Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Фильм Ностальгия По Будущему – перекрёстная рецензия

Фильм Ностальгия По Будущему – перекрёстная рецензия

На фестивале «Русское Зарубежье», который прошёл совсем недавно, мы посетили просмотр киноленты «Ностальгия по Будущему». Учитывая то, что о фильмах пишут два присутствовавших в зале журналиста, было решено написать сразу две перекрёстные рецензии, чтобы наш читатель смог ознакомиться с двумя точками зрения, увидеть эффект, произведённый на нас картиной, так сказать, в объёме. Фильм представляет большой интерес не только как представитель конкурсной программы, но и как атмосферная запоминающаяся картина, воспринимающаяся зрителями настолько неоднозначно, что вызывает активные споры.
Фильм Ностальгия По Будущему – перекрёстная рецензия

Наивная Лирика или Ностальгия по Будущему

Обратите внимание на название этого чудного фильма. Кстати, ударение в слове «чудного» можно поставить в нескольких местах, всё равно не прогадаете. «Ностальгия по Будущему» - дань какой-то детской романтической традиции, к которой снова и снова обращают свои творческие взгляды наши соотечественники. Видимо, именно в этом отчасти и состоит загадочность русской души, русского этноса, который является колыбелью умудренных жизнью философов и наивных простаков, смотрящих на мир сквозь широко раскрытые глаза. Подчас последние видят в жизни нечто более великое, чем все учёные и философы вместе взятые.

Ностальгия – фильм обо всём и ни о чём. Стоит посмотреть его влюблённым, и они испытают радость. Стоит посмотреть взрослым людям на распутье, что бы заплакать, начать рвать на голове уже редеющие волоски и проклинать свою юношескую глупость. Стоит посмотреть старикам, что бы просто вспомнить. Стоит посмотреть вечно одиноким… хотя, нет, не стоит.

Перед нами простая история любви. Естественно на экране она начинается стихами, и, естественно, она не может хорошо закончиться. Вообще, я давно лелею мысль, что стихотворение, рассказываемое мальчиком своей возлюбленной девочке, можно было безболезненно выкинуть, так как романс, который парень играет ей же, попросту закрывает поэтическое произведение, заставляет его забыть. После просмотра в ушах ещё долго звучит этот простенький перебор струн, а вот о факте прочтения стихотворения в самом начале практически никто не помнит.

Ностальгия – фильм о маленьком круглом шарике планеты Земля, о том, что две жизненные линии обязательно пересекутся, даже если они были давно разделены и всё время двигались в двух параллельных пространствах безо всякой возможности пересечься. Именно на такой жизненной геометрии Лобачевского построен сюжет. Каждое событие, каждое движение говорит о том, что случайностей в этом мире нет и быть не может, что так суждено. Невозможно нацелено выбросить из жизни какого-то человека, память о нём. Виктор Найдёнов и не пытается. Он, бывший мальчик, читающий стихи девочке, бережно хранит их общую фотографию на своём рабочем столе; именно она вела его по жизни, сопровождала во время тяжёлого подъёма наверх, к успеху и процветанию. Разве мог он, навеки одинокий, не знающий причины своего одиночества, думать, что жизнь сведёт его ещё раз с той девочкой, которая до сих пор помнит его незамысловатый напев?

Позвольте немного объяснить сюжетную линию. В оговоренный день после выпускного бала мальчик Витя приходит к девочке Насте, что бы просить её руки у её бабушки. Но ни девочки, ни бабушки нет, дом пустует, и лишь маленький клочок бумаги со словами «Милый, прости меня и забудь» остался от казавшейся счастливой будущей семейной жизни. Можно сказать, что положительный мальчик Витя (а он действительно глубоко положительный) обиделся. Нет, не на Настю, и не на её бабушку. Он обиделся на мир за то, что он так с ним поступил. Однако, как известно, обида бывает разных видов. В случае Виктора она стала тем топливом, которое помогло ему подняться по социальной лестнице очень высоко. Всё это время, он не знал причин отъезда Анастасии, не знал, что бабушки её уже давно нет, что сама она замужем, у неё взрослая дочь, как две капли воды похожая на маму.

Ни один герой в этом фильме не является носителем какого-то обязательного драматического зла, то есть не действует осознано против главного героя. Немного неуклюжая попытка оправдать молчаливый отъезд героини, и та принимается как должное, разве что обязательная церковь посреди рассказа портит впечатление. Кто виноват в том, что маленькая ещё, в общем-то, девочка решает не мучить своего возлюбленного, не рассказывать ему о своей тяжёлой болезни, чтобы не портить ему жизнь? Никто не виноват, и её винить нельзя. Ведь именно это действие, пусть ещё не до конца осознанное, даёт Виктору силы бороться с несправедливостью мира. Тут авторы прибегли к интересному ходу: в начале картины мальчик Витя уже сталкивается со злом, его избивают хулиганы на глазах у Насти. Больше такого в его жизни не повторится. Молчаливый отъезд Анастасии им воспринимается как вызов, а поздняя встреча…

Кстати, а как персонаж воспринимает свидание с замужней женщиной после стольких лет разлуки? Вот тут сложно сказать. Железный с виду человек вдруг надламывается. Единственный кадр, выдающий в Викторе того маленького мальчика, болезненно любящего и упивающегося этой любовью, представляет собой огромное окно дома в Штатах, возле которого всю ночь напролёт стоит Виктор в самом конце картины.

Но что дальше? Этот вопрос задавали и гости во время презентации, хотя он похож на гадания читателей Конан Дойля о судьбе Шерлока Холмса. Не смотря на то, что фильм основан на реальных событиях и реальных жизнях, ответа на этот вопрос не должно быть. Иначе фильм из произведения искусства превратится в мыльную оперу.

Как я уже сказал, это фильм о том, что мир тесен, это фильм о любви, Родине, долге, фильм о «простых хороших людях», как антагонистах «бедных злых людей» братьев Стругацких. И даже натянутые книжные диалоги, в которых не оказывается места обыденным оговоркам и междометиям, чересчур пафосные монологи о Родине и патриотизме, неимоверно причудливые стечения обстоятельств, в которые было бы сложно поверить, если бы они не имели места в реальности, не способны испортить зрителю впечатление от картины, если конечно он не зачерствел окончательно.

В сети читал много отрицательных отзывов о нереальности происходящего, о том, что о персонажах и событиях известно мало, поэтому нагромождение их вызывает раздражение и так далее. На самом деле, люди, пишущие такие отзывы, просто не способны воспринимать кино как единое целое, они раскладывают его на составляющие части, конечно, не идеальные, и судят по ним. Если же вы способны воспринимать фильмы многомерно, или хотя бы прямо и без предубеждения, вам обязательно понравится. Красивая и печальная, эта история может вызывать самые разные чувства: от глубокого жизненного разочарования до всплеска энтузиазма и патриотизма. Всё зависит от угла зрения. В любом случае, картина достойна самого видного места в вашей домашней фильмотеке.

Пайкес Антон

По будущему тоже можно скучать

Человеку свойственно мечтать и надеяться. Так уж сложилось, что тот, у кого есть чувства, не может им не поддаваться. Из чувств рождается мечта, надежда на то, что малая радость станет большой, а горе обойдёт стороной. Будущее всегда хочется видеть светлым, а отсутствие мечты приводит к тому, что человек идёт по жизни увереннее, но по инерции и однажды упрётся в тупик. Будущего нет, и остаётся только копаться в своём прошлом, собирая крупицы. По будущему тоже можно скучать.

Рыцарь совпадений

На грани реальности и пафосной сказки, разворачивается история Виктора Найдёнова – уральского предпринимателя и главного героя фильма. Рыцари без страха и упрёка, казалось, вымерли окончательно и поэтому один лишь образ, бросающий тень в эту сторону должен был быть автоматически заклеймён «пошлостью» и «сказкой», но… что-то не клеится. Кто-то сказал: «Бог проявляет себя в виде совпадений», и именно потому, что совпадений слишком много, начинаешь с самого начала смотреть на эту картину немного под другим углом. Рыцари тоже люди и сегодня они не победят.

«…Я не гадалка - я маньяк» (с)

Вполне достоверная история, в общем, ничем не походящая на типичные сказочные сюжеты, смотрится сильно. Вот кажется вроде всё таким избитым: типичные олигархи, красивые девушки-вещи, пьянство и бизнес только с западными компаниями - всё на гламурном фарше, а иногда что-то возьми, да и удиви. Мелочи какие-нибудь, а приятно. Например, на хорошо воспитанного крупного предпринимателя просто приятно посмотреть. Как он браво против двоих пошёл свои вещи выручать – тоже смотрится приятно, хоть и показуха. Как за девушкой ухаживает – тоже приятно посмотреть. Контраст на фоне всех, кто с ним рядом, абсолютно положительный персонаж. Положительный и одинокий. Обстоятельства плохо разбираются в людях.

Натурально, история

Режиссура, на мой взгляд, дозволила примешать картине политики до полного счастья, что, конечно, всегда может иметь место в той или иной степени, но её в данном случае многовато. На фестивале кино, где главная тема – «русские за рубежом», политики есть место. Как ни крути, а тут она тоже в окне маячит, но пропорции господа, пропорции…

Так и напрашивается образ рыцаря круглого стола, который приплыл за тридевять земель то ли на бал, то ли на войну, то ли с врагами, то ли со своим прошлым. Романтика господа. Да, она жива и в наше время живет все ярче, так как времена нынче такие. Видимо нужно сейчас во что-то верить, а для этого нужно что-то видеть. Вот и видим мы Виктора Найдёнова и то, как безраздельно принадлежит ему и таким как он эта эпоха. Человек самоорганизованный, требовательный, умный и проницательный, способный хозяйственник, элита одним словом. Казалось бы, у таких - жизнь под полным контролем: ни шагу вправо, ни шагу влево и отчёт три раза в день. Положение обязывает – под его началом целый целлюлозный комбинат. Когда каждый день читаешь вместо книги финансовые отчёты, на переговорах следишь за каждым словом, а за каждым «партнёром» по бизнесу следишь в оба глаза, чтобы тот тебя не кинул – какие уж тут чувства и романтика. Суета мирская перед глазами, в душе и в голове, лучший способ - спрятаться и убежать. А что потом?

А вот «потом» и происходит эта история. Собирал он по крупицам воспоминания для себя, работал и тут…

Честно говоря, задаёшься вопросом «Что бы я сделал?», но Виктор решил на минутку вспомнить, что такое чудеса, что такое быть чуточку влюблённым и вообще, что такое надеяться на будущее, а не ждать его. Только вот подарок судьбы приводит его к тому, от чего он бежал все эти годы, и жизнь, только-только обретшая краски, стала… не очень перспективной.

В итоге

О чём же картина? Об обстоятельствах? О пресловутой любви или о людях? О патриотизме? Если задать вопросы прямо, то всё окажется не верно. Правильнее, на мой взгляд, обобщить: фильм о жизни, о её перипетиях, о том какая она есть, какой была и какой могла бы быть. Основная идея в том, что надежда есть, даже если мы в неё не верим и уже смирились с её отсутствием. Может быть, не всегда плохо потерять надежду, так как высвобождается больше сил для дальнейшей жизни, но всегда, хотим мы этого или нет, привычный порядок вещей стоит под угрозой полного переворота. Это от нас не зависит, на наше счастье и на нашу беду. Надо об этом не забывать, если вы неисправимый романтик или забыть напрочь, если вы не сможете с этим жить.

Хаустов Александр

Другие Статьи:
III Международный Фестиваль Русское Зарубежье. Часть 1

Выскажись!

CARCASS


!