Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Октябрьский переворот: Пенелопа устала ждать

Октябрьский переворот: Пенелопа устала ждать

24 – 27 октября в культурном центре «Москвич» при сотрудничестве с «Открытой сценой» успешно прошел фестиваль современного театра «Октябрьский переворот». Название ничего не преувеличивает, намерения у организаторов действительно революционные – фестиваль продолжает общую политику Департамента культуры по децентрализации культурного пространства. 

0 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать1 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать2 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать3 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать4 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать5 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать6 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать7 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать8 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать9 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать10 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать11 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать12 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать13 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать14 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать15 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать16 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать17 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать18 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать19 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать20 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать21 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать22 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать23 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать24 фото к материалу Октябрьский переворот  Пенелопа устала ждать

На круглом столе «Выживет ли культура за Садовым кольцом?», прошедшем 14 октября в пресс-центре «РИА Новости» по поводу грядущего «Октябрьского переворота», все участники дискуссии – режиссеры, кинокритики, театральные функционеры – подчеркнули важность и необычайную сложность культурной экспансии в отдаленные районы столицы. В свете недавних событий вокруг известной овощебазы в ходе обсуждения особенно часто упоминался этот неблагополучный район, где нет не то что музея современного искусства, но даже ни одного кинотеатра. «Если бы в Западном Бирюлеве был бы действующий культурный центр, то ничего подобного просто не могло случиться» - уверена заместитель руководителя Департамента культуры Москвы Евгения Шерменева.

Культурный центр «Москвич» находится на пересечении сразу нескольких «трудных» районов и задачи стоят перед ним грандиозные – обеспечить различные формы культурного досуга местным жителям всех возрастов и интересов. Танцевальные и театральные студии, несколько оркестров и хоровых коллективов, детские кружки, боевые искусства для начинающих и даже «Клуб любителей игры в го» - чего только здесь нет, в бывшем здании Дворца культуры Автозавода имени ленинского комсомола. В главном зале на 1000 мест постоянно идут спектакли и концерты – после балета «Белоснежка и семь гномов» на этой сцене покажут постановку «Скандал больше, чем успех!» Московского театра «Творчество», затем здесь пройдет вечер старинного и городского романса «Отвори мне калитку в былое…», а далее, свою новую, «философскую» программу «Джокер» собирается представить Стас Михайлов. Непосредственная цель «Октябрьского переворота» экстерном приобщить креативную местную публику к достижениям современного сценического искусства. 11 спектаклей, «весь спектр независимой московской театральной сцены» за четыре дня.

24 октября. День театрального эксперимента. Фестиваль открыли сразу несколько премьер. «Вечера на хуторе близ Диканьки. Отменяются», спектакль о муках творчества, создан силами учащихся и выпускников курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе. Режиссеры-соавторы Филипп Виноградов и Алексей Размахов на материале гоголевских произведений, растасканных на штампы и готовые шаблоны, едко иронизируют над человеческой природой и на ощупь пытаются добраться до сути вещей. Дьявольски красивое зрелище представили зрителям режиссер Вячеслав Игнатов и хореограф Денис Бородицкий – в теневом перформансе «Части тела» живые люди из плоти и крови и бесплотные тени, следуя текстам философа Блеза Паскаля, небезуспешно пытаются найти общий язык. В этом им активно помогают contemporary dance и старые потертые чемоданы.

25 октября. День драматического театра имел феерическое начало: уличный театр «Огненные люди» представил на площади перед КЦ «Москвич» пиротехническое шоу в духе средневековой комедии дель арте. «Пламенеющую» тему продолжил молодой, но уже ставший легендарным спектакль Театра.DOC «Зажги мой огонь» драматурга Саши Денисовой и режиссера Юрия Муравицкого. Шестеро актеров разыграли двадцать три этюда из жизни великих рок-звезд 60-х Джима Моррисона, Дженис Джоплин и Джими Хендрикса, наиболее последовательно из известных современников воплотивших в реальность девиз эпохи «Живи быстро, умри молодым». Отец Моррисона, адмирал, пришел с работы, забыв купить картошки. Моррисон плохо написал сочинение о том, как провел лето, и строгая учительница им недовольна. Хендрикс получил в подарок от инопланетянина гитару в обмен на обещание написать песню «All Along The Watchtower». Дженис дьявольски развязно ведет себя на свидании, и ее никто не может терпеть. Чрезвычайно удачный спектакль, созданный на перекрестье двух фантазий «Будь я на месте рок-идола» и «Будь рок-идол на моем месте», которому давно пора из театральных подвалов на стадионы – сумасшедший аншлаг в «Москвиче» яркое тому подтверждение.

В соседнем, танцевальном зале тем временем успешный режиссер, поставивший «Сережу» и «ГенАцид» в «Современнике», Кирилл Вытоптов представил свою версию беккетовского «В ожидании Годо» в формате work-in-progress – далекую до завершения работу создатели открыто обсудили с заинтересованными зрителями и разъяснили ряд трудных для понимания моментов.

26 октября. День музыкального и пластического театра. Гостей у самого входа встречали футурологические мимы – актеры (в костюмах как будто из старого американского скай-фая) перформанса «Бумажный театр», которые особенно приглянулись, как ни странно, детям.

Пластический спектакль «Aurora» Олега Глушкова основан на отдаленных мотивах драматической поэмы «Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей» XVIII века японского драматурга Тикамацу Мондзаэмона о трагической любви местных Ромео и Джульетты. В версии известного хореографа-постановщика трагизм и любовь остались, но вот слов больше нет, актеры курса Олега Кудряшова в ГИТИСе общаются исключительно на языке жестов и современного танца.

Под занавес дня в фойе центра прошла хип-хоп вечеринка «Переворот? - Рэп у ворот!»: Мунстар, Саморез (Санкт-Петербург) и Рэпак, ЗКМН (Москва) отстаивали честь города во фристайл-баттле с примерной скоростью три слова в секунду. Как всегда, конечно, победила дружба.

27 октября. День театра для детей и молодежи. Четыре семейных спектакля закрывали фестиваль: театрализованная мультипликация «Колобок» Руслана Вольфсона, «Слон-концерт», дайджест всех сочинений об этом могучем звере Юрия Алесина, а также, три версии их разных стран о происхождении снега в «Человек, который придумал снег» и образовательная лекция об основных жанрах театра на конкретных примерах «Академия театрального зрителя» режиссера Арсения Эпельбаума.

Стоит отметить, что первые три дня фестиваля в Малом зале шли видеопоказы трех самых известных спектаклей «Открытой сцены», уже снятых с репертуара: сигаревского «Пластилина», флагмана «новой драмы» и первой постановки Кирилла Серебренникова в столице; «ОбломOFF», переработанной версии великого романа от известного драматурга, режиссера, художественного руководителя Театра. DOC Михаила Угарова, и «Снов Катерины» Дмитрия Крымова, причудливой реконструкции подсознания героини самой известной пьесы Островского.

Один из самых амбициозных проектов московского театрального сезона в этом году, «Октябрьский переворот» важен, в первую очередь, как подтверждение факта обоюдного притяжения актуального искусства и современного зрителя, и проблема лишь в недостатке площадок для их рандеву. Особенно приятно, что современному театру теперь тесно среди своей привычной, очень преданной, но все-таки малочисленной публики, и он готов ломать рамки, преодолевать расстояния и терпеть неудобства. Пенелопа устала ждать своего Одиссея и решила сама двинуться навстречу. 

Выскажись!



!