Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Один сумасшедший дом

Один сумасшедший дом

В Центре Мейерхольда 20 и 21 января показали «Травоядных» - новую пьесу одного из самых востребованных драматургов «новой драмы» Максима Курочкина в постановке молодого режиссера, дважды номинанта «Золотой маски» Талгата Баталова (копродукция с Театром.doc при поддержке «Открытой сцены»).


0 фото к материалу Один сумасшедший дом1 фото к материалу Один сумасшедший дом2 фото к материалу Один сумасшедший дом3 фото к материалу Один сумасшедший дом4 фото к материалу Один сумасшедший дом5 фото к материалу Один сумасшедший дом6 фото к материалу Один сумасшедший дом7 фото к материалу Один сумасшедший дом

Некий Человек в маске крадет у приветливого гастарбайтера по имени Хам Ням Ням золотой запас Азии. Принцесса Хом Ви Зде отправляется за ним в погоню. За принцессой и сокровищем снаряжается спасательная экспедиция из настоящих мужчин (тут тебе и Лоуренс Аравийский, и Дракон, бескрылый, правда) во главе с соседом по лестничной площадке фрилансером Мишей. Благородные спасатели сидят наготове, ждут, когда из интернет-магазина доставят рюкзачок для спецснаряжения, а пока коротают время за философской грызней.

Год назад Андрей Битов, комментируя пьесы, попавшие в шорт-лист «Конкурса конкурсов» в рамках «Золотой маски», относительно курочкинских «Травоядных» желчно отметил, что повар (то есть драматург), конечно, «вроде бы, умеет готовить», только вот «никаких продуктов у него нет» - одни приправы. Позволим себе с автором «Пушкинского дома» не согласиться – новая пьеса Курочкина ничем не хуже старых, мяса для страждущего гурмана здесь предостаточно. Все тот же виртуозный постмодернистский конструктор, надежно склеенный абсурдистскими диалогами в духе «Летающего цирка Монти Пайтон».

Что действительно в новинку, так это локация, вместо мифологических ландшафтов и футуристических антиутопий вполне себе рядовая «хрущевка» (прекрасная сценография Ольги Никитиной, она же играет принцессу Хом Ви Зде), населенная фриками всех мастей. Конечно, в лучших традициях Дэвида Линча, все в пьесе Курочкина является не тем, чем кажется. Дом – не в полном смысле дом, а такая вот сложно структурированная модель современной России, фрики – не фрики, а социальные маски. Да и сокровище ненастоящее.

Главное и выгодное отличие пьесы «Травоядные» от нудного социологического труда – она не в пример смешнее. Даже не улавливая всей глубины проникновения в хаотическую тьму русской жизни, процесс сам по себе вызывает как минимум любопытство. Тексты Курочкина, помимо прочих достоинств, поднимают самооценку – «ах, какой я умный да проницательный!». Их приятно разбирать, вертеть так и эдак, вытаскивать зашифрованные смыслы и подтексты. Но вот что с ними делать на сцене – вопрос не из легких.

Его пьесы очень любят, ценят и публично хвалят коллеги по цеху, но вот ставить боятся. «Тития безупречного» не похвалил разве что ленивый (даже в журнале «Эсквайр» напечатали в разделе «Чтение»!), но на постановку решился только один Борис Павлович. Сам Курочкин на свой счет никаких иллюзий не питает, среди успешных, адекватных своему тексту постановок называет всего одну – предельно минималистичный «Трансфер» Михаила Угарова в ЦДР. Три стула да несколько колонн из металлической сетки – и адекватный своим ролям актерский состав.

В «травоядном» случае Баталов довольно натуралистичен (где это нужно и возможно), абсурдистскую коллизию он помещает в узнаваемые реалии и иногда перебирает, слишком прямо, слишком в лоб, что даже не смешно. Три раза на большом экране появился сам драматург Курочкин, «свысока» комментирующий действие – удачная находка, к сожалению, не использованная на полную мощность. Среди прочего, спектаклю пока не хватает слаженности, актерам еще нужно сыграться, поэтому стоит пожелать «Травоядным» продолжительной сценической жизни – он того стоит. Пока же идеально, как будто специально для него скроенная сидит только роль Алексея Маслодудова (скинхед Вадя Исаев из скандального сериала «Школа»), который играет одно из двух воплощений Миши-фрилансера.


Выскажись!

LORDI


!