Хэштег: #ГБР
Ищите во всех сетях!

Группа Быстрого Реагирования // Кино и театр // Отечественная анимация, XXI век

Отечественная анимация, XXI век

Отечественная анимация сегодня представляется явлением мистическим. Она, вроде бы, где-то есть, но фактически отсутствует в видимом нам спектре (исключение составляют работы студии Мельница, да пара успешных сериалов для самых маленьких), её надо искать, за ней нужно вести настоящую охоту. Но, против всех законов рынка, она пользуется уважением и даже вызывает трепет самим фактом своего противоречащего всем обстоятельствам существования. Что подтверждает, например, ситуация с Гарри Бардиным и оперативной финансовой помощью, которую он получил от граждан России.

0 фото к материалу Отечественная анимация  XXI век1 фото к материалу Отечественная анимация  XXI век2 фото к материалу Отечественная анимация  XXI век3 фото к материалу Отечественная анимация  XXI век

Не скрою, что к написанию этой статьи меня подвигла именно ситуация с Гарри Бардиным и выписанным ему государственным институтом счётом. В этот момент многие граждане узнали, что «на Земле есть Хиросима, и нет Хиросимы», как писал когда-то Роберт Рождественский. Большинству из тех, кто моментально отреагировал на ситуацию и помог любимому режиссёру, было даже невдомёк, что он что-то снимал, что в цехах его творческой группы зрело новое огромное произведение из трёх разноплановых частей. Отношение к его творчеству в среде современной нам интеллигенции похоже на религиозный фанатизм, и это вполне объяснимо. Против всех законов рынка и логики, практически не имея выхода на центральные каналы, практически не надеясь на широкую рекламу в рамках проката, отечественные мастера анимации продолжают своё сумасшедшее противостояние с огромной стальной махиной паровоза, который невозможно сдвинуть с места. И паровоз поддаётся! Паровоз сдаётся первым!

В конце девяностых, или даже в начале нулевых нам довелось наблюдать уникальный телемост, который лично я запомнил на всю жизнь. В прямом эфире одного из основных телеканалов России беседовали друг с другом два мэтра: Юрий Борисович Норштейн и Хаяо Миядзаки. Восторг, с которым лично я погрузился в непостижимый мир их диалога, трудно описать с позиции сегодняшнего дня. Японский гений, оскароносный Миядзаки вызывал и продолжает вызывать во мне трепет. В чём секрет удивительной проникновенности его работ? Думаю, что ответ лежит на поверхности: они наднациональны, они общечеловеческие в лучшем смысле этого слова. Вы практически не найдёте в них ничего, что можно было бы отнести на счёт японского менталитета и объявить непонятным и непостижимым. Даже «Унесённые призраками», работа, во многом основанная на японской мифологии, удивительно понятна и прозрачна, а также монументально атмосферна, она затягивает зрителя в некий новый мир, далёкий от реального. Эти картины затрагивают те внутренние струны, которые есть у всех на этой планете, вне зависимости от национальности, политических или религиозных воззрений. То же относится и к Норштейну.

Политика отечественного телевидения прямо противоречит этой тенденции. В отношении собственной анимации телевидение действует, как главный цензор. Оно легко пропускает весёлый развлекательный лубок, вроде технически совершенных работ студии «Мельница» или чудовищного во всех смыслах, но крайне популярного анимационного сериала про Машеньку и несчастного медведика, глядя на которого, кажется, можно либо разрыдаться, либо взяться за нож. Но оно практически не принимает к показу вещи космополитичные, не вписывающиеся в концепцию «высокого российского духовного искусства» по причине отсутствия в нём «российского», а если быть более точным, лубочного. К сожалению, эти два понятия часто путают. Вспомните знаменитый фильм «Кот в сапогах» Бардина. Разве можно счесть его неактуальным, или, скажем, патриотическим мультфильмом? «А, тебе, скотине, патриота не понять!» звучит тут как нескрываемое никем и ничем издевательство. А как вам чисто Оруэлловский «Гадкий утёнок» с чудовищным и совершенно не детским подтекстом?

Проблема в том, что отечественная анимация самого высокого уровня – это искусство, а вовсе не развлечение. Совместить эти два понятия у нас пока не получается. И важность того, что Гарри Бардина поддержали именно граждане, в то время как государство решило не обращать внимания на болезнь аниматора, говорит о том, что искусство всё-таки дышит, и сердце его бьётся. И никаким, пусть даже самым качественным и самым ярким блокбастером его не убить. Силёнок не хватит. И это вселяет надежду.


Изображения взяты из открытых источников, в том числе с официального сайта Гарри Бардина: http://www.bardin.ru/

Выскажись!



!