Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Новая история Бен-Гура

Новая история Бен-Гура

За последние несколько лет в среде киношников обозначился явный интерес к библейским сюжетам. Заметными попытками переосмыслить и адаптировать Священное Писание под жестокие вкусы современной аудитории являются мини-сериал 2013 года «Библия», фильм «Ной» Даррена Аронофски с Расселом Кроу 2014-го и предвосхитившая 2015-ый картина «Исход: Цари и боги» Ридли Скотта с Кристианом Бэйлом. Вероятно, поддался этим веяниям и широко известный, правда от этого не более талантливый, полуроссийский-полуголливудский режиссёр и продюсер Тимур Бекмамбетов, в этом году представивший на суд зрителей фильм «Бен-Гур»


0 фото к материалу Новая история Бен-Гура1 фото к материалу Новая история Бен-Гура2 фото к материалу Новая история Бен-Гура3 фото к материалу Новая история Бен-Гура4 фото к материалу Новая история Бен-Гура5 фото к материалу Новая история Бен-Гура6 фото к материалу Новая история Бен-Гура

Однако, как это свойственно создателю «Дозоров», «Ёлок», продолжения «Иронии судьбы», блокбастеров «Особо опасен» и «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», к новой картине он также отнёсся "по-бекмамбетовски" – в пользу безудержного кровавого экшена и сумасшедших спецэффектов отбросил всю содержательно-философскую составляющую экранизируемой книги и большую часть логических скреп, диалогов и эпизодов, над которыми можно было бы поразмыслить.

Но надо отдать Бекмамбетову должное: спецэффекты действительно получились очень крутыми, а картинка живой, сочной и, кажется, предельно исторически достоверной – сразу видно, на что ушли $100 млн бюджета. Благодаря этому безудержному экшену найти какой-нибудь затянутый эпизод здесь едва ли удастся – два часа прошли совершенно незаметно. Правда, удастся найти несколько эпизодов, без которых и вовсе можно было бы обойтись, так как никакой погоды они не делают, но это уже другой разговор.

Что же до выбранного сюжета – он хоть и касается Нового завета, и Иисус в нем фигурирует, и присутствует вопрос веры и религии, но в его основе все-таки не Библия, а вымышленная история вымышленного героя Джуды Бен-Гура, во многом напоминающая действие «Гладиатора». Однако, в отличие от упомянутой картины, здесь имеет место "полный хэппиэнд" (в этом ключе даже кажется немного странным, что Христа всё-таки распяли).

Нельзя в данном случае сказать и то, что это плагиат или подражание когда-то успешному фильму. Всё немного глубже. Дело в том, что новая картина Бекмамбетова своего рода два в одном – это фильм по мотивам романа Лью Уоллеса «Бен-Гур: история Христа» 1880 года и фильм по мотивам фильма «Бен-Гур» Уильяма Уайлера 1959 года. Причём список экранизаций романа Уоллеса на этом не исчерпывается – есть также 2 немых фильма 1907 (короткометражка) и 1925 годов,  а также мультфильм 2003-го и мини-сериал 2010-го. Все они называются «Бен-Гур». Однако наиболее примечателен здесь, конечно же, именно фильм 1959 года Уайлера – ведь это первая в истории мирового кинематографа картина, собравшая 11 «Оскаров». Данный рекорд едва не побил «Титаник» (1997) Джеймса Кэмерона, участвующий аж в 14 номинациях, но также победивший лишь в 11. Ещё одним фильмом, собравшим 11 статуэток, стал «Властелин Колец: возвращение короля» (2003) Питера Джексона. Превзойти эти фильмы по числу наград пока никому не удалось.

Нового «Бен-Гура» можно было бы назвать ремейком, однако и это будет не совсем корректно. Точно так же, как некорректно будет назвать его экранизацией романа. Хоть некоторые сцены буквально и скопированы из ленты 1959 года, сюжетно они очень во многом расходятся, как оба фильма во многом расходятся и с книгой – начиная с самих характеров и заканчивая переплетениями судеб главных героев, не говоря уж о пропущенных персонажах. Но, бесспорно, расхождений между Бекмамбетовым и Уоллесом намного больше, чем между Уоллесом и Уайлером. Сразу же бросается в глаза насколько «Бен-Гур» Бекмамбетова поверхностен на фоне ленты Уайлера. Кажется, если отфильтровать все чудеса современной компьютерной графики, то от него едва ли что останется кроме игры Моргана Фримана.

Однако всё же есть в картине Бекмамбетова положительный момент, не связанный со спецэффектами. Это звуковое сопровождение. Шутка. То есть, звуковое сопровождение фильма действительно на высоте, однако его тоже можно отнести к внешним атрибутам картины. Речь об упомянутой "полной хэппиэндовости" фильма. В большинстве случаев (в том числе и в этом) нарочитое сведение всего к счастливому финалу вызывает, как минимум, недоумение, если не сказать грубее. Но всё познается в сравнении. Познакомившись с творениями Уайлера и Уоллеса, вдруг ясно понимаешь, что этой, ранее раздражившей хэппиэндовости, «оригиналам», как раз таки, не достаёт. Она кардинально поменяла развязку истории и, можно даже сказать, этим её улучшила, что в итоге и оставило на душе тёплый осадок.

Подкупает в новом «Бен-Гуре» и то, как в сравнении с оскароносным предшественником и книгой изображены римляне. Они не надменные и напыщенные индюки, жаждущие пускать всем кровь во имя личной славы и цезаря, а точно такие же люди, как и притесняемые ими иудеи, приведённые в чужую им землю не столько личными амбициями и тщеславием, сколько диктатом своих правителей, и от того страдающие ничуть не меньше. Они точно также погибают и также корчатся от боли. Иудеи же, в свою очередь, не так невинны, как ранее везде демонстрировалось – среди них тоже есть и хорошие, и плохие, и богатые, выгодно дружащие с захватчиками, и бедные, одинаково ненавидящие и римлян, и свою знать люди.

Интересна здесь и завязка – сюжет намеренно подан так, что именно главный герой оказывается виновен во всех злоключениях, постигших его семью, а отнюдь не роковая случайность, как в книге и предыдущих экранизациях. При этом его побратим, римлянин Мессала Северус, он же главный антагонист, гораздо дальновиднее и умнее, и всячески предостерегает Джуду Бен-Гура о возможных последствиях его действий. Но герой не внемлет, за что вскоре расплачивается, и его совсем не жаль. В то же время Мессала, формально обрекший Бен-Гура и его семью на верную смерть, вызывает сострадание, так как очевидно, что он сделал всё, чтобы этого избежать. Карая героя, он в то же время карает и себя, так как действительно считает Джуду братом и любит его семью как свою. Примечательно и то, что в то время, как Бен-Гур на протяжении практически всего фильма только и думает о том, как отомстить Мессале, пока под конец его не озаряет, что виновен-то режим, а не римлянин (хотя, если уж начистоту, виновен в основном один Джуда), Мессала близок к тому, чтобы во всём раскаяться. Даже в момент кульминации, перед решающей судьбы гонкой на колесницах, именно Мессала вдруг молится истинному Богу, в то время как Бен-Гур ни в какого Бога еще не верит.

Если вы уже сталкивались с каким-либо «Бен-Гуром», то, вероятнее всего, будете разочарованы в плане сюжета, и интерес к просмотру придётся навёрстывать любованием спецэффектами или за счёт сравнения с ранее виденной версией. Но тем, кто ещё не знаком ни с одной из трактовок, начать именно с бекмамбетовского видения не будет напрасной тратой времени.


Выскажись!

CARCASS


!