Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Музыка // Не забывая о своих корнях

Не забывая о своих корнях

1 марта увидела свет очередная, уже двенадцатая по счету, пластинка группы Сплин. Произошло это максимально открытым образом – на сайте группы ночью выложили для ознакомления песни из нового альбома, а днем прошла его презентация на «Нашем Радио». А пока люди наслаждаются новой порцией творчества Александра Георгиевича и КО и дожидаются следующей, мы устраиваем небольшую ретроспективу творчества группы.

0 фото к материалу Не забывая о своих корнях

История группы (если не брать в расчет существование такого коллектива, как «Митра») берет свое начало почти ровно 20 лет назад – с 27 мая 1994 года. В том же году вышел дебютный альбом группы – «Пыльная быль».  Пластинка эта не слишком известна широкой публике, однако среди фанатов группы находятся ее ярые любители. Отличает ее весьма разнообразное музыкальное содержание – в песнях можно услышать элементы фолка и джаза, а кое-где проскакивает отчетливое электронное звучание. Тексты полны словесной эквилибристики:

И ноты сошлись в один узор,

И в полночь явился дирижер,

И все мы обратили к нему взор

И стали послушны.

Он пел – мы молились на него

Он пел – мы плевали на него

Он пел – и мы не знали никого,

Кто был его лучше.

Тем не менее, несмотря на подобные выкрутасы, в текстовом плане это самый осмысленный альбом группы. Так, именно здесь появляется единственный «эпос» в творчестве коллектива – «Пыльная быль» – история о богаче Иване, тщетно пытавшемся обмануть судьбу.

Вышедший двумя годами позже «Коллекционер Оружия» также не слишком известен неискушенной публике. Вообще, если остановить человека на улице и спросить его, какие песни Сплина он знает, вряд ли он вспомнит что-то раньше времен «Фонаря под глазом». В "Коллекционере" сохраняются элементы фолка, но звучание становится несколько взрослее и жестче. Так же как и тексты:

Я люблю людей, я люблю, когда их нет,

Я бы вышел на балкон и разрядил бы пистолет.

А вот уже в следующем «Фонаре под глазом» мелькают настоящие хиты, вроде «Бонни и Клайда». Сам альбом поражает своим разнообразием, наряду с минорно-лирическими «Бонни и Клайдом» и «Первым цветом» и жесткими, отдающими гранджем «Я не хочу домой» и «Прирожденным убийцей», здесь также присутствуют вполне светлая и романтичная «Моя любовь» и откровенно отвязные «Частушки» с «Англо-русским словарем»:

Кто мне покажет striptease – тому kiss,

А кто покажет кулак – тому fuck!

Похожее сочетание оглушительно громко выстреливает в «Гранатовом альбоме», который, наряду с «25-м кадром», многими ценителями считается лучше пластинкой группы. Именно здесь появляются такие хиты как «Орбит», «Выхода нет» и «Весь этот бред», взрывающие чарты подобно термоядерным бомбам. Звучание становится более грубоватым, а из текстов пропадают последние намеки на доброту и хипповость, на смену которым приходит определенный скепсис по отношению к окружающему миру, порой отдающий легким презрением:

Те же знакомые люди,

Те же портреты на фоне,

А мне хочется новых прелюдий,

Хочется новых симфоний,

Хочется выпить по двести

С любым случайным прохожим,

А в сводках последних известий

Все те же знакомые рожи.

Вообще, если говорить метафорически, кажется, что Васильев соскочил с травки и подсел на что-то пожестче. Но в конечном итоге эти скепсис и презрение наделяют треки прямотой и внутренней силой, которые до сих пор находят живейший отклик в душе у слушателей. Казалось бы, что проще, бери и продолжай в том же духе, и уже через пару лет тебя досрочно введут в Зал славы рок-н-ролла. Но у Саши Васильева было другое мнение.

Вышедшая через год «Альтависта» переворачивает все творчество группы с ног на голову. Песни здесь настолько вязкие и тягучие, что, слушая их, ты словно пробираешься сквозь густые-прегустые заросли, или утопаешь в зыбучем песке, или смотришь артхаусный артхаус, предварительно накурившись опиумом. Вообще, метафор можно придумать много, вы лучше сами послушайте:

Куда держит путь мотоциклетная цепь

Бензиновым пятнам на мокром асфальте

смешно

Время летит самолетом вперед

пароходом под лед

паровозом изо рта в рот

Этой ночью ты будешь такой же сладкой как

мед

такой же сладкой как мед

такой же сладкой как мед

такой же сладкой как мед...

В 2001-м казалось, с выходом «25-го кадра» вернулись славные времена 3-летней давности. Но, несмотря на обилие хитов («Мое сердце», «Линия жизни»), это был уже совершенно отличный от «Граната» альбом. Презрение в песнях исчезает или сменяется иронией, а флейта Яна Николенко добавляет в общее настроение альбома нотку лиричности. И даже незавидная судьба «Звезды Рок-н-ролла» в строках Александра Георгиевича выглядит не столько трагично, сколь романтично и даже притягательно. Да и вообще альбом выходит весьма добрым и душевным:

Бабушка вяжет носки непутевому внуку

Папа с работы картошки несет килограмм

Внук догрызает гранит, проклиная науку,

В небе летит самолет Ленинград-Амстердам

Впрочем, уже в «Новых людях» группа вновь возвращается к активным творческим экспериментам. Хотя, если быть честным, она их никогда и не прекращала, фактически вся 20-летняя история группы – сплошной эксперимент над собой и окружающими, и именно поэтому их творчество столь многолико и разнообразно. В пластинке 2003-го года помимо сладковатого заглавного трека присутствуют и успевший задолбать одноименных спортсменов «Гандбол», шаманские песнопения «Валдая» и забавный речитативчик «Нервного сердца», поразительно мощная баллада «Время, назад» и невероятно пронзительное посвящение трагедии блокадного Ленинграда:

Совсем загнулся почтальон под грузом страшных телеграмм

Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

Экспериментальный угар с головой накрывает коллектив в «Реверсивной хронике событий». Вообще, по странности и неоднозначности этот альбом существенно опережает «Альтависту». Здесь четыре чисто инструментальных трека, и еще парочка, несмотря на наличие слов, не сильно отличается от них по звучанию. Тем не менее, даже в этой странной мозговыносящей атмосфере остается место позитиву («Мы сидели и курили», «Урок географии»), чего не скажешь о следующей пластинке.

В «Раздвоении личности» звучание становится более жестким, группу покидает флейта Яна Николенко, альбом наполнен депрессивными треками, и кажется, что выхода из всей этой ***ы нет никакой. При этом в текстовом плане альбом до сих пор остается, пожалуй, самым сильным у Сплина. Такие песни, как "Мелькнула чья-то тень", "Лепесток" и "Прочь из моей головы" можно без зазрения совести печатать в поэтических сборниках или преподавать детишкам в школах:

Лети, лети, лепесток, лети скорей, со всех ног,

Лети с большой высоты, минуя все блокпосты,

Не нарушая рядов, не оставляя следов,

Пока дымятся угли, лети, пока не сожгли.

Под стук железных дорог, лети под музыку рок,

Лети под музыку джаз, лети и помни всех нас,

И вместе с пением птиц, едва достигнув границ,

Скажи, что с той стороны никто не хочет войны,

Вообще, «Раздвоение» можно было бы считать неким рубежом, делящим творчество группы на две эпохи: до него и после, вот только уже следующий альбом камня на камне не оставляет от мрака и депрессии пластинки 2007 года. Содержание «Сигнала из Космоса» на редкость соответствует его названию: творчество Васильева становится более отстраненным, будто он, подобно представителям инопланетной цивилизации, наблюдает за жизнью на Земле откуда-то со стороны. Песни становятся более легкими, тексты более отвлеченными и философско-бессмыленными, но, тем не менее, и здесь попадаются весьма неплохие в стихотворном плане вещи, например - "Катится камень":

Катится камень, мир ощущая вокруг каждым днём всё острей, всё живее

Катится камень, не в силах бороться с земным притяжением

С камнем на шее, катится камень, просто не хочет лежать вдоль дорог у людей под ногами

Катится в воду, с моста и вода разойдётся кругами над берегами,

Ждите цунами.

Возможно жизнь Васильева после ураганных загулов, измен и наркотически угаров, постепенно налаживается, а вслед за ним и Сплиновская лирика после "Раздвоения" становится все более спокойной и умиротворенной.

Вышедший в 2012-м «Обман зрения» в этом плане даже превосходит «Сигнал». Концентрация легких и оптимистичных, в целом, песен тут настолько велика, что кто-то из фанатов даже успел повесить на альбом ярлык поверхностности, а некоторые музыкальные критики обвинить Васильева в том, что пару песен он написал, что называется «на *****ись». Несколько выделяется на этом фоне разве что "Петербургская Свадьба", весьма сильная песня на стихи Башлачева.

Тем не менее, за последние годы, в творчестве группы, казалось, наступила некоторая определенность – все-таки «Обман зрения» выглядит вполне логичным продолжением «Сигнала из Космоса» и сходства между этими двумя альбомами гораздо больше, чем между «РХС» и «Раздвоением» или «Гранатовым альбомом» и «Альтавистой». Но Сплин не был бы Сплином, если бы не приготовил нам очередной сюрприз.

«Резонанс», когда ты слушаешь его в первый раз, поражает тебя. Альбом это, без сомнения, уникальный, непохожий ни на одну из предыдущих пластинок группы, и в то же время напоминающий их все. Кажется, что музыканты взяли все лучшее из своих прошлых альбомов и смешали в одну кучу. И в результате во «Всаднике» или «Есть кто-нибудь живой» ты чувствуешь ту невероятно мощную, пусть и мрачноватую энергию, что отличала «Раздвоение». А в «Старом доме» явственно слышаться космические мотивы «Сигнала» (а вообще не тот ли этот дом на чердак которого забирался курить лирический герой в одноименной песне?). А «Помолчим немного» звучит как песня из «Хроники» и «Альтависты» одновременно. Но больше всего поражает «Ай Лов ю», будто бы выпрыгнувшая к нам откуда-нибудь из времен «Моего сердца» и «Мы сидели и курили». Кажется даже, что название альбома специально намекает нам на эти многочисленные музыкальные и настроенческие параллели – будто последняя пластинка группы резонирует сразу со всем прошедшим творчеством группы.

Впрочем, несмотря на все это, нельзя сказать, что Сплин возвращается в прошлое. Нет, группа всегда, несмотря ни на что, шла вперед, какие бы тернии не встречались ей на пути (во многом благодаря этому, они избежали участи, например, замечательной группы Чайф, по выражению одного журналиста последние годы «существующей по большей части за счёт своих старых заслуг»). Нет, скорее музыканты показывают, что не забывают о своих корнях, но оставаться на месте явно не намерены. Поэтому и песни звучат все-таки по-новому, чему способствует, например, активное использование скрипки и виолончели (а они присутствуют в 11 треках из 14-ти). До этого они играли важную роль, пожалуй, только в «Маяке» да «Больше никакого Рок-н-ролла», а теперь во многом благодаря им песни выходят просто невероятно пронзительными. Вообще пронзительность и искренность песен добавляют этому альбому еще один большой жирный плюс. Васильев больше не отстраненный наблюдатель, каким он был в том в том же «Сигнале», нет, теперь он стоит лицом к миру, и смотрит ему в глаза и сам резонирует с ним. Вот и слушатель не остается в стороне, и «Мороз по коже» пробегает у него. Что ж, посмотрим, удастся ли Сплину удержать планку во второй части.

Ознакомиться с новым альбомом можно на официальном сайте группы (splean.ru/), яндекс.музыке (music.yandex.ru) и еще во множестве разных уголков всемирной паутины. Ищите и обрящете, друзья.

Выскажись!

EQUILIBRIUMALCEST


!