Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Отдать концы

Отдать концы

В четвёртый день фестиваля в «35 мм» было очень людно: показ фильма 24-летней Таисии Игуменцевой даже пришлось перенести из малого в большой зал кинотеатра.

0 фото к материалу Отдать концы1 фото к материалу Отдать концы2 фото к материалу Отдать концы3 фото к материалу Отдать концы4 фото к материалу Отдать концы5 фото к материалу Отдать концы6 фото к материалу Отдать концы7 фото к материалу Отдать концы8 фото к материалу Отдать концы9 фото к материалу Отдать концы10 фото к материалу Отдать концы11 фото к материалу Отдать концы12 фото к материалу Отдать концы13 фото к материалу Отдать концы14 фото к материалу Отдать концы15 фото к материалу Отдать концы

Фильм с нерадостным названием «Отдать концы» на деле оказался фантасмагорической комедией: жители крошечной деревни внезапно узнают о приближении к Земле кометы, которая сулит апокалипсис всему живому; решив, что оставшееся время нужно потратить не зря, они собираются за столом, чтобы сказать и сделать то, что давно мечтали сказать и сделать. Вопреки ожиданиям, никакого конца света не происходит, однако сказанное сказано, сделанное сделано, и нужно как-то продолжать жить со всем этим дальше.

«Отдать концы» - очень простая, светлая комедия с не обременяющим глубокой рефлексией смыслом – жить и чувствовать нужно в данный момент времени, а не ждать для этого повода или сверхъестественного события. Может, в чём-то фильм даже наивный, кто-то назвал его «девичьей сказкой в розовых тонах», но разве когото волнует душекопательная философия, когда нужно столько всего успеть и надышаться перед смертью?

Тем не менее, отзывы о фильме весьма противоречивого характера: от восторженных до слишком уж придирчивых. Кто-то уличает фильм в использовании «бравурных фарсовых интонаций Кустурицы» (Лариса Малюкова, «Новая газета», http://www.novayagazeta.ru/arts/58257.html?utm_source=feedly), кто-то навешивает на фильм ярлык «притчи» , обязывая его этим на какие-то глубокие философские претензии, которые он якобы не оправдал (Нина Цыркун, http://kinoart.ru/blogs/kadril), кто-то ищет параллели с «Меланхолией».

Однако фильм Таисии абсолютно самодостаточен; вряд ли режиссёр намеренно задумывала какие-то реминисценции, кроме, пожалуй, шутливой сноски на фильм Дарденнов «Молчание Лорны» - эдакое игривое подмигивание молодого режиссёра братьям-режиссёрам за специальный приз на Cinefondation короткометражке «Дорогу на…».


Кстати, «Дорога на…» - это первая работа Игуменцевой, которая – простите каламбур – проложила девушке дорогу к полнометражному дебюту в Каннах.

Сравнению с «Дорогой на…» фильм «Отдать концы» тоже не подлежит: эти работы, по словам Таисии, следует рассматривать как «две разных пробы пера молодого режиссёра в разных жанрах – пока в таком возрасте ещё можно всё».

И «всё» действительно получилось: картинка очень приятна глазу, и простота российской глубинки ничуть не навязчива. Но кто бы знал, какая колоссальная работа команды художников-постановщиков кроется за построением всего этого как будто бы незамысловатого деревенского пейзажа и быта – ведь фильм сделан без единого вкрапления компьютерной графики: вся деревня (место съёмки, кстати – посёлок Келколово под Петербургом) была выстроена поэтапно, и это всё с учётом маленького по меркам кинематографа бюджета в 1 млн.долларов (бюджет Министерства культуры). Во время Q&A Александр Тананов, оператор картины, рассказал, что было много маленьких ухищрений во время съёмочного процесса, но самыми сложными были постановки «затопления» деревни; конкретно момент с разбившимся о столб грузовиком снимали в несколько этапов и как бы в обратную сторону – сначала максимально погрузили автомобиль под воду, а затем постепенно вытаскивали её с привязанным к бамперу столбом обратно.

Персонажный ряд представлен развёрнуто – восемь уникальных, самостоятельных образов, исполненных Сергеем Аброскиным, Ириной Денисовой, Максимом Виторганом, Елой Санько, Юрием Лауциньшем, Анной Рудь, Алиной Сергеевой и Дмитрием Куличковым. При этом примечательно, что никто из актёров не перетягивает внимание на себя: зрителю предоставляется шанс выбрать того героя или героиню, кому он симпатизирует больше, и следить за его линией сюжета, сопереживать в большей степени именно ему.

С технической точки зрения актёрам пришлось непросто: все трюковые сцены они выполняли самостоятельно, но кроме этого они ещё мокли под дождевыми установками и мёрзли в лёгкой одежде при температуре до минус пяти. Поскольку картине значительную часть времени идёт дождь, без дождевых установок было не обойтись, а «натуральный» дождь при этом не помогал, а только мешал съёмкам, потому что шёл как раз тогда, когда не надо.

Но несмотря на проказы природы, несомненный режиссёрский талант (потому что Алексей Ефимович Учитель, под чьим руководством училась и под чьим продюсерством создавала фильм Таисия, едва ли ошибается) плюс отличная и слаженная команда актёров, операторов, художников и других технических сопроводителей процесса съёмки дали на выходе чудесный, добрый фильм, который достоин представлять Россию на конкурсах и фестивалях международного уровня.

Обязательно посмотрите картину: она не из тех, которым требуются громкие и пафосные сопроводительные фразы о каком-то новом вкладе в российский кинематограф; она, напротив, тем и хороша, что иронична, искренна и не имеет никаких претензий, кроме идеи, что жизнь каждый день полна простого человеческого счастья – нужно просто уметь его понимать и проникаться им. 

Выскажись!



!