Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Интервью // Музыкальная кухня, или что творится за сценой?

Музыкальная кухня, или что творится за сценой?

Люди, которые ходят на концерты живой музыки самых разных жанров, обычно не задумываются над тем, что же происходит за сценой. Поэтому мы решили уделить внимание этой сфере и попросить людей, ответственных за устроительство концертов, самих рассказать о своём нелёгком труде. И вот результат: перед вами обширный опрос, в котором участвовали одни из лучших организаторов концертов в Москве и других городах России.

Вместо вступления

Когда мы только начинали заниматься современной культурой и музыкой, всё было как-то проще. Было несколько клубов, концерты проходили довольно редко, и публики было, почему-то, куда меньше чем сегодня. Но вот прошло несколько лет, и что мы видим? На клубной карте Москвы – десятки новых названий, организацией концертов занимаются сотни человек, а всем нам приходится внимательно изучать афиши и старательно выбирать, куда пойти, ведь в один день подчас может быть сразу пять-шесть достойных мероприятий!

Но так ли хороши эти изменения? Что вообще случилось за эти годы? Вот это мы и попытаемся осмыслить с помощью наших гостей – ярчайших представителей этой отрасли. Итак, встречайте, организаторы концертов, с которыми нас связывают длительные рабочие отношения, и которые, чаще всего, остаются за кадром нашим отчётов. Это: Мишель Данилова (клуб XO, а также некоторые другие клубы Москвы и Санкт-Петербурга), Ангелина Кипелова (DM-PROMO agency), Пабло Коварный (Concert agency "Zloi Rock"), Константин Миронов (арт-директор клуба План Б, организатор многочисленных концертов в Москве и других городах России), Михаил Черняев (FREEDOM METAL FESTIVAL), Андрей DAF (LIFE MUSIC), Дмитрий Лукашин (M.a.d. PRomo agency), Ника Морозова (экс-арт-директор клуба План Б, концертный администратор группы Красная Плесень), Павел Данилин (Гильдия Музыкантов). 


Музыкальная кухня, или что творится за сценой?
Красная Плесень в Плане Б

Привет! Итак, первый вопрос у нас сегодня такой: в последнее время в Москве появилось огромное количество различных клубов, арт-кафе и иных концертных площадок. По каким критериям ты выбираешь, где будешь устраивать мероприятие?
Мишель: В первую очередь, меня интересует технический райдер клуба, световое оборудование, сцена, профессиональный и ответственный звукорежиссёр, просторная гримёрка, хорошее отношение персонала, чему и соответствует клуб ХО. В нём приятно работать и не стыдно звать музыкантов выступать и привлекать публику, потому что помимо перечисленных факторов, в этом клубе можно приятно посидеть большими компаниями за большими столами и отведать недорогую и вкусную кухню!
Ангелина Кипелова: В данном контексте я жуткий консерватор. Пересмотрев все клубы Москвы, я пришла к выводу, что лично мне больше всего нравится Plan B, и «не изменяю» этому заведению уже почти три года.
На мой взгляд, звук и свет (хотя они тоже важны) не играют главенствующей роли в создании великого объекта атмосферы. Важно несколько иное – как нашу порой маргинальную публику встретят на входе, не обидят ли хамством или презрительным взглядом. Как администрация клуба будет решать вопросы, которые неизменно возникают в процессе мероприятия.
Для меня хороший клуб – это где и зритель, и музыкант, и организатор могут чувствовать себя комфортно. Plan В для меня в этом отношении идеален.
Пабло: Будем исходить из того, что я, в основном, устраиваю тяжёлые концерты, поэтому арт-кафе не подходят, и основное внимание нацелено на такие клубы как Plan B, Hleb, YOU TOO. Техническая база и атмосфера этих клубов как раз соответствуют для проведения металл-концертов.
Константин: Как арт-директор клуба Plan B я, естественно, стараюсь организовать как можно больше хороших мероприятий именно в этом клубе. Но бывают случаи, когда по тем или иным причинам для мероприятия больше подходит другая площадка - или мероприятие выходит за рамки вместимости клуба, или нужная дата в Плане Б занята другим мероприятием, или мероприятие происходит в другом городе. Тогда площадка выбирается по нескольким критериям, в основном это: формат (танцпол, сидячий зал и т.д.), вместимость, финансовые условия работы с организаторами (аренда, % от входа), технические условия, удобство расположения и т.д. Немаловажный фактор также - популярность площадки среди аудитории артиста и стилистическая "совместимость" артиста с площадкой, например, концерт Коррозии Металла в КЗ им. П.И.Чайковского - вряд ли хорошая идея)
Михаил: Все зависит, в первую очередь, от условий, которые выставляет клуб. Как правило, они должны быть приемлемы как и в отношении аренды, так и дня проведения мероприятия. Ну, а в целом, я, как правило, работаю с одними и теми же клубами, с которыми сотрудничаю уже долго, в качестве исключений могут быть менее знаменитые клубы, но это только в том случае, если среди старых знакомых не нашлось нужной мне даты.
Андрей: Критерий - это однозначно качество сцены, аппарата, местоположение клуба и, конечно же, интерьер клуба. Популярность места - это уже второе. Есть "известные" клубы, которые не соответствуют минимальным требованиям. Но таких мало. Какие клубы? Хм. Скорее всего самые популярные - ХО, Plan B, Hleb. Клубов, в которых я работаю, много, но это - основные.
Дмитрий: Основными критериями при выборе площадки является ряд факторов: концепция и стилистика мероприятия, состав участников, предпочтения группы хедлайнера (так как многие команды готовы выступать, но в определённых заведениях), условия аренды заведения, ну и конечно статусность площадки – желательно чтобы клуб был проверенный и с «именем»…
Ника:
- формат заведения в соответствии с публикой, которая ходит на подобное мероприятие,
- местоположение заведения,
- условия (стоимость аренды, проценты),
- вместимость.
Павел: Клуб должен быть уютным и доступным по ценам и расположению, чтобы музыкантам и их зрителям было приятно не только выступить там (ибо звук несомненно важен), но и добираться туда. Есть клубы, которые находятся в самом центре, но они либо слишком дорогие по ценам меню, либо недостаточно соответствуют образу рок-клуба, хотя зовут меня организовывать там рок-вечеринки. В таких местах я стараюсь концерты не делать. Кроме того, всегда можно спросить у самих музыкантов - понравилось ли им выступать в том или ином клубе, и, если ответ положительный, то можно смело пробовать делать концерт в этом месте. Ведь комфорт музыкантов - самое важное для меня, как организатора, так как если им хорошо, значит и звук, и атмосфера, и зрители довольны.

А вообще с точки зрения организатора большое количество клубов – это хорошо? Расширяет ли это поле деятельности на самом деле ?
Мишель: Нет, потому что многие не понимают, для чего они открывают клубы, и как с ними обращаться, и что вообще необходимо. За последние два года было открыто огромное количество клубов, как и закрыто, но они не приносят ни удовольствия музыкантам, ни дохода директорам, так как не созданы условия для музыкантов. Они больше похожи на забегаловки и пабы. Это места для караоке, но как раз-таки в таких местах и пытаются нажиться на молодых музыкантах, которые не представляют даже, что такое настоящий рок-клуб, и как он выглядит. Могу перечислить площадки, которые действительно можно назвать рок-клубом. Милк, Арену и подобного рода площадки не трогаю, они и так круты, там не все группы могут играть, но желаю всем стремиться именно к таким площадкам, начиная с перечисленных: Точка, ХО, ИКРА, План Б, Б2, ну, и немного пониже уровнем, Ю-Ту и Ниагара (в последнем необыкновенный ремонт сделали, я была в восторге).
Ангелина Кипелова: Расширяет, конечно. Каждому свое, есть куда пойти, есть вариации площадок для небольшой компании и для огромной тусовки.
Пабло: С точки зрения второго закона диалектики "Закон перехода количественных изменений в качественные" это хорошо, но с точки зрения организации концертов и развития музыкальной сцены не всё так однозначно. На данный момент для концертного агентства "Zloi Rock" вполне хватает перечисленных мной выше клубов.
Константин: С точки зрения организатора, конечно хорошо: если условия одного клуба не устраивают, можно перенести концерт в другой. Но и для клубов это тоже, в конечном счете, хорошо - здоровая конкуренция заставляет клубы меняться к лучшему, удовлетворять запросы самых требовательных организаторов и клиентов, чтобы их удержать - в итоге неконкурентоспособные клубы закрываются через полгода, а успешные - живут долго и счастливо)
Михаил: Думаю, что нет. Точнее не вижу причин думать, что сотрудничая с большим количеством клубов можно каким-либо образом расшириться, скорее это зависит от собственного энтузиазма, а развернуться с душой можно и в одном - двух клубах.
Андрей: Нет, это далеко не хорошо, так как количество клубов - это наша (организаторов) конкуренция, например, с четверга по воскресенье в Москве может пройти около 35 концертов. Представляете, какая конкуренция?
Дмитрий: Есть давняя поговорка, что все хорошо в меру! Это касается и количества открываемых новых клубов и площадок. В последние годы предложение по концертам явно превышает спрос, и зачастую представителю целевой аудитории того или иного жанра приходится выбирать не то что между несколькими концертами в месяц или неделю, бывает, что в один день концерты проходят в разных точках города, с хорошим и весомым составом участников одного определенного направления музыки. Но и монополизировать сегмент определенного музыкально-концертного рынка заведением тоже неправильно, поэтому должна быть конкуренция, и разнообразие заведений - это хорошо, но в меру.
Ника: Это палка о двух концах. С одной стороны – есть выбор, есть здоровая конкуренция. С другой – если бы в городе был один клуб, там был бы всегда аншлаг. Чем больше клубов, тем меньше публики достается каждому клубу. Да и ценность клуба как такового снижается.
Павел: Возможность устроить концерт в разных клубах расширяет возможности того, что можно предложить музыкантам. Если им понравилось, как организовано мной их выступление в одном клубе, но им хочется чего-то нового и в то же время надежного; выступление, организованное мной в новом клубе, - отличный вариант для них.

Музыкальная кухня, или что творится за сценой?
Freedom Metal Fest

Как ты относишься к тому, что организаторы всё чаще работают с одними и теми же проверенными клубами и музыкой одного жанра? Нужно ли разнообразие, или каждый организатор должен занимать свою нишу?
Мишель: Я, наоборот, к этому очень хорошо отношусь: к каждому клубу, как мне кажется, должны быть прикреплены свои постоянные организаторы, это и удобнее для работы с группами, и организаторы друг к другу привыкают, и не создаётся конфликтов: у каждого организатора есть своя база групп, с музыкантами которых удобно и приятно работать. Но со временем список, как ни крути, видоизменяется, так что ничего постоянного нет.
Ангелина: А тут невозможно как-то относиться, подобные ситуации складываются логически, в силу обстоятельств и выводов, которые мы делаем, обретая опыт работы.
Для нас проверенные группы, клубы, люди – это в первую очередь хотя бы какая-то часть спокойствия в океане непредсказуемости, которой всегда страдает шоу-бизнес.
Пабло: Здесь всё индивидуально, как и в любой другой специализации человек сам выбирает широкий или узкий профиль своей деятельности.
Константин: Нужно ли разнообразие - каждый организатор определяет для себя сам, например некоторым организаторам их "музыкальные убеждения" не позволяют делать концерты других жанров и артистов, кроме тех, которые они привыкли делать.
Михаил: Ну, в нашей стране и так достаточно разных направлений в музыке, и если каждый будет делать одно и тоже, я боюсь что людям станет вовсе неинтересно, когда на протяжении, скажем, месяца во всех клубах играет одно и тоже)
Так что в данном вопросе я за нишу, мне кажется так проще, и группы знают конкретно 2-3 организаторов в их стилистике, и организатор имеет список тех или иных групп, подходящих ему, и практически всегда имеет возможность в случае необходимости найти кому-то замену.
Андрей: Абсолютно нормальная ситуация, там где давно работаешь возникают хорошие отношения во всех планах. Приходишь как к себе домой. А на счет организаторов, то нормальные организаторы, не однодневки и не молодежь, которая относится к этому делу как к некому увлечению и некому хвастовству, чтобы быть чуть выше своих сверстников, давно выбрали те или иные стили. А так, я лично приветствую, когда компания или организатор работает со всеми стилями, почему бы и нет.
Дмитрий: Тут выбор уже собственно организатора, если он разбирается в музыке разных жанров и направлений, готов с ней работать, знает, как это нужно делать и где, то почему бы и нет? Но зачастую лучше выбрать несколько близких направлений и работать с ними, и работать качественно, нежели скакать с блек-металла на этнику и электронику, делая так называемые «пионер фесты» с неграмотным подходом и организацией. Но, повторюсь, если организатор подкован в различных жанрах и уверен, что сможет все качественно организовать, то это только плюс.
Ника: Я отношусь к этому хорошо. Каждый должен заниматься тем, что у него хорошо получается. И если организатор по каким-то причинам выбрал узкую специализацию, это не плохо.
Павел: Думаю, если делать концерты в одном и том же клубе, и делать это с душой - то почему бы и нет? Этот вариант очень хорош, и стимулирует организатора придумывать какие-то дополнительные бонусы, чтобы музыкантам было интересно прийти и выступить еще и еще. Что касается жанров, то тут все довольно просто. К каждому организатору в том или ином количестве стучатся музыкальные группы, желающие выступить. Обычно, организатор предлагает выступить на условиях, требующих некие финансовые обязательства от группы, если группа согласна их исполнить, тогда он уже слушает группу и прикидывает, куда можно было бы ее поставить. Поэтому про ниши, обычно, речи не идет.
Всем известны Гранж-Фесты 2011 в честь Дня рождения Курта Кобейна, где, за редким исключением, выступали все, кроме продолжателей творчества группы Nirvana, и так же известны фестивали, организаторы которых обещают музыкантам полный зал зрителей в таких больших клубах, как Точка, а на деле в зале оказывается тридцать зрителей, из которых подавляющее число - друзья тех, кто стоит на сцене. Во всех таких случаях главной целью организатора является собрать побольше денег с зрителей и участников, не особо задумываясь над подборкой групп по жанрам и о их комфортном выступлении. К сожалению, таких горе-организаторов очень много, поэтому образ человека, делающего концерты, как правило, очень похож на образ барыги, а бизнес организации концертов считается одним из самых грязных.
Но рыба ищет где глубже, а музыкант - где комфортнее, так что, думаю, появление организаторов, которые заботятся о музыкантах не меньше, чем о себе, уже сейчас встречено исполнителями на ура.

Музыкальные клубы часто сами определяют поле своей деятельности. Так, понятие «рок-клуб» давно вошло в наш лексикон. Как ты относишься к тому, что, несмотря на такое определение, многие клубы устраивают концерты исполнителей кардинально иных жанров и даже проводят тематические немузыкальные мероприятия?
Мишель: Рок-клуб в моём понимании - это не только площадка для рок-групп, а площадка для выступления групп любой направленности, но, в отличие от паба, в нём есть всё необходимое оборудование для того, чтобы проводились концерты.
Ангелина: Да черт знает, жить все хотят. Идейность нынче не в почете. Я всех понимаю. Чтобы хоть как-то делать рок-концерты для публики, не страдающей денежным поносом, приходится вертеться и жить по принципу «и нашим и вашим за три рубля пляшем». Ханжество в данном контексте неуместно.
Пабло: Ну, начнем с того, что само понятие рок стало довольно расплывчатым, и каждый его использует, если это в той или иной степени ему выгодно.
Клуб - это не хобби, а бизнес (во всяком случае, как правило), поэтому он и диктует свои правила.
А немузыкальные мероприятия можно проводить и с рок-акцентом, те же пивные вечеринки, показ андерграундного кино, да и много чего еще проходит и можно придумать...
В общем, я отношусь к этому нормально, как к необходимой действительности.
Константин: Это нормальное явление в сегодняшних условиях - Москва, если не ошибаюсь, сейчас занимает второе место в мире по цене недвижимости, поэтому клубы должны постоянно работать, в идеале - 24 часа в сутки 365 дней в году, чтобы покрыть затраты на аренду (или покупку, не важно) помещения, особенно если оно в центре города и недалеко от метро. А одна и та же публика не будет ходить в клуб каждый вечер и каждую ночь, какими бы интересными ни были мероприятия. Даже если бы во всей Москве существовал только один рок-клуб - допустим, все вечера еще можно было бы забить рок-концертами, на которые ходит более-менее разная публика - сегодня металлисты, завтра панки, послезавтра альтернативщики и т д, но на ночные мероприятия рок-публика, в большинстве своем, не привыкла ходить, поэтому ночи все равно придется "закрывать" хаус- и транс-вечеринками. А если еще и на немузыкальные мероприятия людей удается собрать - так вообще отлично, за это время можно провести профилактический ремонт аппарата)
Михаил: Ну, в конце концов, я думаю им просто деваться некуда. Да и хочу заметить, "рок" музыкой у нас в стране уже не заработаешь, вот они и нашли решение проблемы. Надо просто на клуб в наше время смотреть, как на чей-то бизнес.
Дмитрий: Я считаю, что это вполне нормальное явление. Изначально заведение, конечно, ориентируется на определенный сегмент целевой аудитории и исполнителей, но со временем, конечно, возможно разнообразие и даже в какой-то степени необходимо, так как это расширение аудитории заведения и, соответственно, возможностей. Для развития площадки это только на пользу, но все же приоритетным необходимо оставлять изначально выбранный курс.
Ника: Я считаю, что это правильно. Так как настоящих рок-клубов у нас нет.
Есть маленькие тематические клубы с форматом кабака. А есть концертные площадки, в которых в силу особенностей нашего менталитета, невозможно сделать клуб узкой направленности. Поэтому крупные клубы просто обязаны быть мультистилевыми.
Павел: Про клубы можно сказать следующее. Это место, которое гарантированно платит аренду за помещение, зарплату персоналу, несет дополнительные расходы. Все это подстегивает администрацию клуба к тому, чтобы искать наиболее выгодные мероприятия и наиболее богатых организаторов. Но есть клубы, владельцы которых вкладывают в них большие деньги и ждут долгосрочной отдачи прибыли (например, клубы, находящиеся на острове, где раньше находился Красный Октябрь), а есть менее богатые клубы. Мэйнстримом, хотим мы этого или нет, сейчас является электронная музыка, пенные вечеринки и зарубежные диджеи, рок же - для немногих любителей живой музыки со смыслом, поэтому рок-клубы, насколько я понимаю, держат именно те, кто любит рок-музыку и ценит живой звук превыше денег.

Музыкальная кухня, или что творится за сценой?
Концерт группы Katatonia

Стремишься ли ты к развитию, то есть к увеличению количества концертов, приглашаешь ли всё более мощных хедлайнеров, или стремишься к стабильности в выбранной нише?
Мишель: Да, я думаю, что каждый стремится к повышению, развитию, но для этого не обязательно делать больше концертов, можно сделать один в месяц, но это будет незабываемый, долгожданный и всеми обсуждаемый концерт.
Ангелина: Скорее, стремлюсь удрать подальше, но не отпускают.
Пабло: Если нет прогресса, то это регресс, естественно, мы стремимся к повышению, но не количества, а в первую очередь качества и уровня наших мероприятий.
Константин: "Стабильность в выбранной нише" в концертном бизнесе, по-моему, недостижима, как абсолютный ноль по шкале Кельвина) Помимо того, что артисты всегда находятся в движении - на подъеме или спаде популярности, есть еще сезонные колебания посещаемости и множество других факторов. К относительной стабильности можно приблизиться как раз увеличивая количество концертов (например, из 5 концертов 2 провальных, но 3 успешных - уже положительный результат). Ну и "всё более мощных хедлайнеров", конечно, стараюсь приглашать по возможности - всегда должно быть какое-то развитие.
Михаил: В данном случае мне бы больше подошла стабильность, да и на своем опыте уже успел прочувствовать минус частых концертов. Касательно хедлайнеров, это конечно нужно, но у нас в стране не много тех, кто качественно прокачал бы зал, и зачастую хедлайнер - это риск, так как помимо аренды нужно еще и соблюдать выдвинутые условия и райдер.
Андрей: Все ответы да. Иначе зачем заниматься этой работой, если нет роста...
Дмитрий: Да, увеличение количества мероприятий это, безусловно, хорошо, но увеличение количества именно качественных мероприятий. Поэтому я руководствуюсь правилом - лучше меньше, да лучше. И в своей работе с самого её начала и по сей день, я руководствуюсь выбором достойных хедлайнеров при организации концерта или фестиваля определенной стилистики.
Ника: В данный момент я занимаюсь организацией концертов только для группы Красная Плесень, поэтому я стремлюсь скорее к расширению географии концертов и увеличению их количества.
Павел: Безусловно, от роста никуда не деться, и количество концертов, хочу я того или нет, растет, так как желающих выступить все больше и больше. Стабильность в выбранной нише, в моем понимании - это стабильность выполнения фразы "Счастье для всех, и пусть никто не уйдёт обиженным!" на каждом концерте.
Что до хэдлайнеров, то я не верю в именитые группы. Мне интересно, чтобы группы, которые выступили у меня, росли и сами становились хэдлайнерами, тогда я испытываю особое удовольствие, что приложил руку к их успеху и известности. Я разработал целую программу развития известности у групп, которые пока еще не очень известны, и она работает и радует меня и те группы, которые со мной работают.

Не секрет, что различные клубы предлагают организаторам различные условия проведения концертов (под выкуп, аренду, процент с проданных билетов и так далее). Какие варианты предпочтительнее? Естественно, конкретные клубы называть не нужно, чтобы не раскрывать секреты =)
Мишель: Все клубы хорошего уровня, не ниже оценки 4 по пятибальной шкале, работают на аренде, всё остальное для меня не клубы, туда лично мне стыдно самой зайти, а не то, что приглашать музыкантов и своих гостей, пусть лучше будет залёт, чем "унылый клуб", подвал, где даже сцены нет, не говоря о световом оборудовании и звукорежиссёре с первого курса юридического! )))
Ангелина: Я вообще делаю концерты со свободным входом и редко когда связываюсь с билетами. Для меня концерт – это возможность показать команды как можно большему количеству публики, а для музыкантов – поиграть на хорошо набитый зал.
Пабло: Предпочтительнее, конечно, безвозмездно) Но если серьёзно, то я считаю, что если подойти к организации концерта основательно, то при любых условиях будет выгодно и организатору, и клубу, т.к. разница между этими условиями незначительна.
Константин: Зависит от бюджета концерта и от степени риска для организатора. Процент от входа хорош для малобюджетных концертов и для снижения риска, а если организатор уверен в больших сборах - лучше аренда. Могут быть и смешанные формы - плавающая арендная ставка в зависимости от количества проданных билетов и от выручки в баре. В любом случае, если организатор и площадка интересны друг другу - они всегда найдут взаимовыгодные формы сотрудничества.
Михаил: Ну, я предпочитаю работать, конечно, с клубом на условиях процента от входа, считаю, что такой вариант конкретно в моем случае самый удобный.
Андрей: Здесь деликатный вопрос, который решается только исходя из определенных обстоятельств. Я думаю этот вопрос я пропущу, т.к. у каждого организатора свои отношения и свои договоренности с клубами.
Дмитрий: Тут сложно ответить на самом деле, так как все зависит от мероприятия! Если это сольный концерт хедлайнера, то проще аренду взять, дискотека - это естественно проценты, но как и везде, условия всегда обсуждаемы, и четкого ответа, что предпочтительнее, без привязки к конкретному мероприятию, дать практически невозможно.
Ника: В каждом случае надо считать индивидуально. Где-то выгодней процент, где-то аренда.
Павел: Тут на самом деле все и вправду находится чуть ли не под грифом секретности, так как каждая новая договоренность между организатором концертов и клубом или между музыкантами и организаторами концертов стремится к максимальной выгоде, как в переговорах в любом другом бизнесе. Для музыкантов оптимально получить приятное выступление, хорошее отношение к себе, организацию концерта таким образом, чтобы помимо их зрителей в клубе оказался еще и просто народ, который заинтересуется их творчеством.
Для организаторов важно как можно сильнее обеспечить себе гарантии того, что они не прогорят, поэтому условия с выкупом билетов появились однажды и все никак не уйдут из мира андеграундных концертов. Но я верю, что однажды все переменится.
Для клуба важно получить как можно больше рекламы себя, веселья для тех, кто в нем оказался, чтобы потом прийти еще, и денег, все-таки это бизнес, и когда дело касается клубов - бизнес немаленький.

Музыкальная кухня, или что творится за сценой?
Viva Picata в Швайне

Чего, по твоему мнению, не хватает на нашей сцене, какие изменения хотелось бы видеть в процессе работы?
Мишель: Со стороны музыкантов: качества исполнения, а не выпендрёжа перед девочками и друзьями. Со стороны организаторов: терпения желаю всем побольше и понимания, к музыкантам относиться более снисходительно, но и распускаться им тоже не позволять. К тем, кто открывает непонятные забегаловки, ну или клубы, но не знают, что с ними делать и как продвигаться: вложите деньги лучше во что-то более приемлемое или более подходящее вашему роду деятельности. Или, в конце концов, развивайте сельскохозяйственные ресурсы страны, это хотя бы принесёт доход и потратит меньше нервов!
Ангелина: Больше шоу-программ, господа! Вот и все. Зрелищности не хватает.
Пабло: Очень часто сталкиваюсь с безответственностью людей и немного наплевательскому отношению как к своему делу, так и к работе окружающих. Хотелось бы, чтобы этого не было, ведь без любви к своему делу нельзя достичь высоких результатов.
Константин: На "нашей" сцене - это на какой?) Если ты о российском и зарубежном опыте - тут, по-моему, никаких отличий - во всем мире клубный и концертный бизнес ведется примерно одинаково и сталкивается с теми же проблемами, что у нас. Единственное большое отличие - в Европе и Штатах у населения более развита традиция клубного отдыха, чем у нас - просто за счет того, что клубы там раньше появились. Например, житель Евросоюза будет пить пиво в клубе за 3 евро, даже если рядом с клубом в супермаркете оно стоит 1 евро и вход-выход из клуба свободный. У нас пока все не так хорошо в этом смысле, но, надеюсь, постепенно изменится, в т. ч. и благодаря закону об ограничении распития пива в общественных местах. А "в процессе работы" все изменения зависят от нас - если какие-то изменения "хотелось бы видеть" - тут же их и осуществляем)
Михаил: Ну, на нашей сцене хватает всего и разного. Я думаю, что в первую очередь, если говорить о недостатках, то я предпочел бы, чтобы группы все же, помимо сочинения и исполнения собственных песен, так же занимались и собственной рекламой. Я считаю, что задача организатора - реклама мероприятия, реклама группы - это задача группы, с первых дней ее образования.
Андрей: Меньше клонирования, меньше пафоса и больше качества, которого не хватает. Изменить - ничего не хочу, время само все изменит. Меняются группы, меняются стили, предпочтения и т.п. Единственное, что хочу, чтобы народ стал опять ходить на концерты, как это было в конце 90-ых - начале 2000-ных... )) Помню 2000 год, играли сами в Р клубе - всегда зал под завязку. Народ тогда еще не был так накормлен концертами, как сейчас)
Дмитрий: Трудно сказать, но точно хотелось бы видеть в людях побольше ответственности, так как зачастую бывает невыполнение условий как и музыкантами, так и организаторами, бывает, что самими заведениями, от чего в конечном итоге страдают те, для кого это все и делается – зрители, а этого в нашей работе допускать нельзя, так как мы продаем людям эмоции, а они должны быть только положительные!
Ника: В основном это проблемы менталитета, или, если хотите, особенности национального шоу-бизнеса.
Многие музыканты до сих пор не относятся к своей деятельности как к бизнесу, у них нет грамотного планирования концертной сетки и появления в СМИ, правильного общения с целевой аудиторией.
При этом и организаторами становятся часто те люди, которые не способны организовать концерт, и которые к организации тоже не относятся, как к бизнесу. И очень во многих вопросах рассчитывают на авось. Везу хорошего артиста – могу не делать рекламу, народ сам придет. А чудес не бывает. Успех мероприятия зависит от того, как организатор подошел к его подготовке – сделал ли наружную рекламу, договорился ли со СМИ (с которыми любому организатору стоит дружить), придумал ли еще какие-то способы для рекламы мероприятия, вовремя ли начал рекламу и продажу билетов и т.д. А еще от умения договориться с другими организаторами в своем городе, чтобы не было пересекающихся по стилистике мероприятий.
Павел: Не хватает человечности и трепетного отношения к музыкантам. Они стараются, готовят свои выступления, а взамен их нередко ставят в ситуации, когда они вынуждены платить слишком много за их же выступление, и довольно часто им обещают известность и славу, а на деле организаторы не только не проводят даже элементарной бесплатной рекламной кампании, но и стараются "замести следы", чтобы никто из других организаторов не "украл" их группы на свои мероприятия.

Назови, пожалуйста, те концерты, в организации которых ты участвовал(а), и которыми сильнее всего гордишься?
Мишель:
22 декабря - TRACKTOR BOWLING акустика ВСЕ ХИТЫ + СЮРПРИЗЫ, клуб ХО,
15 декабря - клуб ХО: LOUNA, MARAKESH , NUTEKI ,Monalisa , БеZ ТроганOFF , Yami,
25.01.10: клуб ХО: NUTEKI – акустика + электричество, INVEKTIVA, LikVoR, G R A N D E E S, БеZ ТроганOFF,
4.02.10, клуб ХО: Evil Not Alone, HEADSOURCE, СТОН, Last One и др.,
21 апреля, клуб ХО, ДР музыкального портала Группа Быстрого Реагирования: гр. KENAYA (СПб), My Dream’s Over, Poo!! Of Your Mind и др.,
23 мая, клуб ХО, группа КИТАЙ,
29 октября, YOU TOO CLUB, ГанZ сольный проект вокалиста Soularis впервые в Москве,
24 ноября, клуб YOU TOO: MULTIPASS (Ижевск) - презентация альбома, De’cadenta, No Regrets и др.,
24 октября, Ниагара: Поэтический диспут Лехи Никонова (П.Т.В.П.) - "Секреты Хардкор",
9 октября, клуб ХО: Презентация альбома гр. MOLECUL, гости КОМА (СПб) и др.,
29.09., клуб ХО: 2х летие группы POO!! OF YOUR MIND,
30 августа, клуб ХО: PRO 24 (Az, Kita и Славон) в клубе ХО,
17е июля, клуб ХО: ЛЁХА НИКОНОВ (ПТВП) в поэтическом вечере "Галлюцинации",
а так же все фестивали Brain Damage и "Red Arrow" для молодых команд, которые способствуют развитию группы и дают материальную поддержку!
Ангелина: DM Show, Генетическая Опера, Digimortal, Septem Voices, Charon в Релаксе, Katatonia.
Пабло: Перечислять все концерты, которые я организовывал, очень долго, а на счёт того, какими из них я горжусь... да всеми, ведь в каждый из них я вложил не только свои силы, но и душу. Не скажу, что всё всегда было идеально, были и промахи, и промашки, но мы учимся на этих ошибках и стараемся их исправлять, чтобы каждый последующий концерт был лучше предыдущего и давал всё больше поводов для гордости!
Константин: Если все концерты перечислять - никакого интервью не хватит, их уже, наверное, более 400 было за 13 лет. Наверное, самое масштабное событие - это BikeFest-2008 в Малоярославце, где я организовывал всю работу с артистами под ключ - 2 дня и 2 ночи практически нонстопом около 70 артистов на 2 сценах, в т.ч. Blaze Bayley (ex-Iron Maiden), Graham Bonnet (ex-Rainbow), Ария, Пилот и т.д., аудитория - 20 000 человек - когда находишься там и видишь все это - ни с чем не сравнимые ощущения, после этого уже думаешь, что можешь организовать мероприятие любого масштаба) В том же 2008 - организация Альтернативной сцены Нашествия, тоже немало артистов - порядка 30. В 2006 – Мастеркласс Mike Terrana (ex-Yngwie Malmsteen, Gamma Ray, Rage и т д) в ЦДХ, в том же году - "металлическое" и "панковское" открытие клуба Plan B - первые аншлаговые концерты в недавно открывшемся и никому еще неизвестном клубе, разрушившие миф от том, что сразу на новом месте публику не соберешь, что любой клуб нужно раскручивать годами и десятилетиями и т.д. В 2005 участвовал в организации концерта группы Кипелов - презентации альбома Реки времен в ДК Горбунова, и в 2006 - совместного концерта групп Кипелов и Rage в ДС Лужники со стороны группы Кипелов, в качестве PR-менеджера и ассистента директора группы. Из недавнего - российские туры Rage и Katatonia в 2010, запуск серий вечеринок Radio Plan B и LOVE90, ну и конечно КОRSИКА - группа, менеджментом которой я занимаюсь в данный момент и считаю ее самой перспективной на нашей клубной сцене. За 4 года существования, выпустив 4 альбома и 2 сингла, она приобрела не только статус одной из ведущих тяжелометаллических групп (1 место в Top100 Dark City, 2 место в чартах Mastersland.com, сборы на сольных концертах, сравнимые со сборами таких групп, как Мастер, Маврин, Легион и т.д.), но и успела полюбиться более широкой аудитории любителей так называемого "русского рока" - в основном благодаря регулярным выступлениям на Нашествии и других масштабных рок-фестивалях (в праймтайм, рядом с хедлайнерами - ДДТ и Алисой), а также совместным гастролям с более известными группами, такими как Кукрыниксы, Эпидемия и Слот. Успех Корсики - это удачное сочетание качественного материала, исполнения и подачи с правильной концертной стратегией и тактикой.
Михаил: Уже и не помню, или тем летом, или же позапрошлым, делали концерт в одном из столичных клубов, лето, как известно, и так не сезон, но, тем не менее, собрали порядка трех сотен человек, ну и неплохо оторвались. Так же очень горжусь тем, что мы с Василием, с которым в свое время вместе начали заниматься организацией, в какой-то степени отстояли право проводить трибьюты на Metallica, которые в большинстве своем проходят достаточно хорошо.
Андрей: Ну это все концерты с нашими хедлайнерами, их много )
Дмитрий: За время работы в области организации концертов в том или ином качестве, мною были осуществлены более 50 успешных проектов различных музыкальных направлений, приоритетным из которых являются Рок и Альтернативная музыка. Наиболее значимыми из них я считаю презентации альбомов топовых российских альтернативных команд: Слот, Tracktor Bowling, Louna, Блондинка Ксю, презентация дебютного альбома Noize MC, а также продвижение концертов The Prodigy в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве.
Ника: Всех концертов даже и не назову, их было больше 1000.
Самое крупное мероприятие – это, конечно, байк-фест Малоярославец 2008. Привоз испанской группы The Pepper Pots, организация больших 12-часовых регги и даб фестивалей, 3 сезона еженедельного фестиваля «Рокгерой в Plan B» и, конечно же, первый концерт Красной Плесени, после которого мы с группой начали совместную работу.
Павел: Самые классные? Мне кажется, каждый концерт, который делает Гильдия Музыкантов - по-своему прекрасен. Каждое выступление у нас посвящено какой-нибудь важной дате, на каждом выступлении разыгрывается представление не только на сцене, но и в зале, мне всегда интересно смотреть за исполнителями и за реакцией зала на них, на каждом концерте получаешь сильнейший заряд позитива, чувствуешь себя свежим и бодрым. Поэтому мне трудно выделить какой-то один концерт - мне все нравятся.

Музыкальная кухня, или что творится за сценой?
Kenaya - ДР Нашего портала в XO

Заключение


Как мы видим, разница подходов на лицо. С одной стороны, это говорит о том, что данная сфера пока слабо регулируется какими-то общими правилами и нормами. С другой – она пока достаточно свободна от условностей, что даёт нам, слушателям, не мнимую, а вполне реальную «свободу передвижения». Разнообразие – это всегда хорошо.
Несмотря на то, что многие организаторы давно выбрали себе любимые клубы, в которых стараются работать, молодые участники рынка тоже без концертов не остаются, так как в зависимости от формата меняется и сама суть концерта. А как показывает практика, клубы-однодневки сами выбывают из соревнований, остаются исключительно серьёзные заведения, ходить в которые нам с вами предстоит ещё долго, а главное – с удовольствием.

Выскажись!



!