик его популярности пришёлся на расцвет хипстерского движения, хотя интеллектуалы всего мира давно следят за выходом его новых книг. И это неспроста. Харуки Мураками умудрился создать совершенно новый жанр, в котором и занял лидирующие позиции. Его книги – рассказы о жизни в крупных городах, жизни одинокой, несмотря на перенаселённость.

1Q84 – три книги мастера, повествующие о параллельном 1984 годе, в котором происходят безумные и, на первый взгляд, никак не связанные друг с другом события. Маленький народец, выходящий из чрева мёртвой козы, обворожительная и циничная девушка-киллер на страже женских свобод, писатель, не способный самостоятельно написать великое произведение, но зато умело аранжирующий воспоминания странной девочки с жуткой историей. И над всем этим парит мрачная тень закрытой секты, обладающей огромным влиянием и дурной репутацией. Фантасмагоричные образы, мистика на грани ужаса, современность и архаичность, скованные воедино на века.

И всё-таки, 1Q84 – не та книга, которая может иллюстрировать собой талант Мураками как прозаика. Это скорее «очередной» труд мастера, безусловно, идеально написанный, но лишённый того, чем стал для многих в этом мире японский писатель. Это, так сказать, «попса» от большой литературы. Харуки Мураками весь воплотился в «Норвежском Лесе», этой мрачной оде одиночеству, любви, особому декадентскому удовольствию от самоусреднения. Эти мотивы автор развил потом в «Трилогии Крысы», но всё-таки, Лес – огранённый алмаз, идеальный настолько, что с ним просто невозможно спорить. Ни одна часть книги, ни один отрывок не кажется натянутым или лишним, чем порой грешат некоторые главы 1Q84. Просто, время таких до костей пробирающих историй прошло. И всё равно, Мураками постоянно ходит по кругу, периодически вставляя в новые произведения знакомые мотивы, личные переживания, что-то такое, что заставляет сжиматься бедное читательское сердце.

Японец умеет на удивление хорошо и не пошло играть такими темами, как самоубийства, секс, любовь, дружба. В его мире одинокий человек встречает другое одиночество и любит его. В его мире люди говорят слоганами, потому что слова ничего не стоят. При этом общение на каком-то ментальном уровне идёт постоянно, будь то через соприкосновение пивных бутылок, секс с безымянной партнёршей или временный обмен автомобилями. Герои Мураками познают мир тактильно, живут в нём только тогда, когда коммуницируют с кем-либо. Если же контакта нет, нет и жизни в обыденном понимании. И отсутствие контакта губит людей, как погубило прекрасную героиню «Норвежского Леса». Похожая ситуация мелькнёт и в «Трилогии Крысы», и ещё не раз. Мысль о самоубийстве, как о логичном завершении одиночества, не покидает персонажей автора, но его многочисленные «Я» никогда не прибегают к таким мерам, так как они-то точно знают, что и смерть – не выход. А больше они ничего не знают. Еле вытаскивая из отчаяния самих себя, у них уже не остаётся сил на помощь другим.

Без этих обязательных атрибутов Мураками уже не кажется собой. Он – певец отчаяния, в которое мы все хоть раз в жизни впадали. Он может быть близок каждому, даже последнему оптимисту, не видящему вокруг себя ничего, кроме сахарной ваты и шариков. Увы, за награду «The International IMPAC Dublin Literary Award» борется не Норвежский Лес. На неё претендует 1Q84 – совершенно другая книга. Книга-блокбастер, если хотите. 

Что ж, посмотрим, чем закончится соревнование литературных гениев. 

Выскажись!



!