Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Нормальность - понятие относительное

Нормальность - понятие относительное

В недрах мрачной обители Стоунхерст сокрыто множество тайн и загадок. Не случайно в этих стенах уже не один десяток лет находят свой последний приют чьи-то отпрыски, мужья, жены, родители и просто затаившие на весь мир злобу жертвы семейного и общественного произвола - в общем, умалишенные всех родов и мастей. В самый канун нового года - даже больше того - на заре нового, 20 века - на пороге Богом и людьми забытой лечебницы неожиданно появляется таинственный гость - Эдвард Ньюгейт. Застенчивый юноша совсем недавно окончил оксфордское отделение психиатрии и жаждет практиковаться. Лучшего же места, чем Стоунхерст с его экзотическими обитателями, и придумать нельзя. Но так ли молодой человек прост, как кажется на первый взгляд?

0 фото к материалу Нормальность - понятие относительное1 фото к материалу Нормальность - понятие относительное2 фото к материалу Нормальность - понятие относительное3 фото к материалу Нормальность - понятие относительное4 фото к материалу Нормальность - понятие относительное5 фото к материалу Нормальность - понятие относительное6 фото к материалу Нормальность - понятие относительное7 фото к материалу Нормальность - понятие относительное

Все, кто уже видел трейлер, немного удивятся подобной подводке: это же главный врач, доктор Лэмб, заварил всю кашу, он восставший псих и негодяй, свергнувший (в трейлере это все уже раскрыто, так что не надо возмущаться - никаких спойлеров!) законного директора Стоунхерста, доктора Солта, и присвоивший себе его место, а Эдвард лишь жертва обстоятельств. Да, всё так. Вернее авторы хотят, что б мы подумали так, дабы отвлечь наше внимание от главного. На деле всё оказывается далекооо не так просто и прозрачно. А вот как уже посмотрите сами.

Честно говоря, разбирать этот фильм по полочкам, выискивать ляпы или абсурдности не хочется совсем. Не потому, что их нет - не было еще такого киношедевра, который бы их избежал. Были лишь те, в которых зритель их не видел. Не видел, потому что кино в целом оказывалось настолько гармоничным, живым, интересным и захватывающим, что сосредоточить внимание во время и после просмотра на каких-то недочетах совершенно не представлялось возможным. "Обитель проклятых/ Stonehearst Asylum" режиссёра Брэда Андерсона именно такой фильм. Поэтому любители чернушных статеек могут смело закрывать страницу с данной рецензией, ибо ниже будут лишь восторженные наблюдения и дифирамбы в адрес фильма.

Первое, что хотелось бы здесь отметить - это качественную работу съемочной группы. Судя по тому, как всё гладко и ладно вышло на экране - весь съёмочный процесс команда пребывала на одной волне. Декорации, планы, актеры - все работает друг на друга в частности и на фильм в целом. Нельзя сказать, что это так атмосферно, что мы тут же погружаемся в викторианскую эпоху. Нет, этого не происходит. В эпоху погружаются всецело наши герои, мы же становимся их прилежными и понятливыми зрителями, сквозь экран как через окно заглядывающими в прошлое.

Актеры, не напрасно столь тщательно отобранные, блестяще справляются со своими ролями. Кейт Бекинсейл, несмотря на закрепившееся за ней амплуа сексапильной красотки, спасающей мир от зла на протяжении уже полутора десятка лет ("Другой мир", "Ван Хельсинг"), внезапно оказывается не менее убедительной в образе главной героини Элизы Грэйвз - молодой аристократки, страдающей от припадков истерии. Ведь в свои 40 с хвостиком Кейт всё ещё остается роскошной женщиной, которой викторианские наряды идут не меньше латекса, и хорошей актрисой.

Исполнитель роли Эдварда Ньюгейта, пока знакомый большинству лишь по роли в "Облачном атласе", Джим Стёрджесс справляется не менее блестяще с отведенным амплуа молодого врача и именно благодаря его потрясающей игре никто до последнего не может разгадать, что им действительно движет, и даже представить не может, чем это все для него закончится.

Бен Кингсли, исполнитель роли доктора Лэмба, уже не в первый раз оказывается в шкуре психа (двойник Мандарина в "Железном человеке-3"), врача (Авиценна в "Лекарь, ученик Авиценны", психиатр в "Остров Проклятых") и узурпатора (визирь в "Принц Персии"), но вот совместить все эти составляющее в одном флаконе ему довелось впервые.

Особенно эффектно он смотрится в противоборстве с Майклом Кейном, сыгравшим доктора Солта. Не сложно представить, что два этих метра англоязычных фильмов, соперничают не только на экране, но и в жизни.

Причём охарактеризовать уровень игры как высокий можно не только у центральных персонажей. Яркий след в памяти оставляют образы глупой медсестры Милли (Софи Кларк) и Микки Финна - омерзительнейшего типа. Интересно было наблюдать трансформацию Дэвида Тьюлиса из положительного профессора Люпина ("Гарри Поттер") в настолько отрицательного персонажа.

Да и все представители других недугов также получились весьма колоритны: герцог-конь, трансвестит, лорд-чайник и т.д.

Во-вторых, это интересный и до самой развязки держащий зрителя в напряжении сюжет по рассказу легендарного Эдгара Аллана По – «Система доктора Смоля и профессора Перро». И это при том, что в нем нет никаких выворачивающих сознание запутанных перипетий, бесконечного экшена и бурлящих страстей. Нет! Все просто, понятно и, главное, близко. Фильм говорит на одном языке с нашим сердцем. Хотя центральную интригу картины - лечебница уже 2 недели как во власти больных, а настоящий персонал томится в клетках внизу - главный герой раскрывает самом начале фильма.

Можно сказать, авторы так пошутили над зрителями - вы настраивались на долгое и нудное мозголомающее расследование, из которого мало что поймёте? Обломитесь! Мы сразу раскроем все карты. В связи с этим, не многим присутствующим в зале удалось воздержаться от удивленных реплик, мол, если все сразу ясно, дальше то что смотреть? Но при этом фильм уже захватил всех настолько, что когда на экране внезапно пропала картинка (и не такое увидишь на показе), все некоторое время заворожено продолжали втыкать в экран, прикидывая в уме, чего же ожидать от фильма теперь, если всего ожидаемого уже дождались,

Но оказалось, есть что смотреть и чего ожидать. Как минимум - попытки свергнутого персонала спастись, а Эдварда, зная всё, себя не выдать, как максимум - найти способ всех исцелить. Причем всех здесь подразумевает не только признанных психов...

Это центральная идея картины - кого в итоге считать сумасшедшими? Прекрасную леди с умением держать себя в обществе, но в припадке истерии отгрызшей ухо и выколовшей глаз собственному мужу, зажатого молодого человека, влюбившегося по уши и мечтающего спасти эту самую леди, убийцу, хладнокровно расправившегося с матерью и сестрой, человека с лицом огра, а, может, обычного гомосексуалиста? Где эта грань, между амбициями и безумием? Ведь Лэмб захватил клинику с самыми благородными намерениями - будучи в прошлом военным врачом, он не мог больше мириться с жестокостью и произволом ее законного управляющего доктора Солта. Ведь он в своем желании всех исцелить не заметил, как давно перегнул палку, так и не поняв, что не все болезни поддаются лечению. Хотя, как показала практика, лечение полной свободой доктора Лэмба тоже оказалось утопией - толку от этого было столько же, как и от садистских методик Солта, то есть никакого.

Существует ли вообще нормальные люди? Как показал фильм - можно быть признанным психом, но при этом оставаться человечнее признанных нормальными людей. Всё относительно, вопрос лишь в том, как смотреть на вещи. Но было очевидно, что со стороны зрителя разницы никакой: нормальные люди, запертые в подвале в клетках, поведением от психов не отличались, что же касается душевых и моральных качеств, то у последних их было явно больше. Поэтому они даже не вызвали особого сочувствия - ведь эти люди расплачивались за свои реальные прегрешения. Только одному человеку, из заточенных в подземелье, хотелось сочувствовать. А именно - медсестре миссис Пайк (Шинед Кьюсак). Но, в отличии от всех остальных, она в этом нуждалась меньше всего. Потому что понимала и не осуждала своих недавних подопечных, и осталась такой же, как и была до заточения, тогда как с других спали их маски. Ее образ из "нормальных" выделялся так же как образ Элизы из психов. Обе они оказались самыми стабильными персонажами и едва ли не единственными вменяемыми людьми во всем фильме. Две выразительницы авторского голоса по обе стороны баррикад.

В-третьих, это легкий, ненавязчивый юмор, пропитывающий картину. Да и, как бы это странно ни звучало, - добрый, теплый и реально смешной. Казалось бы, что может быть смешного в фильме о безумии и безумцах - а вот может, при этом даже не касаясь душевных недугов. Собственно, стержневая ирония наравне с центральной идеей картины отражены уже в самых первых закадровых словах фильма: главная проблема психиатрии - отличить больного от здорового, ибо все психи всегда кажутся нормальными. Когда же эти психи еще и очень убедительно играют во врачей, вспоминается бородатая шутка о том, что главный психиатр любой психушки сам давно такой же псих.

В-четвертых, что уже очевидно вытекает из предыдущих пунктов, у нас получился жанр, не укладывающийся в ожидаемые рамки психологического триллера и, тем более, ужастика. Хотя так и кажется в самом начале, когда мы только попадаем в Стоунхерст и переживаем вместе с героями несколько крамольных и откровенно грязных моментов. Но на этом триллер себя исчерпывает и начинается... нет, не комедия, но хорошая и интересная история.

Много фильмов снято о душевнобольных, но вряд ли вы найдёте среди них настолько же теплый и добрый фильм, как "Обитель проклятых". Поэтому пятое, на что хочется обратить особое внимание, это незаурядный, понятный, хотя и немного двусмысленный, но, самое главное, жизнеутверждающий финал. В наше время большая редкость картины, которые не отрицают жизнь, а ее утверждают. И тем ценнее тот фильм, с которого, несмотря на поднятые тяжёлые вопросы и показанные неприглядные стороны жизни, уходишь не подавленным, а умиротворённым.

Выскажись!

LORDI


!